Интеллектуальный капитал

Менеджмент роста
Москва, 03.06.2013
«Эксперт Северо-Запад» №22 (619)
Андрей Костин: «Умение строить отношения с людьми – важный навык для любого профессионала. Стремление удовлетворить потребности клиента должно отличать всех, кто работает в финансовых учреждениях»

Фото: Trend

В декабре 2012 года президент – председатель правления ОАО «Банк ВТБ» Андрей Костин стал деканом Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ), пополнив таким образом список известных и влиятельных людей, возглавляющих ряд факультетов СПбГУ. Так, деканом факультета свободных искусств и наук является экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин, деканом факультета искусств – художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Экономический факультет возглавляет председатель совета директоров банка «Возрождение» Отар Маргания, а на прошлой неделе деканом восточного факультета был избран генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Чтобы понять, что нового Андрей Костин планирует привнести в учебный процесс с учетом своего опыта работы в сфере большого бизнеса, «Эксперт С-З» послушал лекцию декана на конференции «Менеджмент будущего’13».

Из выступления главы ВТБ стало известно о разрабатываемой в настоящее время масштабной программе долгосрочного сотрудничества корпоративного университета ВТБ с ВШМ СПбГУ и об участии ВТБ в стратегических проектах развития Высшей школы менеджмента. Кроме того, Андрей Костин рассказал о семи заповедях эффективного менеджмента и о том, сколько банк тратит на обучение своих сотрудников.

А.К.: Уже почти 20 лет я являюсь  работодателем и создаю  новые рабочие места. В Группе ВТБ на сегодняшний день работает более 80 тыс. человек, что позволяет компании оставаться одной из самых востребованных не только на банковском рынке, но и на рынке труда в целом.

Вспоминая «отца современного менеджмента» Питера Друкера, Костин обращается к  понятию «интеллектуальный капитал». Еще в 1993 году в своей книге «Посткапиталистическое общество» Друкер писал, что в будущем знания заменят машины, капитал – сырьевые материалы и рабочую силу в качестве основы ведения бизнеса.

А.К.: Прошло всего 20 лет, и можно сказать, что прогноз Друкера уже во многом стал реальностью. Конкурентные преимущества значительного числа компаний лежат вне материальных активов. Скажу больше: мы живем в эпоху, когда меняет свое значение и сам термин «капитал». Но давайте вспомним: на латыни capita означает «голова». И хотя на протяжении веков сам термин и контекст его использования не раз менялись, сегодня капитал-интеллект становится важнее капитала-денег.

В 1997 году консалтинговая компания McKinsey & Company впервые ввела в употребление термин «война за талант» (the war for talent), тем самым обозначив рубеж перехода к новой главе экономической истории человечества – экономике знаний. Уже в следующем 1998 году Министерство торговли и промышленности Великобритании приняло стратегию трансформации британской экономики из input driven (то есть экономики, в основе которой лежат традиционные производительные силы – труд, земля, машины), в knowledge driven (базирующейся на знаниях, навыках и креативности сотрудников).

По выражению Андрея Костина, в понятии «интеллектуальный капитал» важны два элемента: нематериальные активы и их способность трансформироваться в финансово измеримые показатели.

А.К.: За последние десять лет вопрос практического измерения результатов использования интеллектуального капитала поднимался во многих академических исследованиях как в России, так и во всем мире. Мне приятно отметить, что СПбГУ является в России одним из лидеров в изучении этой темы: много интересных публикаций, ученые университета участвуют в интересных проектах, постоянно присутствуют в информационном пространстве.

Одним из важнейших элементов нематериальных активов на уровне компании является капитал отношений, или потребительский капитал. Речь идет об отношениях компании с ключевыми третьими сторонами – стейкхолдерами, клиентами, поставщиками, местными властями и т.д. Это отношение потребителей продукции компании к ее бренду, которое  также можно измерить.

А.К.: Приведу пример динамики стоимости брендов банков Группы ВТБ. Бренд Банка ВТБ за последний год поднялся с 87-й на 80-ю строчку мирового рейтинга по версии агентства Brand Finance. За год стоимость бренда выросла почти на 550 млн долларов и сейчас превышает 2,3 млрд.

Крупный бизнес рассматривает человеческий потенциал и индивидуальный капитал как свои мощные конкурентные преимущества. Андрей Костин также обращает внимание на то, что бизнес первым поднял проблему войны за таланты. И именно бизнес ведет ее наиболее активно.

А.К.: Приведу несколько фактов: от половины до двух третей глав корпораций в мире считают  борьбу с текучкой квалифицированных специалистов одной из ключевых проблем бизнеса, ставя ее по значимости на первое и второе места. Целые регионы в мире уже испытывают нехватку талантливых кадров. В частности, в России только 20% специалистов отвечают требованиям глобальных транснациональных корпораций и теоретически могут быть приняты ими на работу. Это и обуславливает достаточно высокие расходы компаний на повышение квалификации собственных сотрудников.

По данным ежегодного исследования The Corporate Learning Factbook, в 2012 году в США компании тратили в среднем 800 долларов на обучение одного сотрудника в год. При этом компании, относящиеся к так называемым best-practice (использующие наиболее эффективные методы работы), тратили намного больше – 1021 доллар. В 2011 году общий бюджет американских компаний на обучение и развитие составил около 67 млрд долларов.

Крупнейшие российские предприятия идут в ногу с миром. В своем выступлении Костин обратился к ежегодному отчету компании Malakut НR, которая провела бенчмаркинг 35 крупнейших  российских компаний в четырех отраслях: товары потребления; банки, страхование и финансы (БСФ); промышленное производство; ИT и телеком. В России бюджет на обучение и развитие персонала составляет 0,1% выручки компании и около 2% фонда оплаты труда. Стоимость обучения одного сотрудника в год в России в среднем составляет 19 тыс. 600 рублей, в компаниях сектора БСФ – 20 тыс. 12 рублей, что в целом соответствует мировому уровню.

Отдельная часть доклада Андрея Костина была посвящена оценке деятельности Группы компаний ВТБ. Костин наглядно проиллюстрировал динамику интенсивного развития Группы ВТБ в последние годы.

А.К.: Группа ВТБ насчитывает более 80 тыс. сотрудников. Средняя текучка кадров составляет 16,5%. На фоне рынка в целом этот показатель составляет 25%. По Банку ВТБ средняя текучка – 12%. За год нас покидает менее 1% пришедших сотрудников. Учитывая мощную интеллектуальную составляющую бизнеса, высококонкурентную среду, в которой мы работаем, нам не менее важно повышать потенциал своих людей. Поэтому в свое время было принято принципиальное решение создать корпоративный университет Группы ВТБ.

Андрей Костин подчеркнул, что взаимодействие между ВТБ и СПбГУ может сопровождаться системой грантов для студентов и преподавателей, проведением корпоративного обучения топ-менеджмента ВТБ в СПбГУ, привлечением преподавателей к экспертной работе, активным участием в чтении лекций ведущих специалистов ВТБ.

Таким образом, намечается целый вектор действий для молодых карьеристов. В главный офис ежегодно принимают до 200 студентов, еще 150 проходят стажировку в филиалах и регионах. В филиалах действуют стипендиальные программы, которые охватывают около 100 человек, являющихся студентами вузов.

Завершая свой доклад, Андрей Костин выделил ряд критериев, необходимых для работы эффективного топ-менеджера.

Во-первых, это профессиональные знания, которые можно получить как внутри страны, так и за рубежом. Время успешных непрофессионалов постепенно уходит. На сегодняшний день главным показателем качества работы любого специалиста является его профессиональная компетенция.

А.К.: Для людей, работающих в Банке ВТБ, улететь в семь утра в Лондон, проработать там весь день и вернуться в шесть вечера обратно, а с утра снова выйти на работу – это норма. В молодом возрасте человек только раскрывает свои таланты. Поэтому главные качества – работоспособность, энергичность и активность. Важно проявлять инициативу, выдвигать новые идеи.

Во-вторых, здоровье. Хорошее здоровье позволяет подчиненному сохранять работоспособность и быть основой, базой интеллектуального капитала.

В-третьих, ответственность. Умение принимать решения в любой момент.

В-четвертых, коммуникабельность. Умение ладить с людьми.

А.К.: Умение строить отношения с людьми – важный навык любого профессионала. Стремление удовлетворить потребности клиента должно отличать всех, кто работает в финансовых учреждениях.

В-пятых, знание английского языка.

А.К.: Мир сегодня говорит на английском языке. Без английского языка вы парализованы и не способны налаживать доверительные отношения с вашими партнерами. Я счастлив, что у меня сложились хорошие отношения практически со всеми ведущими банкирами мира – и американцами, и европейцами. Без английского языка невозможно. Переводчик – не выход. Английский язык – основа деловых взаимоотношений с внешним миром.

В-шестых, командный подход.

А.К.: Финансовые институты – это не команда бегунов, это команда коллективной игры. Только в результате сотрудничества можно рассчитывать на определенные результаты. Современные крупные корпорации – это конгломераты, которые объединяют тысячи людей, способных работать вместе.

И наконец, амбиции.

А.К.: Амбиции свойственны всем. Люди, которые стали очень богатыми, работают не ради денег, а ради дальнейшей самореализации. Чем выше капитализация твоей компании, тем большего успеха ты достиг в этой жизни.

Президент ВТБ также поднял тему возраста сотрудников своей команды.

А.К.: У меня довольно молодая команда. Главным образом это ребята, которые достигли должности первого заместителя или заместителя председателя до 40 лет. Команда профессиональная, амбициозная, способная вместе работать и решать те задачи, которые перед ней стоят. И мне кажется, именно благодаря своей команде Группа ВТБ за последние десять лет очень много добилась.

Говоря о планах и проектах, Андрей Костин неоднократно ссылался на важную роль стратегического сотрудничества ВШМ СПбГУ и Группы компаний ВТБ.

А.К.: Вместе с руководством университета мы выделили несколько ближайших для себя задач. Есть два вуза, которые входят в мировые топ-рейтинги, – МГУ и СПбГУ.  Что касается Высшей школы менеджмента СПбГУ, то одна из ее главных стратегических задач – участие в мировых рейтингах бизнес-школ. В том числе в рейтинге Financial Times. Сейчас необходимо привлечь преподавательский состав международного уровня и международного класса. Иными словами, ВШМ СПбГУ не сможет войти в международный топ-рейтинг, пока 20-30% преподавательского состава не составят специалисты из-за рубежа.

Перед нами стоит цель изменить профессорско-преподавательский состав за счет привлечения преподавателей из других учебных заведений с мировым именем. Необходимо создавать эндаумент, то есть  ресурсный капитал высших учебных заведений, и это задача не на один год. Необходимо учитывать опыт деятельности российских и международных корпораций для оценки учебных программ, осуществлять  интеграцию этих программ в мировые транснациональные корпорации. Это позволит приблизить уровень подготовки студентов к мировым стандартам и войти в рейтинг мировых школ.

В заключение Андрей Костин заявил, что еще одним стратегическим проектом станет создание экспертного совета по инновациям на базе СПбГУ и Группы компаний ВТБ.

А.К.: Банку приходится кредитовать так называемые «зеленые» инвестиционные проекты, которые связаны с развитием новых технологий. Но банковским сотрудникам сложно определить, насколько эти проекты перспективны с точки зрения современной науки. Поэтому такое учреждение, как СПбГУ, обладающее широким  научным потенциалом, может послужить для нас экспертной базой. Вместе мы сможем определить, какие сферы перспективны для инвестиций банковского капитала, а какие – тупиковые. Я думаю, это серьезное направление, особенно ввиду того, что в настоящее время мы стремимся серьезно развивать инновационные технологии. И нужно понимать, что это всегда сфера повышенного риска.

Затраты компаний на обучение одного человека в год в 2012 году (долларов США)

У партнеров

    Реклама