Сообщающиеся сосуды

Банки
Москва, 12.11.2012
«Эксперт Северо-Запад» №45 (592)
Денис Гумеров: «Рост портфелей банков Северо-Запада происходит по принципу: если у одного прибыло, значит, у другого убыло»

Фото: БАНК БФА

В следующем году банковский сектор вновь столкнется с ужесточением требований регулятора в сфере расчета кредитных рисков, связанных с внедрением подходов «Базель III», что вновь повлияет на достаточность капитала кредитных организаций. О том, как в этой ситуации намерены действовать растущие региональные банки и что могло бы подтолкнуть затаившийся бизнес Северо-Запада к активным инвестициям, «Эксперту С-З» рассказал председатель правления Банка БФА Денис Гумеров.

– В текущем году многие банкиры весьма пессимистично оценивают темпы роста корпоративного кредитного рынка Северо-Запада. Вы разделяете их скептицизм?

– Я бы сказал, что тренды разнонаправленные. Ряду банков удается активно расти, некоторые демонстрируют умеренные темпы роста. По нашим данным, стагнация все же отмечается у небольшой доли кредитных организаций, но в целом на рынке позитивные тенденции. Есть определенная точка роста – инфраструктурные проекты, реализуемые в Санкт-Петербурге и других регионах Северо-Запада. Постепенно меняются условия, на которых государство и подведомственные структуры участвуют в таких проектах: теперь подрядчики, работающие на строительстве подобных объектов, большую часть работ должны выполнять за счет собственных средств. В связи с этим формируется немалая доля спроса на заемные средства. Этот фактор выступает и драйвером роста сегмента банковских гарантий. Например, мы в этом году выдали гарантии на сумму около 5 млрд рублей, большая часть из них – на исполнение контракта и тендерных обязательств.

Другое направление, позволяющее банкам наращивать корпоративные портфели, – стабильный спрос предприятий производственного сектора и сетевой торговли на пополнение оборотных средств. Здесь наблюдается пусть и небольшой, но устойчивый рост. С нашей точки зрения, отечественная экономика все еще находится в кризисном состоянии, но это уже состояние локальной стабильности. Мы существуем в такой ситуации продолжительное время, так что приспособленческие механизмы уже сформировались.

Инфраструктурный стимул

– В сфере финансирования инфраструктурных проектов сильные позиции занимают банки с госучастием. Остается ли поле для деятельности коммерческих средних и малых кредитных организаций?

– Действительно, львиная доля выделяемых кредитных ресурсов приходится на госбанки, но поскольку рост в этой сфере достаточно серьезный, ряд проектов выпадают из их поля зрения. И здесь вполне конкурентоспособны коммерческие кредитные организации. Безусловно, финансирование в объеме 5-10 млрд рублей по силам только крупнейшим банкам, но кредиты от 500 млн до 5 млрд рублей вполне способны выдавать коммерческие игроки, что они и делают.

– Насколько конкурентоспособны ставки коммерческих банков по сравнению со стоимостью ресурсов госструктур?

– Стоимость финансирования сделок, которые укладываются в текущую деятельность предприятий, не относящихся к многомиллиардным проектам, у государственных и частных банков практически сравнялась. Сейчас трудно получить в крупной организации кредит от 500 млн до 1,5 млрд рублей по ставке ниже 11% годовых (и это без учета комиссий), поэтому эффективная ставка зачастую бывает выше. Такого колоссального разрыва, который наблюдался три года назад, уже нет, и частные банки в ряде сегментов могут успешно конкурировать.

Как это ни банально звучит, выигрывает тот, кто может предложить лучшие условия в максимально короткие сроки, то есть быстрее и качественнее сможет организовать сделку. Нам удается обеспечить приемлемые сроки рассмотрения заявок, при том что мы не жертвуем качеством портфеля. Если до кризиса 2008 года для большинства клиентов первоочередным фактором была величина ставки, то сейчас значение скорости и сервиса выросло и клиент готов за них платить. Безусловно, ставки коммерческих игроков выше, чем государственных, но это перестало быть непреодолимым барьером при привлечении клиента. Если возникает вопрос, получить вовремя тендерный кредит или гарантию и немного переплатить за это либо потерять контракт и не заработать ничего, то ответ очевиден.

Добавить комфорта

– В последнее время все чаще говорят о низкой инвестактивности бизнеса. Как ее можно стимулировать?

– У российской экономики достаточно резервов для роста, в том числе с точки зрения создания инфраструктуры и, как следствие, платформы для развития бизнеса. Ведь во многом перспективы создания новых производств и расширение существующих упираются именно в отсутствие инфраструктуры: подготовленных инженерных площадок, подъездных путей и качественных дорог, коммуникаций, энергетических мощностей.

В этой сфере на Северо-Западе работы еще много, и именно сейчас инвестиции государства в инфраструктуру стимулируют остальные отрасли, формируя потребности в стройматериалах, технике, металлургической продукции. Если государство продолжит концентрировать усилия в этом направлении, то сформируется устойчивый базис для роста бизнеса, поскольку на данный момент действительно новых производственных инновационных проектов, не связанных с инфраструктурным строительством, в СЗФО очень мало.

– Может быть, бизнес не спешит инвестировать и в связи с нестабильностью в экономике?

– Смотря что подразумевать под термином «нестабильность». Макроэкономические риски высоки, но пока они не оказывают серьезного влияния на наш рынок. В автомобильной отрасли, например, в последние годы наблюдается устойчиво растущий спрос. Развитие ритейла, конечно, не столь бурное, как до 2008 года, продолжается, увеличиваются обороты торговых предприятий. Значит, существует стабильный платежеспособный спрос населения.

Определенные резервы для стимулирования внутреннего спроса существуют. При создании комфортных условий для инвесторов можно рассчитывать и на дальнейшую локализацию иностранных производств в России, и на создание новых отечественных предприятий. Мы видим это на примере автозаводов, производств бытовой техники, фармацевтических предприятий, которые открываются в Петербурге, Калуге, Ульяновске.

Бизнес всегда был локомотивом роста экономики и платежеспособности населения, и он готов предложить продукцию, востребованную на рынке. Вопрос – какой ценой? Пока в большинстве случаев, чтобы построить новое производство, необходимо заплатить за подведение коммуникаций, подъездных путей, подключение к энергетическим мощностям. А по сути, это элементы, доступ к которым должно обеспечивать государство. Таким образом, с учетом издержек на производство стоимость конечной продукции существенно возрастает, цена становится неадекватна спросу, поскольку в итоге затраты на создание инфраструктуры бизнес перекладывает на плечи потребителя.

Вопреки рискам

– Какие отрасли экономики вы относите к наиболее рисковым?

– Как и раньше, это девелопмент и строительство, в большей степени жилищное. Эта сфера – одна из наиболее подверженных кризисным явлениям, с ней часто связаны неоправданные ожидания роста. Хотя риски здесь несколько снизились по сравнению с предкризисными годами (в частности, уменьшился спекулятивный спрос), ситуация требует пристального внимания.

– Тем не менее вы активно развиваете программы по кредитованию застройщиков и даже смягчаете условия по таким ссудам. Вырос аппетит к рискам?

– Таковы реалии рынка. Мы обязаны объективно оценивать текущую ситуацию. На данный момент это сегмент, демонстрирующий высокие темпы роста, в котором банки могут зарабатывать. Отрасль рискованна во многом именно потому, что активно растет. Ведь в кризис 2008 года основные проблемы все же были связаны не с покупателями жилья, а с девелоперами. Проблема застройщиков – в их умении и желании правильно оценивать риски. Большинство пострадали из-за того, что долговая нагрузка не соответствовала перспективным финансовым потокам. Многие строительные компании сформировали масштабный земельный банк, который в результате кризиса потерял ликвидность, и они на этом проиграли.

Несмотря на все сложности в строительной отрасли, на рынке остались и практически не пострадали компании, которые более разумно распределяли ресурсы и оценивали риски. Именно с такими предприятиями мы сейчас и сотрудничаем. Кроме того, банк сформировал специальное подразделение, в котором работают в том числе специалисты строительного профиля. В зоне ответственности этого отдела – полный анализ и контроль состояния клиентов из строительной отрасли, бизнеса заемщиков, вплоть до выезда и размещения наших специалистов на объекте. Понимая, что эта отрасль в данный момент – растущее направление, мы вынуждены так выстраивать свою работу, чтобы данные проекты были приемлемы для банка с точки зрения рисков.

– По итогам первого полугодия ваш корпоративный кредитный портфель вырос почти на 100%. За счет чего удалось добиться таких результатов?

– В настоящее время особенностью рынка корпоративного кредитования на Северо-Западе является ограниченное количество клиентов. В связи с этим увеличение или падение темпов роста происходит по принципу сообщающихся сосудов: если у одного банка прибыло, то у другого убыло. Таким образом, первый источник роста – конкуренция за заемщика путем предложения ему более интересных условий, чем в том кредитном учреждении, где он обслуживается.

Мы сознательно расширили географию присутствия, выйдя за пределы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, чтобы обеспечить увеличение портфеля и расширить круг потенциальных клиентов. На руку нам в определенной степени сыграл и кризис 2008 года, когда многие, в том числе крупные банки, приостановили финансирование клиентов. БФА же, не имея багажа проблем и только начиная активную деятельность, продолжал кредитовать, тем самым обеспечив себе лояльность определенного круга заемщиков.

– Насколько оправдан такой агрессивный рост в текущей экономической ситуации?

– Поскольку БФА изначально ставил задачу стать серьезным игроком на рынке, мы понимаем, что в этом случае объем бизнеса имеет большое значение, в том числе по масштабу проектов. Ведь сейчас основной рост в регионе сконцентрирован в сегменте крупного бизнеса, тогда как средние предприятия (с оборотом около 500 млн рублей в год) в кризис серьезно пострадали и до сих пор не до конца восстановились. Чтобы продолжать развиваться, банку нужно было достигнуть определенного уровня и по размеру бизнеса, поэтому существующие темпы роста в нашей ситуации вполне обоснованны. Для их обеспечения мы развивали внутрибанковскую инфраструктуру, корректировали корпоративное управление, набирали штат специалистов, выстраивали сеть обслуживания. И рассчитываем сохранить такую динамику.

– На какие регионы делаете ставку, расширяя территориальное присутствие?

– Наше базовое подразделение за пределами СЗФО – филиал в Москве. И не только потому, что столичный рынок намного более емкий, нежели петербургский. Дело в том, что через представительство в Первопрестольной банк начал работать с регионами. Нам интересны города-миллионники, такие как Краснодар, Екатеринбург, Пермь, – промышленные центры.

И дальнейший региональный рост, по прогнозам, будет также происходить через московский филиал. Потому что, как показывает практика, крупный бизнес в регионах в большинстве случаев привязан к столице: в ней находятся головные подразделения компаний, сконцентрированы центры принятия решений. В ряде случаев на начальном этапе сотрудничества это позволяет сократить издержки, обойдясь без открытия представительств в регионах.

– То есть открытие филиалов в других регионах пока не планируется?

– Мы осторожно подходим к таким мерам: это дорогое удовольствие. Решение будем принимать только после того, как сформируется пул клиентов в конкретном регионе. Перед банком стоит задача достичь уровня федеральной структуры и войти в число крупнейших российских банков, поэтому постепенно региональное присутствие будет усиливаться. Возможно, сейчас не самое подходящее для этого время, но здесь та же ситуация, что и с кредитованием застройщиков: несмотря на ряд ограничительных факторов, предпринимать какие-то шаги для дальнейшего развития необходимо.

Естественный отбор

– В прошлом году вы получили лицензию на работу на розничном рынке. Какие направления вам интересны в этом сегменте?

– Уже осуществлен пилотный выпуск дебетовых карт, сейчас выстраиваются процессы и технологии работы с пластиком, чтобы в начале года предложить клиентам эти услуги в полном объеме. Что касается других розничных направлений, то на данный момент, поскольку мы взвешенно подходим к построению филиальной сети, оцениваются перспективы развития ритейлерского бизнеса через удаленные каналы продаж. Потенциальная клиентская база уже сформирована – это сотрудники наших корпоративных клиентов, и важно предложить им качественные продукты на рыночных условиях. В перспективе эти технологии и продукты мы сможем распространить и на клиентов с внешнего рынка.

– Как вы оцениваете введенные ЦБ более жесткие правила начисления резервов и оценки рисков при расчете достаточности капитала банков? Повлияли они на показатели БФА?

– Безусловно, это сказалось и на нас. Ряд изменений, основанных на внедрении подходов «Базель III», которые также скажутся на расчете достаточности капитала, вступят в силу в начале следующего года, мы готовимся и к ним. Конечно, вступившие в силу и предстоящие ужесточения повлияют на деятельность банков, ограничив возможности для роста бизнеса.

С одной стороны, это регулятивные меры, а с другой – один из факторов естественного отбора. Вероятно, результатом этих нововведений должно стать упорядочение банковской системы страны, и на рынке должны остаться наиболее крепкие и сильные игроки. С точки зрения надежности системы и качества услуг это положительный тренд. В определенной степени перечисленные меры приведут к переделу на рынке, и банки, чувствующие себя уверенно, смогут рассчитывать на увеличение клиентской базы за счет более слабых игроков.

– Вы планируете увеличивать собственный капитал банка?

– Поскольку тенденции к ужесточению регулятивных функций отмечаются не первый год, мы можем прогнозировать их последствия и корректировать свои действия, доводя информацию о наших перспективных потребностях до акционеров. Планы по развитию и результаты работы банка находят понимание у акционеров, и мы рассчитываем на их поддержку. Кроме того, наши усилия, в частности недавнее получение рейтинга Standard & Poor’s, направлены на то, чтобы использовать рыночные инструменты для увеличения капитала. Наращивать капитал мы в любом случае будем, и это обусловлено не столько регулятивными требованиями, сколько планами по дальнейшему развитию.       

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама