Машиностроительный Северо-Запад

Машиностроение
Москва, 29.04.2013
«Эксперт Северо-Запад» №17-18 (615)
За счет выполнения гособоронзаказа предприятия осваивают новые технологии, применимые для выпуска гражданской техники и выполнения работ на экспорт

Фото: архив «Эксперта С-З»

В апреле ситуацию вокруг гособоронзаказа обсуждали и федеральные чиновники, и власти Петербурга. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел со своими заместителями совещание, где обсуждалось завершение кампании по подписанию контрактов между госзаказчиками и предприятиями-исполнителями. Срок заключения контрактов по гособоронзаказу истек 15 апреля. Вице-премьер Дмитрий Рогозин доложил на совещании, что контракты подписаны на 67,5% от суммы заказа.

На заседании правительства Петербурга на прошлой неделе, подводя итоги выполнения в прошлом году программы «Наука. Промышленность. Инновации в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы», также говорили о гособоронзаказе. Председатель городского Комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин сообщил, что комитет ежемесячно отслеживает сроки заключения госконтрактов с предприятиями, а также следит за своевременным финансированием работ по гособоронзаказу.

Общая сумма гособоронзаказа в России в 2013 году, по экспертным оценкам, составила около 1,167 трлн рублей. На долю предприятий Северо-Западного региона приходится примерно 250 млрд рублей, из которых около 100 млрд – заказы предприятий Петербурга, 100 млрд – Архангельской области, 50 млрд – Калининграда.

Наибольший объем военных заказов на Северо-Западе – контракты на строительство и ремонт кораблей. В интересах Военно-морского флота РФ работают более десяти морских конструкторских бюро и не менее двух десятков судостроительных предприятий Северо-Западного региона. Большинство из них входят в государственную Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). Среди исполнителей гособоронзаказа – завод «Пелла» и судостроительная фирма «Алмаз», которые принадлежат частным лицам. Частным является и конструкторское бюро «Спецсудопроект», выступающее подрядчиком заводов – исполнителей военных заказов.

Средства на поставку, ремонт и модернизацию военной техники распределяются между верфями и судостроительными заводами – головными исполнителями заказов, а также их подрядчиками. Во-первых, это конструкторские бюро, во-вторых – поставщики узлов и агрегатов, работающие как на Северо-Западе, так и в других регионах России и соседних государствах.

Продолжить серию

Военные заказы судостроителей – это в основном серийное производство кораблей. Проекты большинства судов – наследство с советских времен либо выполнены в 90-е годы прошлого века.

Один из крупных долгосрочных контрактов в судостроении, в основе которого лежат советские разработки, выполняют Адмиралтейские верфи. Предприятие строит дизель-электрические подводные лодки проекта 636.3 для Черноморского флота. По контракту, до 2016 года флот должен получить шесть лодок этого проекта. Три корпуса заложены и достраиваются, еще три – на более ранних стадиях работ.

Лодка спроектирована центральным конструкторским бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин». В его основе – разработка того же «Рубина» 1970-х годов – лодка, получившая название «Варшавянка», поскольку создавалась для экспорта в страны Варшавского договора.

Кроме того, в 2013 году Адмиралтейские верфи возобновили строительство двух дизель-электрических подводных лодок проекта 677. Их корпуса были заложены первом десятилетии XXI века, однако затем работы заморозили. По информации Адмиралтейских верфей, около двух месяцев назад Минобороны РФ подтвердило намерение подписать с предприятием контракт на достройку этих лодок.

Подводные лодки экспортной модификации этого же проекта (636.1) Адмиралтейские верфи изготавливают по межгосударственному контракту с Вьетнамом. Для зарубежного заказчика предприятие должно построить шесть лодок до 2018 года, четыре уже находятся в работе. Стоит отметить, что кроме строительства лодок в контракт между Москвой и Ханоем входит создание береговой инфраструктуры во Вьетнаме: подводный флот у этого государства появится впервые.

Фрегатный прорыв

В начале 2000-х годов Россия впервые после распада СССР начала строить корабли дальней морской зоны – фрегаты. Заказы получили петербургский судостроительный завод «Северная верфь» и Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде.

На «Северной верфи» в 2006 году заложен корпус фрегата проекта 22350, «Янтарь» заложил фрегат проекта 11356Р в 2010-м. Автор проекта обоих кораблей – Северное проектно-конструкторскою бюро.

Причем строящиеся на «Янтаре» фрегаты – аналог судов, впервые созданных в России для экспорта в Индию (проект 11356). В конце 1990-х – начале 2000-х три таких фрегата для Индии построил Балтийский завод. Контракт на следующие три фрегата для индийского заказчика подписан в 2005 году, исполнителем выбрали судостроительный завод «Янтарь».

Решение отдать заказ в Калининград было политическим – требовалось улучшить финансовое состояние завода, у которого в тот период не было крупных контрактов. В результате предприятие удалось сохранить в работоспособном состоянии. В 2013 году «Янтарь» завершает строительство третьего фрегата для Индии. По заказу Минобороны РФ завод создает три фрегата для Черноморского флота. Серию строящихся на «Янтаре» фрегатов для ВМФ России составляют шесть кораблей, последний из которых планируется сдать в 2016 году.

«Северная верфь» строит по заказу Министерства обороны три фрегата: два предназначены для Северного, один – для Черноморского флота. Всего по контракту с военным ведомством верфь должна сдать шесть таких кораблей до 2018 года.

Инновационный корабль

В 2013 году в состав Военно-морского флота РФ должно впервые войти судно, корпус которого изготовлен из полимерного композитного материала – стеклопластика. Головной корабль противоминной обороны, спроектированный центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (проект 12700), достраивает Средне-Невский судостроительный завод. Минный тральщик «Александрит» станет первым в России и самым крупным в мире судном (длина – 70 метров) с неметаллическим корпусом.

Стеклопластиковый корпус имеет значительные эксплуатационные преимущества. Он весит почти в три раза меньше металлического, не уступая ему по прочности. Срок службы корпуса из полимерных материалов может достигать 30-35 лет, причем количество ремонтов за этот период сокращается вдвое по сравнению с металлическим корпусом.

По словам генерального директора Средне-Невского судостроительного завода Владимира Середохи, уже есть решение Минобороны продолжить серию тральщиков. «В июне-июле мы должны заключить контракт на 2014-2016 годы еще на три корабля», – рассказал он. Контракт на строительство головного судна противоминной обороны подписан еще в 2007-м, однако первые три года работа не финансировалась. Сдача тральщика «Александрит» заказчику, по данным Владимира Середохи, состоится в 2014 году.

Технология формирования корпуса из полимерных композитных материалов такова. Изготавливается матрица, в которую слоями выкладывается полимерная ткань различных типов плетений. Слои ткани прессуют и через специальные трубки пропитывают связующей смолой. Корпус застывает и через пять-шесть часов становится монолитным. Затем матрицу раздвигают, а корпус выкатывают на достроечную площадку. Таким же методом делают палубу и переборки. Современные технологии лазерного контроля позволяют использовать одну и ту же матрицу для заливки корпусов каждые три-четыре месяца, что позволяет сократить затраты на организацию серийного производства.

«Метеоры» и буксиры

Технология монолитной заливки корпуса применяется и при создании гражданских судов. В 2013 году Средне-Невский судостроительный завод получил заказ Минпромторга РФ на проведение опытно-конструкторских работ и постройку пассажирского парома с неметаллическим корпусом вместимостью 150 человек.

Корпус парома изготавливается из другого полимерного композитного материала – углепластика. Проект выполнило петербургское бюро «Нептун». По информации Владимира Середохи, паром будет сдан судоходной компании в 2014 году. В дальнейшем такие суда должны прийти на замену пассажирским кораблям на подводных крыльях «Метеор», которые в период навигации используются для пассажирских перевозок в акватории Невы и Финского залива. (Большинство судов на подводных крыльях строились в 1961-1991 годах на Зеленодольском судостроительном заводе им. А.М. Горького. Всего было построено более 400 теплоходов.)

Судну с более легким корпусом требуется менее мощный двигатель, что сокращает и расход топлива, поясняют специалисты Средне-Невского судостроительного завода преимущества использования в судостроении полимерных материалов.

Завод «Пелла» также применяет технологии военного судостроения при создании гражданской техники. Буксиры проектов 90600 и 16609, которые предприятие строит с начала 2000-х годов, не только несут службу в составе Северного, Балтийского и Черноморского флотов, но и эксплуатируются судоходными компаниями и портовыми предприятиями.

Автор проекта буксиров, пояснил заместитель генерального директора судостроительного завода «Пелла» Яков Рейдерман, – конструкторское подразделение «Пеллы». Заказчиками буксиров в последние годы выступали операторы портов Приморск и Ванино, компании «Усть-Луга», «Совкомфлот» и «Росморпорт», норвежская судоходная компания Western Bulk и другие.

Государственная перспектива

Гарантированный сбыт для предприятий региона за счет поставок по государственному заказу также обсуждался на заседании правительства Петербурга на прошлой неделе. Максим Мейксин подчеркнул, что для выполнения этой задачи потребуется вносить изменения в действующее законодательство. Вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Кирилл Соловейчик отметил, что государственный или городской заказ во всем мире применяют для развития собственного бизнеса и вывода его на экспорт.

Оборонный заказ в России в последние годы идет в рост. По данным Центра анализа стратегий и технологий, с 2005 года внутренний оборонный заказ превышает и военный экспорт. «В оборонно-промышленном комплексе России постепенно складывается благоприятная ситуация, когда опорой для национальной оборонной промышленности выступают заказы именно национального военного ведомства, а не зарубежных стран», – говорится в аналитическом отчете Центра анализа стратегий и технологий.

В объеме финансирования выполнения гособоронзаказа, растет в том числе сумма, выделяемая на проведение НИОКР. В результате предприятия не только получают возможность развивать интеллектуальный потенциал за счет выполнения разработок в интересах вооруженных сил, но и зарабатывают средства, которые могут вкладывать в свои перспективные проекты.

Санкт-Петербург

Государственный оборонный заказ предприятий СЗФО в интересах Военноморского флота РФ в 2013 году
Гособоронзаказ России в интересах вооруженных сил

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №17-18 (615) 29 апреля 2013
    Инновации
    Содержание:
    Научно-технический пояс

    Инновационный потенциал Петербурга может основываться на развитии бывших промзон, опоясывающих центр города. Именно эти территории власти города рассчитывают вовлечь в процесс создания кластеров

    Реклама