Размышления о новой политике

Тема недели
Москва, 12.11.2012
Преобразования в экономической и социальной сферах станут основой последующего полноценного развития Ленинградской области

Фото: архив «Эксперта С-З»

Прошло почти полгода с того момента, как я был назначен губернатором Ленинградской области. С одной стороны, это достаточный промежуток времени, чтобы понять наиболее важные проблемы, которые мешают двигаться вперед, взглянув на них с новой точки зрения и с новой мерой ответственности. С другой – это небольшой срок, чтобы достичь весомых результатов. В первую очередь потому, что проблемы очень серьезные. Поэтому мне кажется наиболее важным не перечислять победы и успехи, которые уже есть и которые дороги тем, кто работает вместе со мной, а еще раз попробовать объяснить смысл того, что мы с командой правительства Ленинградской области делаем, будем делать и почему мы делаем именно так.

Прогноз, в котором трудно ошибиться

Прежде всего – о том, почему понадобилось что-то менять. Почему нельзя оставить, что называется, все как есть? Ведь Ленинградская область – регион-донор, имеющий профицитный бюджет, растущий валовый региональный продукт, увеличивающиеся среднедушевые денежные доходы населения, по объему инвестиций в основные средства опережающий большинство регионов и вполне успешно развивающийся в последнее десятилетие.

Дело в том, что это десятилетие область в значительной степени развивалась за счет федеральных проектов. Инвестиции, которые давали главный толчок для динамичного развития, в основном приходили из федерального центра (либо с его помощью). Это касается развития портов, в частности – в Усть-Луге, строительства ЛАЭС-2 и «Северного потока», проектов, осуществляемых РЖД.

Мы прогнозируем, что ресурс удобного географического положения, долгие годы приносивший области основные дивиденды, себя исчерпает. Точнее – должны измениться качество этого ресурса и принципы его использования. У нас десятилетие более 40% инвестиций вкладывалось в транспортно-логистическую систему. Это рано или поздно закончится: мы построим новую автомобильную дорогу Санкт-Петербург – Москва, портовые сооружения, введем в строй третью и четвертую нитки «Северного потока», завершим реконструкцию Октябрьской железной дороги. На это уйдет пять лет. А вот о том, что будет впоследствии, надо думать прямо сейчас. И нельзя терять время.

За это же десятилетие сложилась четкая ориентация областного бизнеса и трудовых ресурсов на рынок Петербурга. Следствием этого стало развитие территорий, расположенных на границах города, и превращение отдаленных районов области в депрессивные территории, не имеющие ни инвестиционного потенциала, ни перспектив развития. На самих приграничных территориях из-за практически неконтролируемого жилищного строительства качество жизни населения тоже начало ухудшаться, увеличивая экологические и инфраструктурные проблемы.

Ситуацию стремительно усугубляли издержки законодательства о разделении полномочий государственной и муниципальной властей и зачастую некомпетентность последней. Я даже вывожу за рамки данного рассуждения коррупционную составляющую, которая активно влияла на ситуацию.

К этому прибавлялось и то, что доля пенсионеров среди населения области постоянно росла и продолжает расти. У нас нет баланса в трудовых ресурсах. Причина не только в демографической яме конца 1990-х – начала 2000-х годов, но и в отсутствии взвешенной кадровой политики. Долгое время кадры готовили без увязки с потребностями развития региона. В результате более чем достаточно юристов, бухгалтеров, менеджеров, а нужны люди совсем других профессий. Причем эти профессии сегодня достаточно хорошо оплачиваются и, сколько себя помню, всегда были уважаемыми в нашей стране. Это в первую очередь инженерные кадры, квалифицированные рабочие – так называемые «синие воротнички». И это одна из причин кратного увеличения в Ленобласти миграционных потоков, среди которых особое место занимают незаконные мигранты.

У нас в регионе один из самых низких по России уровень безработицы. Из этого, в свою очередь, следует простой вывод: при том что необходимо повышать уровень жизни и уровень доходов населения области, свободных рабочих рук для развития, создания новых производств практически нет. А если не создавать новые предприятия, выпускающие продукцию с более высокой добавленной стоимостью, подъем уровня жизни населения становится крайне проблематичным.

Не секрет, что до недавнего времени даже крупные инвесторы, вкладывавшие значительные деньги в производство, расположенное в области (например, голландцы и немцы, серьезно вложившиеся в наш птицепром), в своих бизнес-планах ориентировались на рынок Петербурга. То есть зарабатывать они собирались именно там. И только в последнее время начался серьезный рост доходов населения области. На это сразу отреагировала сетевая торговля, вышедшая за пределы мегаполиса. Возможно, теперь мы сможем избавиться от застарелого парадокса, когда наши жители, зарабатывая деньги в области, тратили их в Северной столице.

Добавлю необходимость повышать конкурентоспособность продукции и услуг, связанную с вступлением страны во Всемирную торговую организацию, глобальной конкуренцией, макроэкономическими проблемами, общими для мировой экономики кризисными явлениями и ожиданиями.

В результате правительство Ленинградской области и я как губернатор оказались перед выбором: либо менять привычную для всех областных управленцев политику, менять правила, создавать новые принципы и стандарты управления, развивать новые производства, изыскивать резервы и двигаться вперед – осмысленно, системно, имея стратегию и четкую перспективу, либо оставить все как есть и ждать, пока эта машина заглохнет и покатится назад. И мы свой выбор сделали.

Мы будем создавать новую экономику, гарантирующую развитие и стабильность. Это должна быть экономика с конкурентоспособной промышленностью, современной инфраструктурой, развитой сферой услуг, эффективным сельским хозяйством. Такая экономика должна работать на современной технологической базе. Мы будем обязаны выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее материальные и кадровые ресурсы. Абсолютно уверен, что мы сделаем это.

Цели и принципы новой политики

Цель работы любой власти – повышение качества жизни населения своего региона. Эта вроде бы азбучная истина требует пояснения, потому что порой возникают ситуации, когда власть вроде бы старается, исправно отчитывается перед вышестоящим начальством о достигнутых успехах, а среди жителей растет количество недовольных. Поэтому важнейший принцип, которому мы следуем и будем следовать, – принимаемые решения должны быть понятны и поддержаны населением Ленобласти. Люди должны видеть и чувствовать, что наши управленческие решения принимаются в их интересах.

Поэтому мы выстраиваем гибкую систему обратной связи в виде традиционных прямых линий с участием губернатора, постоянного учета и анализа обращений граждан в различные инстанции, а также мониторинга и проведения социологических опросов и исследований всех видов. Кроме того, находимся в постоянном диалоге с экспертами и специалистами, бизнес-сообществом, экологическими организациями и многими другими активными и неравнодушными гражданами. Мы, как мне кажется, умеем слушать и слышать наших граждан и не отделяем себя от них.

Наша ответственность состоит еще и в том, что мы должны четко понимать, куда движемся и что нас ждет через 20-30 лет. Причем не только представлять это в общих чертах или на уровне пожеланий, но и знать максимально точно и конкретно – на уровне цифр, расчетов, графиков, сценариев. Именно поэтому мы начали свою системную работу с двух важнейших направлений – схемы территориального планирования и Концепции социально-экономического развития региона до 2025 года. Потому что именно от наличия таких планов и программ напрямую зависит достижение цели – улучшение жизни людей, проживающих в области. От того, какие экономические проекты мы сможем запустить и какие преобразования осуществить, зависит то, где появятся новые производства, кто на них будет трудиться и сколько зарабатывать, где при этом будут учиться дети, где люди будут отдыхать, лечиться.

Новые старые вопросы

Схема территориального планирования Ленинградской области сразу столкнулась с трудностями. Двухуровневая система местного самоуправления, которая в регионе имеет форму муниципалитетов на уровне поселков и городов, а также на уровне муниципальных районов области, дала сбой в плане элементарной координации.

Когда мы стали смотреть на результаты этой работы, то увидели, что генеральные планы поселений не увязаны с планами развития районов, а те, в свою очередь, не учитывают планы областные, а тем более – федеральные. Сейчас кропотливо доводим эту работу до приемлемого результата, чтобы на планах и схемах было понятно, где предполагается размещение промышленных зон, где будут зоны рекреационные, лесные, туристические, жилые.

Необходимость развивать инфраструктуру понимают все, но далеко не все готовы и могут учитывать интересы жителей всего региона. Например, в муниципалитетах, расположенных на границе с Петербургом, активно развивается жилищное строительство. Это понятно: ведь оно выгодно бизнесу, выгодно муниципальной власти, получающей доходы. Но даже здесь появляются проблемы. Строятся высотные дома, а дорог нет. Социальных объектов – детских садов, домов культуры – тоже нет. Люди, живущие в этих домах, работают в Петербурге и там же платят подоходный налог. Денег на развитие социальных объектов и их обслуживание нет. Вопрос к муниципальной власти: о чем думали, когда принимали решение? Ответов нет.

Наша задача – чтобы такие ответы появились у всех муниципальных руководителей, чтобы их могли получить все жители Ленинградской области. И работа над схемой территориального планирования – способ найти эти ответы.

Концептуальный подход

К созданию Концепции социально-экономического развития привлечены Центр стратегических разработок «Северо-Запад», а также компания с совсем непохожей и незамутненной позицией – иностранный партнер – финская Finnish Consulting Group Ltd. Концепция разрабатывается с участием и наших областных экспертов. В этой работе участвуют также муниципальная власть, бизнес, журналисты, экологи, специалисты из различных областей хозяйства. Основные акценты сейчас – экономические, хотя мы ни на минуту не забываем о своей главной обязанности, главной цели – повышении качества жизни граждан. Но не построив экономический базис, мы не решим социальные задачи.

Нам важно построить «локомотив», который потащит социальный «состав». Насколько мощным он будет, столько социальных «вагонов» и сможем прицепить. Насколько мощной, плотной и финансово емкой будет экономика, столько налогов сможем собрать. А сколько будет налогов, столько возможностей появится для развития социальной сферы. Каждый из нас должен понимать простую вещь: построенный и работающий новый завод на территории области – это построенный детский сад, спортивная площадка, оборудованная школа или больница.

Первые контуры такой экономики уже видны. Прежде всего это четкое определение и дальнейшее развитие точек роста. В Усть-Луге на площади около 4 тыс. га создаем промышленную зону, где сосредоточатся современные перерабатывающие предприятия – машиностроительные, химические и иных отраслей. Во всех муниципальных районах развиваем инженерно подготовленные производственные площадки, потому что это тоже механизм создания точек роста. Особое внимание уделяем площадкам в 30-километровой зоне от Петербурга, но и отдаленные районы области не забываем.

Нам понятны направления, за которыми будущее. Первое – это автомобилестроение. Ленинградская область уверенно становится одним из центров автомобилестроения в России. У нас есть завод «Форд» и уже с десяток предприятий, которые производят автомобильные компоненты, – «Евродиск» в Кингисеппе, «Йура Корпорейшн» в Ивангороде (пластмассовые детали), «Нокиан Тайрес» во Всеволожске (шины). К нам приходят предприятия, которые будут выпускать электронное оборудование, – Bosch, Siemens.

Второе направление, широко представленное в нашей производственной палитре, – современные строительные материалы. Открываются новые заводы – керамический, кирпичный, цементный. Норвежский концерн JOTUN недавно заложил завод по изготовлению лакокрасочной продукции. Третье направление, по которому мы вместе с Петербургом включаемся в эксперимент, – организация фармацевтического кластера. Будем производить лекарственные препараты с рядом известных европейских фирм.

Следующее направление – инновационные технологии. Мы начнем развивать их на базе Петербургского института ядерной физики имени Б.П. Константинова РАН. В первую очередь речь идет о современных ядерных технологиях, создании и использовании современных материалов. Не случайно инновационный центр разместится в Гатчине, рядом с институтом. В ближайшие годы в этот проект будет инвестировано около 20 млрд рублей.

Получит дальнейшее развитие традиционное для Ленинградской области химическое производство. В Киришах будет запущен гидрокрекинг – глубокая переработка нефти. Планируем возвести завод по производству сжиженного газа в районе портовых сооружений. Рассчитываем, что у нас будет построен как минимум еще один целлюлозно-бумажный комбинат, причем это будет предприятие-гигант. Одной из точек роста станет складская логистика. В ближайшее время ожидаем настоящего бума такого строительства, потому что Петербург просто задыхается от складов, которые надо выводить из города. Мы уже ведем переговоры с десятком крупных игроков в этой сфере бизнеса.

Мы абсолютно убеждены, что если станем двигаться согласно разработанному плану, в рамках стратегии, которую сформируем к концу года, то достигнем всех поставленных целей. У региона появится огромный ресурс, используя который, мы сможем модернизировать социальную сферу Ленинградской области так, что это почувствует каждый житель 47-го региона в каждом районе, каждом городе и каждом поселке.

Главное препятствие – проблемы управления

Главным препятствием на сегодняшний день я считаю проблемы управления. Это касается и системного, структурного уровня, и кадрового потенциала. Именно поэтому мы проводим реформу системы муниципального самоуправления. Несмотря на то что нас во многом тормозит устаревшее и неэффективное, на наш взгляд, законодательство, мы двигаемся по этому пути очень уверенно.

В Ленинградской области 221 муниципальное образование. У каждого – свои депутаты и своя администрация. Правда, не все имеют даже отдельные помещения, в которых администрацию можно разместить. Доходов некоторых муниципалитетов не хватает даже на зарплату сотрудников администрации, не говоря уже о том, чтобы иметь средства и возможности выполнять работу, которую и призвана выполнять любая власть, – заботиться о повышении качества жизни людей. И люди справедливо задают вопрос: а зачем такая власть нужна? Поскольку ответа нет, и нет достаточно длительное время, происходит дискредитация всей системы власти вообще. Кто от этого выигрывает? Никто.

Наша идея – объединить такие муниципалитеты хотя бы до уровня, на котором у муниципальной власти появляются реальные ресурсы для выполнения своих функций, для влияния на жизнь населения. Лучше всего, конечно, выйти на районный уровень – там такие рычаги присутствуют в полной мере. Но, возможно, получится это не сразу.

Кроме того, тормозом для развития области является нынешний кадровый состав администрации муниципальных образований. Далеко не все руководители имеют представление о том, как управлять финансами, распределять средства, поступающие от сбора местных налогов, как строить взаимоотношения с инвесторами. Откуда берутся инвесторы и что для этого можно и нужно делать, для многих тоже является загадкой. Мириться с такой ситуацией не могут ни население, ни областное правительство. Поэтому мы проводим реформу. Мы не намерены устраивать революцию – шаги будут поступательными и компромиссными. Задача кого-то чего-то лишить, как это может быть представлено некоторыми муниципальными руководителями, не стоит. Мы хотим простой вещи – чтобы муниципальная власть полностью разделяла ответственность за принятие решений, за перспективы развития территории и за конечный результат.

Именно таким подходом продиктованы решения о частичной смене команды областного правительства. И именно такая логика прослеживается в смене некоторых районных руководителей. Логика жизни, логика закона. Искать иную подоплеку в прокурорских и иных проверках – лукавство. Тем, кто работает честно, грамотно и эффективно выполняет свои функции, не о чем беспокоиться. А тем, кто работает иначе, не о чем с нами разговаривать.

Убежден, что главную оценку деятельности всей команды правительства Ленинградской области, муниципальных образований должны давать жители региона. Первую такую оценку мы получим в 2014 году на муниципальных выборах, которые пройдут по всей области. Уверен, что те, кто сегодня вместе с нами слаженно, грамотно и честно работает на благо области и ее жителей, сдадут этот экзамен.            

Санкт-Петербург

Отрасли, связанные со строительством, демонстрируют наиболее высокие темпы прироста чистой прибыли за 2011 год
В Ленобласти лидером по объему выручки в прошлом году стала строительная отрасль
Наиболее прибыльной по итогам 2011 года в Ленобласти стала табачная промышленность

У партнеров

    Реклама