Общество

Москва, 26 ноя, среда

Проверка форумом

«Эксперт Северо-Запад» №22 (568) 04 июн 2012, 00:00

Консорциум по разработке Штокмановского проекта может поменять не только состав участников, но и схему возврата инвестиций

Компания Shtokman Development AG (SDAG) снова перенесла срок принятия окончательного инвестиционного решения по Штокману. Партнеры договорились о том, что принятые еще в 2007 году соглашения о создании оператора проекта продлеваются до 1 июля. Тем не менее возникли слухи о выходе из Штокмана норвежской компании Statoil, которые развеял ее руководитель Хельге Лунд на встрече с президентом России Владимиром Путиным. «Газпром» и Statoil объявили о вероятных изменениях в концепции освоения месторождения: предполагается, что штокмановский газ будет экспортироваться только в сжиженном виде. Кроме того, концессионеры ждут от российских властей существенных налоговых послаблений для обеспечения приемлемых сроков окупаемости. Также не исключено, что нынешний состав SDAG изменится и в него войдут другие иностранные участники. Ситуация вокруг Штокмана весьма запутанная, но переоценка проекта вселяет надежды на создание более либеральных условий добычи газа на российском шельфе.

Смена декораций

В сентябре 2005 года практически все газеты Норвегии написали на первых полосах, что норвежские компании Statoil и Norsk Hydro попали в короткий список будущих участников разработки Штокмановского месторождения. В основном тогдашние комментарии сводились к простой мысли: благодаря освоению гигантского баренцевоморского месторождения норвежская нефтяная сказка продлится на многие годы. Ведь прогнозы добычи углеводородного сырья на норвежском шельфе в то время были пессимистичны: старые месторождения иссякали, а ресурсы вновь открытых оказывались меньше ожидаемых.

Но по прошествии пяти лет даже слух о том, что Statoil выходит из Штокмана, никого в Норвегии не удивил. В стране давно привыкли к регулярным переносам принятия окончательного инвестиционного решения и постоянно циркулирующим слухам о серьезных разногласиях между участниками проекта. Однако интерес к Штокману ослаб не столько из-за того, что проект так по-настоящему и не начался, сколько из-за кардинально изменившейся газовой картины мира.

США успешно освоили добычу сланцевого газа, в результате ближневосточные экспортеры сжиженного природного газа (СПГ) стали поставлять его в Западную Европу. Газовые цены, особенно на европейском спотовом рынке, упали, кроме того, потребление этого топлива снизилось из-за спада промышленного производства. В Норвегии в течение последних двух лет было открыто несколько перспективных газовых месторождений и долгосрочные прогнозы добычи значительно улучшились.

Серьезные надежды возлагаются на район Баренцева моря, который отошел Норвегии по договору о разграничении морских пространств, подписанному с Россией. Норвежский Директорат нефти уже приступил к геологоразведке в этой акватории, размер которой – около 90 тыс. кв. км. «Мы начали сейсмические исследования в восточной части Баренцева моря, есть виды на газ у острова Ян-Майен. Кроме того, найдено несколько перспективных месторождений в Баренцевом море, например Скругард. Я не встревожен так называемым коллапсом, который якобы должен наступить после 2020 года», – констатирует заместитель министра нефти и энергетики страны Пер Рюне Хенриксен.

Statoil занят не столько решением проблемы увеличения ресурсной базы, сколько тем, каким образом и куда доставлять газ с новых баренцевоморских месторождений. Государственная компания Gassco обосновывает необходимость строительства новых веток газопроводов протяженностью 1 тыс. км. А оппоненты, среди которых руководители профильного министерства, считают более целесообразным создание второй очереди завода по производству СПГ на месторождении Снёвит. Оба варианта сравнимы по стоимости, но транспортировка газа по трубам привязывает его к европейскому рынку, а СПГ можно доставить практически в любую точку мира. «Пока Европа четко не заявит, что нуждается в значительных поставках из Норвегии и в будущем, вопрос об огромных инвестициях в новые газопроводы останется открытым. Ведь у Норвегии есть возможность весомого заработка и на глобальном рынке СПГ. Мы неплохо зарабатываем на газе, который доставляется судами в Японию», – предупредил министр нефти и энергетики Ула Бортен Му.

Понятно поэтому, почему в условиях неопределенности спроса на газ норвежцы стали осторожнее в оценке перспектив Штокмана. И прежнее стремление играть с «Газпромом» по любым правилам сменилось желанием получить от проекта как можно больше выгод. Заместитель директора Института имени Фритьофа Нансена Ариль Му отметил, что изменившиеся рыночные условия делают Штокмановский проект менее выгодным, чем пять лет назад. «И Total, и Statoil ясно сказали, что налоговый режим для Штокмана должен стать куда более привлекательным. Издержки должны снизиться, но также важна и сама организационная структура проекта», – полагает он.

Третий лишний?

Конец мая ознаменовался явным оживлением в освещении событий вокруг проекта. Руководители «Газпрома», которые прежде никогда не комментировали разногласия с партнерами по Штокману, выступили с целым рядом важных заявлений. Агентство Reuters процитировало зампреда правления «Газпрома» Виталия Маркелова, отвечающего за инвестиционные проекты: «Проект находится в стадии переоценки. Решение о том, какие компании примут в нем участие и каким станет сам проект, будет принято в июне». Reuters сообщает также, что, по словам неназванного источника, один из нынешних партнеров «Газпрома» в SDAG покинет консорциум и ему найдут замену. Все договоренности, заключенные в рамках SDAG, будут аннулированы, а сама структура, возможно, станет меньше. С этого момента начнется новый этап работы над проектом, в том числе его техническими и финансовыми аспектами.

Поскольку партнеров у российского монополиста двое – норвежский Statoil и французский Total, выбор кандидатов на исключение невелик. Наиболее вероятный прогноз – Штокман покинут норвежцы. «Норвежская сторона ни на что толком не соглашается и ведет себя крайне нервно», – утверждал источник «Коммерсанта» в «Газпроме». Однако последующая встреча Хельге Лунда с Владимиром Путиным и председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером показала, что концерн пока уходить не собирается. Ариль Му, который еще в 2006 году говорил, что «Газпром» пересмотрит свое решение о самостоятельной (без иностранных компаний) разработке Штокмана, еще до встречи Лунда с российским президентом засомневался в уходе соотечественников. «Совсем не очевидно, что Statoil собирается выходить из проекта. И если какая-то из компаний покинет проект, то вовсе не обязательно, что это будет Statoil», – заметил он.

По его мнению, шансов выйти из Штокмана больше у французов. «Total выступает партнером в другом арктическом проекте – строительстве завода по переработке СПГ на Ямале (проект „Ямал СПГ“, который реализуют на Южно-Тамбейском месторождении „НОВАТЭК“ и Total. – „Эксперт С-З“). Оба проекта в определенном смысле конкурируют, что вносит неуверенность в положении Total», – утверждает Му. Добавим: если следовать догмам кремленологии, то отсутствие на встрече с Путиным руководителя Total может свидетельствовать о получении им своеобразной черной метки. Кристоф де Маржери предлагал отодвинуть принятие окончательного инвестиционного решения еще на год, что могло не понравиться президенту РФ, ожидавшему решения еще в конце 2011 года.

Источники Reuters и «Коммерсанта» сошлись на том, что новым участником проекта станет голландская Shell. «Переговоры о вхождении Shell в Штокман уже начались. Рассматриваются разные альтернативы, но „Газпром“ сохранит долю 51%», – заверяют СМИ эксперты. Миллер эту информацию не подтверждает, но отмечает, что его компания уже давно и успешно работает с голландцами.

На самом деле для зарубежных концессионеров важны правила игры, а не состав участников. В 2007 году французская и норвежская компании согласились на сложную схему возврата инвестиций, которую им навязал «Газпром». Total и Statoil не участвуют напрямую в распределении прибыли, поскольку газ со Штокмана будет продавать российский монополист. Кроме того, обе компании не могут поставить часть штокмановского газа себе на баланс, что не позволяет им увеличить капитализацию. Наконец, российские власти так и не предоставили им четкие гарантии налоговых послаблений, без которых проект становится коммерчески невыгодным.

Норвежцы убеждены, что без специального налогового режима принятие окончательного инвестиционного решения невозможно. Об этом «Эксперту С-З» недвусмысленно заявил директор департамента по связям с общественностью Statoil Бор Глад Педерсен: «Налоговые преференции необходимы, чтобы сделать проект экономически состоятельным. А решение об инвестициях, очевидно, зависит от того, является ли проект окупаемым».

В новом формате

На встрече с Хельге Лундом Владимир Путин высказал пожелание, чтобы работа над окончательным инвестиционным решением завершилась к открытию Международного экономического форума в Санкт-Петербурге. Вероятно, участникам этого мероприятия представят обновленные организационные и технические пути добычи газа на Штокмане. «Источники, близкие к проекту, говорят о возможности его существенного переформатирования, включая такие опции, как объединение всех трех фаз проекта, изменение технологической схемы, увеличение доли СПГ в конечной продукции и ряд других», – поделился аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин. На его взгляд, такие серьезные изменения еще дальше отодвинут начало этапа строительства.

В свою очередь, Ариль Му уверен, что «Газпрому» придется пересмотреть саму схему взаимодействия с иностранными партнерами. «Крупных нефтяных игроков больше не устраивает роль технических консультантов в проекте, они привыкли зарабатывать не этим», – объяснил он «Эксперту С-З». Так или иначе, наметившаяся перестройка проекта неминуемо должна привести к большей либерализации добычи газа на российском шельфе. Времена, когда «Газпром» единолично определял правила игры, уходят в прошлое. 

Санкт-Петербург




СМИ2


РИА Новости

Новости, тренды

Фото: Город-сказка, город-мечта

Каким станет мегаполис будущего



Реклама
Реклама


ИноСМИ


Infox


TOP

  1. Говорить будем только открыто
    Вице-президент США Джозеф Байден и замгоссекретаря Виктория Нуланд (фактически курирующая в Госдепе российское направление) прибыли с визитом в Киев. В России будут внимательно следить за этим визитом - по его содержанию можно будет сказать, готов ли Белый дом искать компромисс с Кремлем
  2. Разделенная Германия
    Все больше немцев выступают за улучшение отношений с Россией. По этому вопросу страна раскололась на запад и восток
  3. Переговоры в Москве: взгляд с немецкой стороны
    Оценивая итоги российско-германских переговоров в Москве по украинскому вопросу немецкая пресса задается вопросом, не появились ли трещины в тандеме Меркель – Штайнмайер, или внешние разногласия являются тактической уловкой, направленной на ослабление внимания со стороны Кремля
  4. Киев возвращают в Минск
    Появились первые итоги визита вице-президента США Джозефа Байдена на Украину. И они оказались весьма оптимистичными - правда, не для Киева, а для Москвы
  5. Зачем Россия вооружает Китай
    Визит министра обороны РФ в Китай завершил процесс оформления «особого статуса» КНР в качестве военно-стратегического партнера и открыл ей доступ к отечественным критическим военным технологиям первого уровня. В итоге Пекин получит для исследования и дальнейшего копирования малые партии передовых изделий российского ВПК


РИА Новости

Прайм


Новости мира




ОБЩЕСТВО

Фото: ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ

Недвижимость

Среда выживания, а не жизни

Новая градостроительная политика Подмосковья предполагает более цивилизованные формы строительства, однако она не может предотвратить деградацию качества жизненной среды

Госорганам напомнили о сроке давности

Конституционный суд постановил, что срок давности привлечения к административной ответственности в частности по делам о нарушении правил дорожного движения должен составлять три месяца, а не год, как то часто представляют себе полиция и прокуратура. Нередко представители власти обращаются в суды с опозданием ввиду большой волокиты и в расчете на юридическую безграмотность штрафников.

Фото: предоставлено администрацией г.о. Долгопрудный

История муниципального успеха

Подмосковный Долгопрудный реализовал эффективную стратегию развития, сделав ставку на инновационную экономику и удержание профессиональных кадров. В результате высокие доходы городского бюджета позволили перейти к активной социальной политике