Новые старые тренды

Экономика и финансы
Москва, 17.03.2014
«Эксперт Северо-Запад» №12 (659)
Рынок лизинга в 2013 году следовал в русле общей экономической ситуации. Тем не менее в бизнесе лизинговых компаний наметились новые тенденции

Для рынка лизинга 2013 год был достаточно непростым. На общеэкономическом уровне на развитие рынка сильное влияние оказывали процессы замедления экономического роста.

Предыдущий кризис показал, что лизинговый рынок является одним из наиболее подверженных его влиянию. Это закономерно, так как бизнес в период неопределенности перспектив, как правило, сокращает инвестиционные программы, в том числе уменьшаются планы инвестиций в основные фонды, влияя тем самым на объемы закупок с помощью лизинга. «На рынок оказали серьезное негативное влияние и другие факторы, – говорит руководитель региональных филиалов ООО “Райффайзен-Лизинг” Андрей Донченко. – Например, отмена налога на имущество заметно усилила конкуренцию лизинговых компаний с банками».

В итоге российский рынок лизинга в 2013 году роста не показал, номинальный объем нового бизнеса лизинговых компаний значительно не изменился по сравнению с 2012-м и составил 1,3 трлн рублей, а с учетом инфляции в реальном выражении и вовсе сократился.

«Имелась ярко выраженная тенденция к сокращению доли сделок с железнодорожным транспортом и к скачку доли в сегменте авиаперевозок в целом по рынку – благодаря отсутствию в первом случае и появлению во втором случае крупных сделок у лизинговых компаний при банках с госучастием, – дополняет руководитель Северо-Западного дивизиона компании “Интерлизинг” Сергей Жарков. – В 2013 году можно отметить продолжающуюся тенденцию к росту розничных сделок, и в частности в сегментах легкового, грузового автотранспорта и специальной техники. Нельзя не упомянуть о спросе на возвратный лизинг в 2013 году – эта тенденция напрямую связана с отменой налога на движимое имущество с начала прошлого года. Данный механизм позволил компаниям существенно сэкономить на налогах, и особенно это коснулось имущества, поставленного на баланс в 2012 году. Считаю, что возвратный лизинг будет популярен и в 2014 году, но, возможно, не в таких объемах, как в 2013-м».

Сокращение рынка заставило лизинговые компании уделить больше внимания росту потребительской стоимости лизинга. «Именно это явилось причиной активного роста дополнительных сервисов лизинговых компаний для клиентов, внедрения прогрессивных и клиентоориентированных технологий», – подчеркивает Андрей Донченко.

Также он отмечает продолжающуюся стагнацию в сегменте лизинга железнодорожных вагонов. «В общем, давление на рынок было весьма значительным», – резюмирует Андрей Донченко.

Тенденции 2013 года продолжатся и в 2014-м, полагает начальник отдела маркетинга и развития компании «Балтийский лизинг» Евгений Колесов: «Драйверами роста рынка в 2014 году будут все те же сегменты: авиатехника, строительная техника, легковой и грузовой транспорт. Ключевой драйвер рынка предыдущих лет – лизинг железнодорожной техники – по нашим оценкам, в 2014 году не восстановит своих позиций. В то же время через один-два года это направление может вновь стать одним из наиболее развивающихся».

Драйверами развития лизинга в СЗФО в 2014 году станут капиталоемкие авиализинг и лизинг судов, а также лизинг автотранспорта, полагает генеральный директор компании CARCADE Алексей Смирнов.

Спорные параметры

Относительно изменений параметров сделки в 2013 году эксперты несколько разошлись в своих оценках. «Нельзя сказать, что за прошедший год произошли существенные колебания параметров сделки, – говорит руководитель дивизиона “Санкт-Петербург” компании “Балтийский лизинг” Андрей Бугров. – Некоторые колебания могли наблюдаться в части процента удорожания, но в непродолжительный период времени. В большей степени это было связано с попыткой выхода на рынок новых игроков, но не носило системный характер. В текущем году стоимостные колебания могут зависеть от состояния банковского сектора, а именно – кредитной политики банков в части установления процентных ставок и “длины” денег, что в конечном итоге может сказаться на предложениях лизинговых компаний».

Специализирующиеся на автолизинге компании выделяют свои тенденции.

«В конце 2013 года ощутимо снизились уровень авансов, маржинальность сделок и процент удорожания. Думаю, тенденция конца 2013 года будет наблюдаться и в 2014-м», – отмечает генеральный директор компании «КОНТРОЛ лизинг» Дмитрий Тимофеев.

Сергей Жарков, также выделяя общую тенденцию к снижению авансов, напротив, полагает, что в наступившем году она изменится в связи с текущей непростой экономической ситуацией. «Важно понимать, что аванс не может постоянно снижаться, даже из-за конкурентной борьбы, – отмечает вице-президент по развитию бизнеса компании “Европлан” Александр Михайлов. – Аванс – фактор риска. Соревноваться в его снижении – значит соревноваться “на слабо”: кто больше риска на себя возьмет. Русская рулетка. А вот тенденция к снижению ставки в лизинге в 2013 году была. Обратите внимание на статистику ЦБ: в долгосрочном корпоративном кредитовании ставки так не снижались. Лизинговые компании сжали свою маржу – приняли удар на себя. В 2014 году практически нет факторов дальнейшего снижения стоимости финансирования, кроме нерыночных действий государственных лизингодателей, желающих освоить выделенные и занятые деньги».

Вечный драйвер

Один из традиционных локомотивов лизинга – автолизинг. Алексей Смирнов в качестве положительной тенденции 2013 года, существенно повлиявшей на увеличение количества автолизинговых сделок, отмечает активность автопроизводителей в сфере создания совместных предложений с лизинговыми компаниями. «Представительства зарубежных автогигантов активно вкладывались в продвижение и софинансирование совместных с лизингодателями специальных акций и клиентских программ. Кроме того, отмечается рост популярности лизинга автомобилей премиум-сегмента. Так, количество премиум-авто, переданных CARCADE в лизинг, в 2013 году увеличилось на 50% по сравнению с аналогичным показателем 2012-го. Эти факторы останутся актуальными и в 2014 году», – говорит Алексей Смирнов.

На развитии автолизинга в 2014 году положительно скажется и ожидаемый вывод на рынок новых моделей легковых автомобилей мировых автопроизводителей.

«Главным драйвером развития автолизинга в России является рост доли лизинга в продажах новых авто. В странах Евросоюза этот показатель приближается к 30%, а в России на данный момент – только 3%. Это свидетельствует о том, что потенциал роста рынка высок», – уверен Алексей Смирнов. Александр Михайлов несколько по-иному видит точки роста в сегменте. Говоря о стратегии компании «Европлан» на 2014 год, он озвучивает планы развития, в том числе ориентированные на относительно небольшие по объему сделки, а также на сделки по технике с пробегом – сектор, который во время падения продаж новых автомобилей показывает отличную динамику. Лизинг для физических лиц также является «ставкой» компании «Европлан».

Кроме того, эксперты заявили о планах развивать лизинг для компаний малого и среднего бизнеса. Лизингодатели продолжают акцентироваться и на сервисной составляющей в автолизинге, предлагая востребованные автовладельцами услуги: регистрацию и страхование автомобиля, техпомощь на дорогах, консультации и т.п.

Растет интерес к оперлизингу

Еще одна тенденция 2013 года, отмеченная экспертами, – рост спроса на оперативный (операционный) лизинг. В 2013 году рынок операционного лизинга в России значительно вырос (по данным за девять месяцев 2013 года, объем нового бизнеса в этой сфере почти удвоился по сравнению с аналогичным периодом 2012-го). Тем не менее операционный лизинг пока распространен в немногих сегментах, а услуги такого вида лизинга в России предоставляют не более 20-25 компаний. Локомотивами развития оперлизинга выступают авиализинг и лизинг железнодорожного транспорта, которые обеспечивают более половины объемов нового бизнеса по сделкам с операционным лизингом.

Помимо традиционно высокой доли железнодорожного и авиатранспорта в оперлизинге, растет доля грузового, легкового транспорта и автобусов.

«Я связываю увеличение спроса на оперлизинг с появлением цивилизованной инфраструктуры, вторичного рынка в этих сегментах, что приводит к доступности услуги оперлизинга для лизингополучателей и сокращению рисков для лизингодателей», – комментирует Сергей Жарков. «Рынок операционного лизинга в России по-прежнему остается перспективным. На мой взгляд, сейчас начинается новый этап развития этого направления, – отмечает Андрей Бугров. – Если раньше рынок формировали западные лизинговые компании, пришедшие в Россию с богатым опытом работы в странах Европы и Америки, то сейчас большое количество потенциальных лизингополучателей ищут альтернативу с российским уклоном. Хотя по-прежнему такая услуга у российских лизинговых компаний находится в зачаточном состоянии».

«У операционного лизинга весьма большой потенциал развития, особенно в сегменте автотранспорта, – убежден Андрей Донченко. – К сожалению, есть ряд технических и психологических факторов, которые сдерживают его развитие, особенно в регионах. Из технических я бы выделил отсутствие финансово устойчивых и крупных операторов на вторичном рынке автотранспорта. Недостаточная развитость вторичного рынка отрицательно влияет на развитие операционного лизинга. Из психологических факторов отмечу привычку наших бизнесменов иметь автомобили преимущественно в собственности, в том числе и по истечении договора финансового лизинга. Хотя во многих случаях гораздо эффективнее пользоваться лизинговым автомобилем (аналогом аренды) с дополнительным, а иногда и полным сервисом».

Сегодня большинство компаний, которые пользуются операционным лизингом, – это компании с иностранными корнями. Им более понятен данный инвестиционный механизм, и они в полной мере оценили его преимущества.

«Развитие операционного лизинга

в нашей стране сдерживается отсутствием необходимой правовой базы, четко определяющей понятие этого вида лизинга и регулирующей его практику, – указывает Алексей Смирнов. – Кроме того, операционный лизинг – более дорогая услуга для лизингополучателя, чем обычная финансовая аренда. Это еще один сдерживающий фактор». Дмитрий Тимофеев заявляет, что на 2014 год намечен старт продаж операционного лизинга для частных лиц: «Потенциал операционного лизинга следует искать в сегменте частных клиентов. Этот рынок в России пока не сформирован, хотя в странах Америки и Европы это существенная доля рынка продаж. “КОНТРОЛ лизинг”  в 2014 году планирует запустить продажи данного продукта в Санкт-Петербурге и Москве».

Александр Михайлов оценивает общий потенциал рынка операционного лизинга автомобилей в 60-70 тыс. единиц на горизонте трех лет, если в экономике не будет больших проблем и ухода иностранных компаний из России.

Санкт-Петербург

Показатели деятельности лизинговых компаний СЗФО по итогам 2013 года (ранжирование – по объему нового бизнеса)*

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №12 (659) 17 марта 2014
    Финансовая система России
    Содержание:
    Шанс для экспортера

    Девальвация российского рубля ударит в первую очередь по рынкам, ориентированным на импорт, в частности по потребительскому рынку. По логике, из-за слабого рубля выиграют компании-экспортеры, но ситуация не столь однозначна

    Реклама