Нету хлеба – подавай пироги

Население Петербурга растет, но объем производства хлеба и хлебобулочных изделий сокращается. Зато растет объем производства и потребления других мучных и кондитерских изделий

По данным Петростата, на 1 января 2013 года в Петербурге проживало 5 млн 28 тыс. человек. Причем наблюдается рост численности населения. Так, в 2011 году в Петербурге проживало 4 млн 399,3 тыс. жителей, в 2012-м – 4 млн 953,2 тыс. При этом потребление хлеба на душу населения сокращается.

Население Петербурга в 2013 году потребило пшеничного хлеба 58 тыс. 613 тонн, что на 7% меньше, чем годом ранее. Хлеба ржаного и прочего реализовано 89 тыс. 823,4 тонны – на 3,6% меньше по сравнению с 2012 годом.

Результаты маркетингового исследования показали, что с 2010 года наблюдается снижение объема потребления хлеба в Петербурге. Потребление пшеничного хлеба в среднем уменьшается на 6% в год (на 6,8% – в 2011 году по сравнению с 2010-м; на 3,9% – в 2012 году по сравнению с 2011-м).

Потребление ржаного хлеба в среднем снижается на 3% в год (на 5,2% – в 2011 году по сравнению с 2010-м; на 0,4% – в 2012 году по сравнению с 2011-м).

Снижение объема потребления хлеба приводит к снижению объема производства хлеба и хлебобулочных изделий. Так, объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в Петербурге в 2013 году составил (по классификации Росстата):

– хлеб и хлебобулочные изделия – 281,51 тыс. тонн;

– изделия хлебобулочные недлительного хранения – 267,22 тыс. тонн;

– изделия хлебобулочные длительного хранения, изделия хлебобулочные пониженной влажности, полуфабрикаты хлебобулочные – 130,46 тыс. тонн.

Всего в 2013 году было произведено 561,78 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий – на 2,4% меньше, чем в 2012-м.

Существует прямая зависимость между объемом потребления хлеба и уровнем жизни населения. При повышении уровня жизни, с одной стороны, продуктовая корзина потребителя расширяется, объем потребления хлеба снижается и растет, например, потребление мяса, овощей и фруктов, с другой – изменяется и потребительское поведение, сокращается потребление «традиционного» хлеба и увеличивается потребление различных видов хлебобулочных изделий со всевозможными добавками. Мы наблюдаем постепенное замещение хлеба более широким ассортиментом хлебобулочных изделий.

На петербургском рынке хлеба и мучных кондитерских изделий можно выделить двух крупных игроков: ОАО «Фацер» и ОАО «Каравай». Вместе они производят более половины хлеба и мучных кондитерских изделий Петербурга. Рыночная доля каждого из оставшихся мелких городских производителей хлеба не превышает 5,5%.

По результатам исследования рынка хлеба видно, что в последние несколько лет доли ведущих игроков на рынке увеличиваются. Например, в общем объеме выручки основных производителей хлеба и мучных кондитерских изделий на рынке Петербурга доля ОАО «Фацер» в 2011 году составляла 48,2%, в 2012-м увеличилась до 49,1%, а по результатам 2013 года ожидается, что она дорастет до 49,9%.

ОАО «Каравай» в 2011 году занимало 21,3% рынка, в 2012-м его доля увеличилась до 22,1%, прогноз на 2013 год – 22,6%.

Если сравнить объемы поставок хлебобулочных изделий на рынок, два основных лидера останутся неизменными: список возглавляет ОАО «Фацер», на втором месте – ОАО «Каравай». По данным исследовательской компании «ГРИФОН-ЭКСПЕРТ», в 2013 году доля поставок хлебобулочных изделий на рынок Петербурга  (без учета поставок в Ленинградскую область) у компании «Фацер» увеличилась до 45,8%, что на 0,9% больше по сравнению с 2012-м.

ОАО «Каравай» в 2013 году также увеличило долю поставок хлебобулочных изделий на рынок Петербурга (без учета поставок в Ленинградскую область) до 34%, что на 0,6% больше, чем в 2012-м.

В перспективе крупные игроки будут только наращивать свое присутствие на хлебном рынке. Связано это в том числе с бурным развитием сетевой розницы в последние годы. Доля сетей в розничной торговле в Петербурге превышает 70%. А сети заинтересованы в работе с крупными поставщиками, способными предложить большой объем, налаженную логистику, выделяющими крупные маркетинговые бюджеты на стимулирование продаж. При существующих условиях мелким производителям хлеба и хлебобулочных изделий практически невозможно войти в сети. Их потенциальная ниша – создание уникальных продуктов.

Санкт-Петербург

Доли по физическому объему поставок хлебобулочных изделий на рынок Санкт-Петербурга, %
Динамика потребления хлеба и хлебобулочных изделий в Санкт-Петербурге, кг на 100 человек в среднем за месяц
Объем потребления хлеба и хлебобулочных изделий в Санкт-Петербурге, кг на 100 человек в среднем за месяц
Объем потребления хлеба в Санкт-Петербурге, тонн в год
Динамика потребления хлеба и хлебобулочных изделий в Санкт-Петербурге, кг на 100 человек в среднем за месяц
Объем потребления хлеба и хлебобулочных изделий в Санкт-Петербурге, тонн

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №12 (659) 17 марта 2014
    Финансовая система России
    Содержание:
    Шанс для экспортера

    Девальвация российского рубля ударит в первую очередь по рынкам, ориентированным на импорт, в частности по потребительскому рынку. По логике, из-за слабого рубля выиграют компании-экспортеры, но ситуация не столь однозначна

    Реклама