Два в одном

Страхование
Москва, 14.05.2012
«Эксперт Северо-Запад» №19 (565)
Среди страховщиков нет единого мнения, являются ли интегрированные в страховые компании медицинские центры самостоятельным бизнесом или играют роль своеобразной подпорки для улучшения экономики ДМС

Сразу две страховые компании (СК) заявляют о намерении открыть к 2013 году филиалы своих медицинских центров в спальных районах Санкт-Петербурга. Это решение продиктовано желанием не столько усилить свои позиции на рынке частных медицинских услуг, сколько расширить возможности инструментария, позволяющего снизить издержки в добровольном медицинском страховании (ДМС). «ДМС не является слишком прибыльным бизнесом для страховщиков – затраты в нем держатся на уровне 85-95%, а иногда экономика уходит в ноль», – утверждает советник по медицине территориального директора СК «СОГАЗ» Игорь Акулин.

Экспансия на окраины

Страховая группа «Капитал Полис», как сообщил ее генеральный директор Алексей Кузнецов, намерена расширять медицинскую составляющую бизнеса. Медцентр компании и сейчас является одной из крупнейших в Петербурге клиник, интегрированных в СК. Его площадь увеличена до 3 тыс. кв. м, недавно в центре открылись отделения стоматологии и лучевой диагностики. В планах – создание сети как минимум из пяти медучреждений. «Осуществлять программу предполагалось в два этапа – до конца этого года открыть амбулаторные отделения по 500 кв. м на севере и юге города, а затем определиться с локацией еще двух точек. Однако неожиданно возникла проблема. Мы хотели бы приобрести помещения в собственность, но, как выяснилось, очень сложно найти подходящие по местоположению и качеству площади», – поделился Кузнецов. По его словам, из-за этого «подвисает» еще один проект компании – открытие отделения амбулаторной хирургии в головном медицинском центре. Согласно бизнес-плану, его создание должно быть увязано с запуском окраинных филиалов, чтобы обеспечить стабильный поток пациентов.

Другой игрок, заявивший об экспансии, – крупнейший из аффилированных со страховщиками медицинский центр «СОГАЗ», занимающий 3,5 тыс. кв. м. Как рассказал Игорь Акулин, компания также планирует запуск двух клиник на севере и юге города. Первый филиал «СОГАЗа» работает в Купчино уже более года. Новые лечебные учреждения будут иметь тот же формат: на небольшой площади разместятся амбулатория, отделения УЗИ и функциональной диагностики. По мнению Акулина, открытие таких амбулаторий на окраинах поможет загрузить высокотехнологические исследовательские мощности главного медцентра «СОГАЗа».

Несколько клиник в Северной столице имеет и компания «РОСНО». Ее сеть «Моя клиника» состоит из двух медцентров в Петербурге и одного в Кингисеппе (Ленинградская область). По сути, это переименованные лечебные учреждения СК «Медэкспресс», вошедшей в состав группы Allianz.

Остальные страховщики пока довольствуются одним лечебным учреждением. Два года в Петербурге работает центр «Будь здоров» компании «Ингосстрах», примерно полгода назад в бизнес-центре на Богатырском проспекте начал работать медцентр «РЕСО-Гарантии», запуск которого ожидался с конца 2009 года. Вместе с названными ранее лечебными учреждениями «Капитал Полиса» и «СОГАЗа» они составляют пятерку крупнейших медцентров, созданных СК (площади от 2 до 5 тыс. кв. м). Еще у пары-тройки игроков («Ренессанс Страхование», АСК) медцентры настолько невелики, что владельцы неохотно сообщают оцифрованные параметры их деятельности. Несколько незначительных медицинских кабинетов, открытых ранее, не пережили кризис.

Особый бизнес

Далеко не все СК, в том числе лидеры рынка, считают собственный медицинский центр необходимым атрибутом деятельности в ДМС. «Лечение людей – это самостоятельный бизнес со своими бизнес-процессами, структурой, законодательным и нормативным регулированием. Он не является профильным для страховых компаний. Поэтому „Росгосстрах“ не планирует строить собственную клинику в Петербурге. Мы предпочитаем работать с профессиональными партнерами в сфере медицины», – подчеркивает заместитель по медицинскому страхованию директора филиала «Росгосстраха» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Зарема Яникова.

Как ни странно, мнение руководителя медицинского департамента Северо-Западного регионального центра компании «РЕСО-Гарантия» Оксаны Поповой совпадает с этой позицией. «Медцентр – это в первую очередь самостоятельный бизнес. Открытие медицинского центра для того, чтобы управлять издержками страховых компаний, как показывает опыт прошедших лет и других страховщиков, неэффективно. Все медцентры, которые ранее работали только с застрахованными в своих компаниях, были вынуждены выйти на рынок и предлагать медицинские услуги для всех», – напоминает она.

И хотя центр самой «РЕСО-Гарантии» пока на 90% загружен пациентами с полисами ДМС материнской СК, Попова полагает, что это временное явление, причина которого – пока недостаточная популярность новой клиники. «Мы заключили договоры на оказание услуг по ДМС со всеми ведущими компаниями города. Но мы прекрасно понимаем, что многие будут выжидать и смотреть, как развивается медицинский центр, и наращивать объемы сотрудничества постепенно. То же самое происходило после открытия „Ингосстрахом“ клиники „Будь здоров“», – замечает она.

На двух стульях

Другая позиция, высказанная двумя из опрошенных страховщиков, заключается в том, что собственный медицинский центр – это одновременно и инструмент управления издержками в ДМС, и возможность присутствовать на рынке медуслуг. «Мы стараемся органично совмещать обе описанные модели. С одной стороны, обслуживая клиентов материнских компаний, мы стремимся к достижению максимальной эффективности лечения, избегая лишних затрат. С другой – клиники должны быть привлекательными для клиентов на свободном рынке медицинских услуг», – рассуждает генеральный директор компании «Моя клиника» Алиса Шумилова.

Примерно о том же говорит Игорь Акулин. «Когда наш медцентр создавался, была обозначена его главная цель – помочь „СОГАЗу“ в развитии бизнеса ДМС на Северо-Западе. Она актуальна и до сих пор, поэтому задачи формулируются следующим образом: центр должен быть рентабельным, выполнять плановые показатели, но прежде всего – служить эффективным инструментом урегулирования убытков, так как средства частично остаются внутри корпорации», – поясняет он. Но тут же признает, что медцентр «СОГАЗ» старается проводить наступательную маркетинговую стратегию. Он вышел на рынок как клиника VIP-уровня с соответствующими ценами. Через полгода, когда выяснилось, что VIP-клиентов среди застрахованных петербуржцев немного, цены были скорректированы в сторону понижения и центру удалось стать серьезным рыночным игроком. «Мы загружены по амбулатории на 90%. К некоторым специалистам есть очереди. По стационару мы уже не удовлетворяем существующие потребности: у нас всего 22 койки», – констатирует Акулин.

Впрочем, на двух стульях усидеть весьма проблематично. Анализ потока пациентов в конечном итоге демонстрирует, использует ли СК медцентр для себя или всерьез намерена бороться за место на рынке. Так, в «Моей клинике», на 85% загруженной застрахованными в «РОСНО» и «Медэкспрессе», такое соотношение называют оптимальным. В медцентре «СОГАЗ», напротив, доли клиентов с полисами ДМС и с наличными деньгами примерно равны, причем клиенты «СОГАЗа» формируют всего 35-40% потока пациентов.

Узда для издержек

Большинство СК по-прежнему рассматривают собственные центры как возможность сократить перманентно растущие затраты на медицинские услуги. «Для нас центр – это в первую очередь способ организации управляемой медпомощи, улучшающей сервис ДМС. Такой была цель его создания в 1998 году, и сейчас это остается основным направлением его деятельности», – утверждает управляющий директор по личному страхованию Северо-Западного дивизиона «Ренессанс Страхования» Владимир Яковлев.

Показательно, что «Капитал Полис» с его стратегией развития медицинского бизнеса смотрит на свои поликлинические мощности аналогичным образом: 95% пациентов медцентра застрахованы в компании. «На сегодняшний день модель такова, что медицинские центры будут нацелены главным образом на обслуживание наших застрахованных. Это не исключает предоставление услуг за наличные деньги или даже с полисами других страховщиков, но основной фокус – это клиенты „Капитал Полиса“», – говорит Алексей Кузнецов.

На взгляд Игоря Акулина, применение внутрикорпоративных тарифов позволяет сократить издержки на лечение на 15-20%. Но не все участники рынка согласны с тем, что главное преимущество собственной клиники – это возможность управлять ценой. «Так как основные составляющие себестоимости медицинской услуги – аренда и содержание площадей, оплата работы врачей, стоимость расходных материалов и дорогостоящего медицинского оборудования, существенно снизить цены на медицинские услуги при сохранении достойного уровня качества невозможно. Экономия для клиники, интегрированной в состав группы компаний, возможна за счет повышения эффективности работы административного персонала, а также экономии средств, направляемых на маркетинг и рекламу», – убеждена Алиса Шумилова. Ключевое преимущество для страховых компаний она видит в прогнозируемости медицинских расходов и отсутствии риска искусственного повышения издержек, связанного с гиперназначениями.

Петербуржцы любят гулять

Правильное, с точки зрения СК, управление потоками застрахованных заключается в настойчивом направлении их на первичный прием к своим врачам. В начале кризиса 2008 года страховщики – владельцы медцентров предвкушали прорыв в этом направлении. Они планировали продвинуть в Петербурге распространенный на столичном рынке продукт – программы страхования, прикрепляющие клиентов к лечебному учреждению СК. Но затея не удалась. «Петербургские пациенты, в отличие от москвичей, любят гулять свободно», – иронизирует Алексей Кузнецов.

К тому же если для московских СК характерно положительное отношение к «закрепительным» программам, то в городе на Неве многие участники рынка воспринимают такую модель взаимодействия с клиентами весьма критически.

«Некоторые СК открывают свои медицинские центры и вводят их в перечень лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) программ ДМС с самого простого уровня, делая акцент на том, что „за одно посещение пациент может пройти весь необходимый комплекс обследований“. Договор заключается с обязательной оговоркой: если необходимая помощь не может быть оказана на базе медцентра страховщика, клиент может обратиться в другое медицинское учреждение, также присутствующее в перечне ЛПУ его программы ДМС. На первый взгляд это предложение кажется удобным, но фактически данная оговорка сводит к нулю одну из самых важных отличительных особенностей ДМС – возможность отойти от предлагаемого в системе ОМС прикрепления к поликлинике по месту жительства и пользоваться услугами профильных медицинских центров, имеющих современное оборудование и специалистов высочайшего класса», – размышляет директор филиала компании «Россия» в Санкт-Петербурге Михаил Кольцов.

Из-за этих особенностей петербургских клиентов ДМС страховщикам приходится искать новые способы перенаправить поток пациентов в свое лечебное учреждение. Одна из возможностей – амбулаторное обслуживание корпоративных клиентов непосредственно на производстве. «Для крупных коллективов мы организуем прием специалиста центра в медицинском кабинете предприятия. Врачи центра ведут статистику заболеваемости, благодаря этому у нас появляется возможность адаптировать программу ДМС под конкретный коллектив, предложить оптимальную профилактику заболеваемости», – рассказывает Владимир Яковлев. Другие способы – диспансеризация сотрудников компаний-страхователей по одному заболеванию (как правило, кардиологическому) или скрининг состояния здоровья коллектива. В «Ренессанс Страховании» такие программы включают в себя электронное анкетирование, анализ полученных данных и составление групп здоровья, проведение дополнительного обследования и выдачу личным врачом индивидуальных рекомендаций.

Принявшие участие в опросе страховщики сходятся во мнении, что в ближайшие несколько лет лечебные учреждения СК останутся преимущественно инструментом сокращения страховых выплат по ДМС. Однако в дальнейшем, с развитием рынка медицинских услуг, компании начнут отказываться от врачебных кабинетов и небольших амбулаторий. Крупным медцентрам, интегрированным в СК, придется более серьезно включаться в конкуренцию за пациента с рынка.

Санкт-Петербург

Наличие или отсутствие собственного медицинского центра не влияет на уровень выплат в ДМС
Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №19 (565) 14 мая 2012
    Высокоскоростная магистраль
    Содержание:
    Непрозрачные намерения

    Строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург обсуждается в закрытом режиме, хотя проект, лоббируемый РЖД, несет очевидные риски

    Реклама