Общество


Настало время считать

2013
Фото: архив «Эксперта С-З»

Семен Кибало: «Для меня очень важно жестко разделить направления компании, создать группу UniFashion»

Бизнес, организованный Семеном Кибало, казалось бы, лежал на поверхности. Производство специальной одежды с логотипами различных организаций уже давно поставлено на поток, сформировался полноценный и высококонкурентный рынок. Однако учредители компании UniFashion выбрали нишу, оказавшуюся практически не заполненной. Толстовки сложно отнести к разделу спецодежды, но фактически после нанесения в массовом количестве названия высшего учебного заведения они таковой становятся. Семен Кибало рассказал «Эксперту С-З» о старте нового бизнеса и поделился ожиданиями.

– Как возникла идея вашего бизнеса?

– Когда был студентом Политехнического университета, работал в союзе, объединяющем несколько технических вузов Европы. Благодаря этому много путешествовал в последние два года обучения и заметил, что у каждого университета в Европе есть одежда с его символикой. Когда я стал руководить направлением по связям с общественностью в этом союзе, мне захотелось закрыть этот пробел – у всех есть, а у нас нет. Благодаря занимаемой позиции мне удалось с помощью активных студентов найти хорошую фабрику, которая пошила толстовки, затем нашел печатное производство, совместил их – и в итоге мы получили 40 толстовок красного цвета с нашими именами и логотипами.

Окончил университет, защитил диплом по специальности «Защита информации», а после этого поехал в Исландию. Когда вернулся в марте 2011 года, настало время определяться с занятием. Тогда я уже понимал, что программистом быть не хочу: хоть и люблю ИT, но не настолько, чтобы проводить с компьютером все свое время.

К тому времени я проходил собеседование в крупной нефтяной сервисной компании «Шлюмберже» и был уже в преддверии предложения. Взвесил все плюсы и минусы: с одной стороны, очень высокая зарплата, с другой – работа на Крайнем Севере в отрыве от привычной жизни. В итоге отказался от этой затеи и пошел работать обычным менеджером по продажам металлургического оборудования. Параллельно появилась идея более масштабно раскрутить проект с толстовками. Был единственный вопрос: где взять деньги на старт?

Сделал коллаж-макет толстовки с логотипом своего университета. Для печати первой партии необходимо было собрать минимум 30 человек, поэтому я предложил двум знакомым студентам первого курса найти еще ребят для заказа, чтобы побыстрее получить долгожданные толстовки. Им очень понравилась эта идея, и спустя неделю они принесли предоплату за 40 человек.

Сделал партию, отдал им, и когда у меня на руках за неделю занятия своим хобби оказались деньги, превышающие мою месячную зарплату, я окончательно уверился, что сделал правильный выбор. Я с самого начала хотел работать на себя и наконец нашел то, чем можно заниматься. А в этой идее для меня важной составляющей была гордость за причастность к родному вузу. И я решил, что деньги, полученные от продажи, нужно вложить в дело.

До мельчайших деталей

– Сколько времени потребовалось, чтобы хобби превратилось в бизнес?

– С конца весны до начала осени я энергично занимался развитием своего дела. В августе 2011 года предложил своему другу работать вместе. Кроме того, уже в сентябре решено было купить оборудование, а чтобы такие толстовки могли заказывать студенты и других вузов, я нанял дизайнера. Деньги приходили, и я их тут же пускал в дело, зная, что когда-нибудь они вернутся. Весь мой дом превратился в склад толстовок, печатал я тоже дома.

Осенью понял, что такая система никуда не годится – пришло время снимать офис. Удалось найти дешевое помещение на Невском проспекте. В декабре уволился с работы. После того как полностью сосредоточился на развитии UniFashion, все пошло серьезно, настало время считать, подробно разбираться с поставщиками, вводить новый ассортимент. Наряду со страстью начали появляться существенные цифры – настало время просчитывать стратегию.

– У вашей компании есть свое производство одежды или вы заказываете у поставщиков?

– Пошивом толстовок занимается фабрика в Подмосковье. Они все делают по нашему четкому заданию. Все прописывается с точностью до мельчайших деталей. После года совместной работы мы работаем как одна команда. Часть заказов делается в Петербурге. С печатным производством дело обстоит так: часть оборудования есть у нас, кроме того, существует большое количество партнеров в Петербурге, с которыми мы работаем. С ними легко сотрудничать, мы у них приоритетные заказчики.

– Приходилось ли от чего-то отказываться по мере развития бизнеса?

– Думаю, правильным стал отказ от запуска в Москве. Сейчас у меня 24 дилера по всей России. Чаще всего это онлайн-магазины с доставкой, но есть и оффлайн-точки – в нескольких наиболее успешных регионах. Производство под Москвой, печать – в Петербурге, отсюда я рассылаю товар во многие регионы. Из-за этого возникают большие издержки. В Москве все было бы проще: логистика из столицы гораздо лучше. Но я решил, что еще не время для переезда, лучше сделать полноценный фундамент компании в Северной столице. Мы откроемся в Москве в этом году – это будет вторая полноценная студия печати.

– Что оказалось самым трудным в развитии проекта?

– Пожалуй, самым трудным стало осознание того, что нужно делиться, чтобы бизнес рос. Было очень трудно ввести в свое дело первого партнера. Но было ясно, что можно сделать гораздо больше, если в команде будет еще несколько человек. И в итоге этот шаг увеличил прибыль, сделал компанию более эффективной.

Вкладывать душу

– Когда вы придумали эту идею, никаких конкурентов не было…

– Да, я даже удивлялся: почему никто раньше не додумался, ведь идея лежала на поверхности? Многие говорили, что мне повезло. Осенью 2011 года около десяти компаний вслед за мной начали продавать толстовки. Но ничего не получилось, потому что у них не было такой идеи и мотивации, как у меня. Они оказались в некотором смысле даже полезны: каждая проданная ими толстовка на самом деле стала рекламой моей компании. На данный момент в России нет аналогичных фирм, которые бы занимались этим настолько активно. Мы сами формируем рынок.

– Нет ли ощущения, что достигнут предел роста?

– Нет, даже наоборот. У нас в стране и городе настолько не развиты малый бизнес и предпринимательство, что можно делать что угодно, правда с одним условием: работать качественно. Многие предприниматели оказывают услуги, не понимая этого простого правила. Рынок не насыщен, но никто не хочет стараться и вкладывать душу. А ориентированность на клиента – самое важное в малом предпринимательстве. Мы стараемся вести бизнес именно так.

Существенное отличие России от многих западных стран – там по-настоящему борются за клиента. Потому что почти везде попасть на рынок очень сложно. А у нас многие ведут дела так, как будто считают, что клиенты им что-то должны. Я уверен, что у малого бизнеса в Петербурге огромные перспективы развития. И наша компания, безусловно, должна ими воспользоваться, потому что я отчетливо понимаю, что именно клиенты приносят деньги, именно благодаря им мы развиваемся, открываем новые точки.

– Вам уже поступали предложения продать сеть или войти в какую-то крупную компанию?

– Пока регулярно поступают только предложения о партнерстве, в основном от молодых предпринимателей, которые понимают, что даже сейчас мой бизнес, несмотря на довольно серьезные ежемесячные обороты, – лишь часть возможного потенциала. А предложений от крупных концернов пока не было. Конечно, рано или поздно наступит такой этап, когда будет возможен альянс с крупной корпорацией, но сейчас мне нравится определять цели и задачи самостоятельно.

– Нет ли планов открыть модельный дом или создать несколько брендов?

– Сейчас мы занимаемся очень жестким сегментированием на рынке – по сути, я создаю новый бренд одежды. Одно из основных направлений – одежда в стиле casual, мы работаем над авторскими принтами. Также продолжаем развивать университетское направление. Кроме того, заметив, что многие фирмы обращались к нам с просьбой изготовить для них корпоративную одежду, мы решили выделить отдельное направление UniFashion B2B. У нас довольно давно были заказы на пошив формы для спортивных команд, а буквально на днях у меня состоялась встреча с руководителем Союза национальных и неолимпийских видов спорта. Достигнуто соглашение о том, что UniFashion станет официальным спонсором этого союза. В олимпийских видах спорта есть Bosco, а здесь будем мы – для всех неолимпийских видов спорта. Мы решили стать первопроходцами.

Создать свое производство

– Сложно ли было достичь известности на рынке?

– Самое первое и очевидное, чем я пользовался, – сарафанное радио. Рассказывал знакомым, они – своим, и т.д. Затем начал активно работать в социальных сетях, создавать группы.

Потом решил использовать эффект медийности. Бизнес-консультант Ярослав Андреев дал мне совет: рассказывая о UniFashion, презентовать толстовки лидерам мнений. Например, прошлым летом я вручил губернатору Петербурга Георгию Полтавченко толстовку с названием его университета. Ему очень понравилась идея поддержки студенчества и сам проект – он направил меня к председателю Совета ректоров Санкт-Петербурга, с которым мы обсудили перспективы развития этого проекта в вузах. А еще минувшим летом я был на Селигере на смене молодых предпринимателей. Меня позвали на встречу с президентом, после которой мне удалось вручить Владимиру Путину свитер с надписью «СПбГУ».

– Есть ли сейчас планы по развитию за рубежом или пока только Россия?

– Пока только Россия и страны СНГ. Мы уже присутствуем в Казахстане, скоро будем на Украине и в Белоруссии, пока прорабатываем аспекты логистики и доставки. Открываться в дальнем зарубежье в краткосрочной перспективе не планировали, но нет ничего невозможного. Уверен, что рано или поздно дойдет и до этого.

– Существует ли возможность существенно расширить сферу вашего бизнеса в других отраслях?

– Наша самая важная задача – создать свое производство. Мы наметили это на 2014 год. Считаю, что гораздо выгоднее открыть свой швейный цех в Тверской области. Там очень низкая арендная плата, много швейных фабрик и специалистов, поэтому мы плотно занимаемся этим вопросом. Еще планируем открыть собственное печатное производство в Москве и делать там все то, чем сейчас занимаются партнеры. Как я уже говорил, для меня очень важно жестко разделить направления компании, создать группу компаний UniFashion. Если суммировать, то самое важное – развитие бренда и качества товара. Цены будут расти: я не стремлюсь к дешевизне – важнее качество того, что я продаю.

– Раньше проблемы с качеством случались?

– Мы сменили уже порядка пяти поставщиков и все время находимся в поиске лучших. Бывали случаи, когда мы получали не самый лучший товар и приходилось сразу же полностью убирать партию из продажи. Нам совершенно не хочется продавать плохую, некачественную одежду. Это мой приоритет – сохранить хорошую репутацию.

– Как строятся отношения с властью? Государство и администрация города смотрят на UniFashion с интересом?

– Да, и поначалу это даже удивляло. Мы честно платим налоги – все в порядке, но я опасался разных неприятностей, думал, что могу перейти кому-то дорогу, не понравиться. А сейчас понимаю, что мой проект привлекательный и социально значимый, а правительству подобные проекты очень нужны и интересны. Некоторые говорят, что им государство как-то мешает, но о себе такого сказать не могу. Речь не идет о какой-то огромной поддержке, но то, что они делают, вызывает уважение.

– Какие стартапы в малом бизнесе Петербурга вы считаете самыми интересными?

– Выделить конкретные стартапы трудно, гораздо проще выделить людей, которые очень сильно влияют на развитие малого предпринимательства в нашем городе. Ярослав Андреев – серийный предприниматель, ресторатор, бизнес-консультант, владелец 13 бизнесов, а по совместительству и мой партнер. Татьяна Гедзберг – гениальная управляющая, которая сделала колоссальную работу для компании ShokoBox – шоколад в оригинальной упаковке. Еще Евгений Чмутов – молодой предприниматель, который является для нас связующим звеном между властью и малым бизнесом в Петербурге, руководитель федеральной программы «Ты – предприниматель». Конечно, Юрий Лифшиц – гениальный человек, который прикладывает огромные усилия для создания комфортного пространства для роста новых молодых проектов. А также Кирилл Хлуднев – создатель «Академии предпринимательства» – проекта по повышению эффективности в бизнесе для предпринимателей, которые уже начали работать, но ощутили трудности роста.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №6 (603)



    Реклама

    Качество научных исследований как фактор продвижения университетов на мировой арене

    Аналитический центр «Эксперт» начал подготовку второго Рейтинга факультетов. Уникальность рейтинга состоит в том, что объектом ранжирования стали позиции российских вузов в узких предметных областях




    Реклама