Карманы навыворот

Общество
Москва, 29.04.2013
«Эксперт Северо-Запад» №16 (613)
Сокращение доли федерального бюджета в подготовке к чемпионату мира по футболу (ЧМ) грозит существенным ухудшением качества его проведения

Рейтинговое агентство Standard­ &­Poor's подготовило аналитический отчет, в котором проанализировало планируемые расходы на подготовку к ЧМ, возможности по финансированию из региональных бюджетов и влияние спортивных праздников на экономику субъектов федерации. В ситуации, когда на федеральном уровне активно обсуждается перспектива урезания финансирования, итоги исследования оказались весьма кстати. Напомним, в середине марта первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов на заседании кабинета министров заявил, что вероятнее всего из федерального бюджета будут финансироваться только стадионы, тренировочные базы, аэропорты и дороги до городов (см. «Поиграли и хватит», «Э-У» № 12 от 25.03.13). Можно ли при таком раскладе рассчитывать на полноценную подготовку к ЧМ?

Пересчетная палата

По подсчетам Standard&Poor's, одиннадцати городам на подготовку к ЧМ, судя по текущим проектам, потребуется 1,26 трлн рублей (почти 40 млрд долларов по текущему курсу). Российский ЧМ может стать самым дорогим в истории. Для сравнения, ЧМ-2002 обошелся Японии и Южной Корее в 7,7 млрд долларов, немецкий ЧМ-2006 — в 7 миллиардов, ЧМ-2010 в ЮАР — в 6, ЧМ-2014 в Бразилии — в 13,6 миллиарда. Судя по всему, такие затраты удивят федеральных чиновников, по первоначальным оценкам которых ЧМ должен был обойтись в 600 млрд рублей (см. «Распечатали ворота», «Э-У» № 40 от 08.10.12).

— Расхождение между оценками федерального правительства и субъектами РФ обусловлено тем, что региональные органы власти рассматривают крупные международные мероприятия в качестве возможности решить свои инфраструктурные проблемы. Такая позиция имеет основания, так как потребности в развитии инфраструктуры в регионах велики. Согласно официальным данным, только 13% заявленных регионами средств связано со строительством спортивных объектов, — отмечается в отчете.

В частности, в Екатеринбурге на строительство стадионов и тренировочных баз планируется потратить только 11,5 млрд рублей, а 149,5 миллиарда (почти 93% суммарных затрат) — на инфраструктуру. В Москве на неспортивные вопросы уйдет 60% средств, в Санкт-Петербурге — 65%. При этом без участия федерации эта задача не выполнима.

— По нашим оценкам, всего четыре региона смогут профинансировать все необходимые расходы: это Москва и Санкт-Петербург, Татарстан и Краснодарский край. В последних двух регионах будут проводиться Универсиада в 2013 году и Олимпиада в 2014-м. Поскольку они уже получили федеральную поддержку, их потребности в капиталовложениях невелики. В большинстве из остальных семи регионов расходы на проведение ЧМ превышают годовой объем расходов их консолидированных бюджетов. Даже в случае, если расходы на подготовку были бы равномерно распределены до 2018 года, им все равно бы пришлось ежегодно перераспределять на эти цели в среднем 15 — 16% своих бюджетов. <…> Мы полагаем, что большинству регионов будет крайне сложно перераспределить или сгенерировать дополнительные финансовые ресурсы. Подготовка за счет заимствований также представляется проблематичной. У ряда регионов привлечение долговых обязательств приведет к росту прямого долга до уровня, превышающего законодательно установленное ограничение, — констатируют в Standart&Poor`s.

Екатеринбург находится в не самой благополучной ситуации. Во-первых, он входит в тройку городов, запросивших максимальный объем финансирования: впереди только Самара (340 млрд рублей) и Калининград (200 миллиардов). Во-вторых, отношение затрат на подготовку к ЧМ к расходам консолидированного бюджета Свердловской области одно из самых высоких. В-третьих, даже в случае 70-процентного софинансирования за счет федеральных ресурсов Свердловской области придется ежегодно выделять около 3% средств бюджета на подготовку к ЧМ. Для правительства, с учетом роста социальных расходов, изыскать ресурсы будет очень непростой задачей.

Играть или не играть

Таким образом, надежды на то, что ЧМ изменит российские города, переходят в разряд призрачных, по крайней мере до тех пор, пока на федеральном уровне не будет принято окончательное решение об объемах финансирования.

— Федеральному правительству, возможно, придется играть гораздо большую роль в подготовке регионов к ЧМ, чем планируется сейчас, — прогнозируют в Standart&Poor`s. Эта роль могла бы быть схожа с той, что государство играло при подготовке к другим крупным мероприятиям (саммиту АТЭС во Владивостоке, Универсиаде в Казани, Олимпийским играм в Сочи), когда либо напрямую, либо опосредованно (через участие госкомпаний, субсидий и бюджетных кредитов) за счет федерального бюджета было профинансировано более 90% расходов.

По мнению агентства, правительство стоит перед трудным выбором между взятием на себя финансирования большей части расходов и сокращением бюджета чемпионата до минимального уровня. Последнее может привести к снижению относительно высоких текущих стандартов проведения международных мероприятий в России и, возможно, к возникновению репутационных рисков.

Совокупные расходные потребности в 2013 — 2018 годах в % к объему суммарных расходов консолидированных региональных бюджетов
Совокупные затраты на проведение ЧМ

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №16 (613) 22 апреля 2013
    Градостроительная политика
    Содержание:
    Архитектор снова главный

    У петербургского Комитета по градостроительству и архитектуре появился новый глава, которому опять вернули функцию главного архитектора города. А также приступил к работе общественный градсовет

    Реклама