Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Система взаимных координат

2012
Иллюстрация: Владимир Басов

Немецкие компании готовы инвестировать в экономику Петербурга. Необходимо обеспечить прозрачные правила игры и обозначить четкие инвестиционные приоритеты

Дата проведения Дней Санкт-Петербурга в Баварии была определена задолго до самого мероприятия, но так случилось, что прибытие официальной делегации города в Мюнхен произошло на неблагоприятном информационном фоне. За несколько дней до визита правительство Петербурга окончательно поставило крест на проекте по строительству Орловского тоннеля под Невой, в котором должны были принимать участие несколько немецких поставщиков технологического оборудования, в частности компания Herrenknecht – один из ведущих игроков рынка горнопроходческого и подземного оборудования. Ранее генеральный консул Германии в Петербурге Бенедикт Халлер отмечал, что немецкие бизнесмены внимательно наблюдают за тем, как разворачивается ситуация вокруг проекта. «Если проект будет разморожен, это пойдет на пользу в том числе развитию экономических взаимоотношений наших государств», – говорил Халлер (см. «Культура ведения дел», «Эксперт С-З» №12 от 26 марта 2012 года).

И пусть головной офис Herrenknecht находится не в Баварии, а в федеральной земле Баден-Вюртемберг, бизнесмены из Мюнхена успели получить достаточно негативной информации об инвестиционной политике Петербурга. Однако следует отдать должное и принимающей стороне, и представителям Северной столицы: в ходе переговоров проблематика инвестиционных соглашений обсуждалась исключительно в контексте потенциальных проектов. Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко сразу заявил о том, что город заинтересован в приходе новых инвесторов, и пообещал оказывать им всю возможную поддержку.

Деревня с миллионом жителей

Премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер считает, что инвестиции в петербургскую экономику прекрасно вписываются в ранее принятую баварским правительством стратегию «экономического расширения на восток». А министр экономики Баварии Мартин Цайль уверен, что Мюнхен и Петербург «замечательно подходят друг другу». Оба – важные экономические игроки в своих странах, имеют развитое производство в таких секторах, как машиностроение и судостроение. Как и у города на Неве, у Мюнхена удобное географическое положение – в центре Европы, что позволяет быть сильным связующим звеном в международной торговле.

При этом сами мюнхенцы называют свой город деревней с миллионом жителей, иронично подчеркивая его провинциальность. Исполнительный вице-президент группы «Оптоган» Алексей Ковш имеет иное мнение и называет Мюнхен Кремниевой долиной Германии. «Бавария – лучшее место для внедрения высоких технологий. Когда мы начинали обдумывать проект по размещению производства в Германии, рассматривали несколько вариантов. В итоге выбрали Мюнхен, и не только потому, что это удобно с точки зрения логистики. Здесь высокопрофессиональные кадры в сфере новейших технологий», – объясняет он.

Проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Александр Карлик предлагает изучить опыт работы Баварии в рамках Всемирной торговой организации. Мартин Цайль дополняет перечень конкурентных преимуществ Баварии высокими компетенциями в сфере комплексных решений по вопросам инфраструктуры, кластерных инициатив, энергоэффективности и новейших технологий в производстве материалов. «Научные компетенции Баварии – одни из ведущих в мире», – продолжает председатель совета директоров завода «Звезда» Павел Плавник.

Плавник вспоминает, что четыре года назад именно во время визита в Мюнхен и детального знакомства с работой баварских промышленных кластеров у группы петербургских бизнесменов возникла идея создать инновационный технологический кластер машиностроения и металлообработки. «В итоге мы получили возможность выстроить систему субконтрактации, которая позволяет предприятиям, и нам в том числе, существенно экономить средства на поддержание и развитие технологической базы», – замечает он. По словам Плавника, инжиниринговые компании Германии и Австрии уже принимают участие в российском проекте по созданию дизельного двигателя нового поколения. Баварские компании интересны Петербургу не только как поставщики оборудования и технологий, но и – в случае наличия дочерних предприятий в России – как бизнес, решающий задачи по локализации производственного процесса.

Инфраструктурные технологии баварских фирм могут пригодиться и в реализации проектов Национального центра динамических испытаний транспортной отрасли, созданного компаниями «Российские железные дороги» и Deutsche Bahn. Один из научных организаторов центра – Мюнхенский технический университет, что, как полагает генеральный директор НПО по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» Сергей Цыбуков, автоматически подразумевает высокий потенциал взаимодействия германских и российских предприятий.

Ветряки и остальное

Как известно, после аварии на атомной электростанции «Фукусима-1» в Японии правительство Германии приняло решение закрыть семь атомных электростанций. Страна оказалась перед необходимостью выбора нового пути развития энергетической отрасли. Решение на первый взгляд оказалось неоднозначным: в среднесрочной перспективе вся энергетика Германии должна перейти на получение энергии за счет возобновляемых источников. Флагманом в этом процессе стала Бавария. «Энергетический вопрос действительно очень важен. Если в Германии отключится свет, в этом будет виновато федеральное правительство», – размышляет Хорст Зеехофер.

«До 2025 года генерация электроэнергии в Мюнхене должна полностью перейти на возобновляемые источники. Мы первый город-миллионник в Европе, поставивший перед собой столь амбициозные цели», – не скрывает гордости Флориан Бибербах, коммерческий директор компании Stadtwerke Munchen GmbH, отвечающей за коммунальное хозяйство Мюнхена. Проект оценивается в 9 млрд евро, акцент будет сделан на развитии сети гидроэлектростанций, широком использовании солнечных батарей и строительстве ветропарков. Очевидно, что в самой стране имеющихся мощностей недостаточно, поэтому Stadtwerke Munchen активно инвестирует в проекты развития возобновляемой энергетики в других государствах Европы.

К примеру, в парк ветросиловых установок Gwynt y Mor на северном побережье Уэллса компания инвестировала 2 млрд евро. Вырабатываемая в парке электроэнергия обеспечит потребности 240 тыс. жителей Мюнхена, констатирует Бибербах. В целом потребность города в электроэнергии составляет 7,5 млрд кВт·ч в год, и Stadtwerke Munchen стремится максимально диверсифицировать поставщиков энергии (с точки зрения как использования технологий, так и географического разнообразия), чтобы избежать рисков недопоставки. Глобальная же цель – сделать Мюнхен одной из наиболее привлекательных энергетических бизнес-площадок в Европе.

Петер Штейер, который в Stadtwerke Munchen курирует централизованную сеть теплоснабжения Мюнхена, подтверждает ставку Баварии на внедрение новейших технологий. Он тоже говорит о стремлении города стать первым – но уже в пределах Германии – по обеспечению тепловой энергией из возобновляемых источников. К 2040 году, по подсчетам Штейера, Мюнхен на 100% будет отапливаться за счет объектов возобновляемой энергетики. За последние десять лет компания инвестировала более 500 млн евро в модернизацию теплоэлектроцентралей комбинированного типа, вырабатывающих и электроэнергию, и тепло.

Но самым интересным обещает стать проект по получению геотермальной тепловой энергии. С глубины 3 тыс. м на станцию, расположенную на поверхности, подкачивается термальная вода, тепло которой отводится и используется для отопления. Охлажденная вода поступает обратно в грунт для сохранения его гидрологии. «Этот проект мы начали разрабатывать недавно, нужно еще провести изыскания, сейсмические замеры. Две скважины уже эксплуатируются, но скорее как опытные», – поясняет Штейер. В целом Мюнхену необходимо 16 скважин, бурение каждой из которых оценивается в 15-20 млн евро.

Не вглубь, но в небо

Первое, что бросается в глаза на улицах Мюнхена, – масштабное строительство дорожной инфраструктуры. Предупреждающие о ремонтных работах знаки висят повсеместно, водители стоят в пробках, пусть и несопоставимых с пробками в Москве и Петербурге. «Одна большая дорожная стройка», – признает руководитель транспортного проекта BAUER Gruppe Йохан Виттманн.

На одном из участков среднего окружного кольца, по которому ежедневно проезжает свыше 150 тыс. автомобилей, BAUER создает дорожный тоннель. Любопытно, что его проектирование началось еще в 1997 году, однако затем проект был заморожен из-за отсутствия финансирования. Вторая интересная особенность – решение о прокладке тоннеля принималось на городском референдуме. «Из бюджета выделяется определенная сумма для финансирования инфраструктурных проектов в конкретном городском районе. И уже сами жители выбирают, куда пойдут эти деньги. Были две инициативные группы – члены первой хотели построить новые дороги, вторая выступала за возведение школ и детских садов. С небольшим перевесом победила первая группа, и вот теперь мы здесь копаемся», – улыбается Виттманн.

Копается BAUER, кстати, за весьма приличные деньги. После возобновления проекта стоимость тоннеля длиной 2,1 км с двумя открытыми участками оценили более чем в 300 млн евро. Это типичный пример государственного развития инфраструктуры: 123 млн евро под проект выделил федеральный бюджет, остальные инвестиции поступили из бюджета города. Никаких частных средств. При этом открытые участки появились в проекте как раз для экономии – если бы тоннель был полностью закрытым, его стоимость возросла бы на 40 млн евро.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Козырев уточняет, что в Северной столице из-за особенностей грунтов возможно создание скорее надземной дорожной инфраструктуры, нежели подземной. «Стоимость строительства пешеходного перехода над дорогой в среднем в десять раз дешевле, чем под землей. Что уж тогда говорить о более масштабных проектах! Однако это не означает, что нам не нужно изучать опыт немецких строителей, – убежден он. – Немного другие технологии, к примеру в Мюнхене при прокладке тоннелей не используют гидроизоляцию: зачем, если тут достаточно глубокий уровень залегания грунтовых вод? В Петербурге, где грунтовые воды залегают во многих местах менее чем на 1 м от поверхности земли, без гидроизоляции и прочих технологий проект окажется значительно дороже».

Санкт-Петербург рассчитывает на привлечение частных инвесторов в строительство дорожной инфраструктуры, в сферу жилищно-коммунального хозяйства, резюмирует Козырев. А увиденное в Мюнхене свидетельствует о том, что у баварских компаний есть хорошие конкурентные преимущества для работы на петербургском рынке.         

Мюнхен – Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №23 (569)

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама