Девальвация российского рубля ударит в первую очередь по рынкам, ориентированным на импорт, в частности по потребительскому рынку. По логике, из-за слабого рубля выиграют компании-экспортеры, но ситуация не столь однозначна

Фото: архив «Эксперт С-З»

Ослабление рубля ведет к росту цен на импортные товары. Также дорожают товары, изготовленные в России, но имеющие в своем составе импортные или произведенные на импортном оборудовании ингредиенты. Естественный процесс – снижение спроса на такие товары. В выигрыше могут оказаться производители, поставляющие продукцию на внешний рынок, – за счет ожидаемого увеличения объемов продаж и, как следствие, роста прибыли.

Экономика изнутри

Как указывает эксперт инвестиционного департамента ВТБ24 Алексей Михеев, за 12 лет номинальные доходы выросли в десять раз, реальные – в три раза. Это значит, что доходы населения в валюте увеличились в десять раз, что негативно сказывается на торговом балансе страны. «Импорт у нас вырос, ухудшился торговый баланс, и ослабление национальной валюты очевидно выгодно производителям», – резюмирует Алексей Михеев.

Однако эффекта укрепления отечественной промышленности по результатам ослабления курса рубля эксперты не просматривают – макроэкономическая ситуация не способствует. По словам профессора кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Вячеслава Шавшукова, фундаментальные показатели российской экономики в общем не дают оснований для того, чтобы курс был сильным: темпы экономического роста имеют тенденцию к замедлению. «Промышленный рост – замедление, грузооборот транспорта – прирост на 0,5% за год, зарплата растет, то есть накопления населения растут, а эффекта мало, потому что производительность труда отстает от темпов роста заработной платы», – поясняет он.

По мнению генерального директора ГК «УНИСТО Петросталь» Арсения Васильева, ослабление рубля может положительно повлиять на российские производства, но о возрождении производства говорить слишком рано: российская промышленность в целом находится в глубочайшем кризисе, выход из которого видится в структурных изменениях.

Текущее состояние российской экономики «вызывает серьезные опасения» и у доцента кафедры мировой экономики СПбГУ Игоря Нестерова: «Дефицит бюджета, который имеет на сегодняшний день РФ, и то влияние, которое оказывает на него девальвация (по предварительным оценкам, девальвация российского рубля на 1 рубль создает приблизительно 180-200 млрд дополнительных номинальных доходов РФ), – это те самые факторы, которые влияют на снижение курса рубля изнутри российской экономики. Внешнее влияние – это изменение кредитно-денежной политики одной из ведущих стран – США. Влияние этих факторов приводит к тем результатам на российском валютном рынке, которые мы сегодня наблюдаем. Как долго продлятся эти тенденции, говорить достаточно сложно».

Импортная составляющая

По прогнозам, в ближайшее время на 5-15% подорожают многие потребительские товары: бытовая техника, автомобили, одежда и обувь. Рост цен на автомобили уже начался. С 1 февраля компания General Motors подняла цены на ряд моделей, пока незначительно – в среднем на 10 тыс. рублей. А в компании KIA Motors Rus пояснили: «Мы отслеживаем ситуацию с курсом рубля и действия конкурентов в этой связи. Если тенденция движения с курсом рубля сохранится, то мы будем вынуждены пересмотреть цены на наши автомобили. О сроках и размере повышения говорить пока рано».

 010_expertsz_12_2.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
Фото: архив «Эксперт С-З»

«Увеличилась закупочная стоимость, и чтобы сохранить маржинальность и не разориться, ритейлеры уже повышают цены на импортные товары из США и Европы на 10% – пропорционально рос-ту валюты, – говорит директор интернет-магазина сети “220 Вольт” Леонид Довладбегян. – Ритейлеры, имеющие высокую маржинальность и импортирующие товар из Китая, вероятно, не станут пока что повышать цены. Мы ожидаем не очень значительного понижения потребительского спроса – возможно, к лету произойдет снижение. Не пострадает luxury-сегмент, поскольку его потребители не изменят своих покупательских привычек, а также массовый сегмент и рынок товаров первой необходимости. Можно ожидать, что уменьшится потребление электроники и бытовой техники со стороны среднего класса». Кроме того, он отметил, что увеличится количество покупок через интернет-магазины, в которых цены ниже, чем в офлайн-магазинах.

К лету ожидается повышение цен на туристические путевки. По некоторым оценкам, до 20%. В Северо-Западном отделении Российского союза туриндустрии свежих данных о продаже путевок за границу пока нет, однако известно: потенциальные туристы уже не столь бойко, как раньше, бронируют путевки, оставляя время на раздумья. По прогнозам, турпоток за границу сократится (пока неясно, насколько), от чего нынешним летом выиграют отечественные курорты. 

Удорожание коснется и рынка жилья, но несколько позже. «Прогнозируются увеличение стоимости строительно-монтажных работ, увеличение сроков окупаемости проектов, – перечисляет Арсений Васильев. – Конечно, в первую очередь увеличение себестоимости коснется дорогих проектов, которые в большей степени зависят от импорта материалов. Жилья массового сегмента это тоже коснется, только в более долгосрочной перспективе». По его словам, на росте цен на жилье скажутся два фактора: увеличение себестоимости строительства вместе с валютными колебаниями и увеличение активности покупательского спроса, который среагирует на эти колебания. «И второй фактор окажет скорее большее влияние, чем первый, на рынке жилья эконом-класса, но при продолжительной девальвации рубля застройщики уже не смогут сдерживать рост цен.  В элитном сегменте именно увеличение затрат на строительство подтолкнет цены вверх, корректировка может составить около 7-10%», – уверен Арсений Васильев.

Большие проблемы подстерегают сегмент продовольственных товаров. По данным Росстата, доля импортного продовольствия в Петербурге, например, достигает 70%. Кроме прямых поставок подразумеваются импортные ингредиенты. Так, их доля в производстве мясопродуктов оценивается в 40%.

Потребители алкогольной продукции также пострадают. В компании HEINEKEN подтверждают: «Доля экспорта в объеме общих продаж незначительна. Поэтому дорогая валюта увеличивает наши расходы в рублях на производство и его обслуживание». При этом вопрос о предстоящем повышении цен производители пива предпочли не заметить.

Экспортная развилка

Эксперты расходятся в оценках воздействия роста евро и доллара относительно рубля. Есть те, кто заявляет, что слабый рубль однозначно выгоден тем, кто производит продукцию на экспорт. Председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин убежден, что в перспективе отечественная промышленность все же выиграет от снижения курса рубля: «С одной стороны, наши экспортеры получают возможность повысить спрос на свою продукцию из-за снижения ее цены, а с другой – для них открываются и перспективы на внутреннем рынке, когда их продукцию будут приобретать те, кто до этого покупал аналогичную продукцию за валюту за рубежом. Таким образом, снижение курса рубля работает и на импортозамещение в отдельных отраслях».

Однако, в отличие от чиновников, представители бизнеса считают, что не все так однозначно. «Сейчас идет дискуссия о том, какую пользу может извлечь отечественный производитель из того, что рубль потерял свои позиции к ведущим мировым валютам. Но мне кажется, что это в определенной степени лукавство – сродни обсуждению того, что лучше: стабильность или нестабильность, – высказывается президент Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга Владимир Катенев. – Трагедии в этом нет, но и радости большой – тоже. Та же ситуация и с падением котировок наших компаний на бирже. Для тех, кто хотел эти акции купить, обвал – хорошо, а для тех, кто продавал, – не очень. Или средняя заработная плата, которая в валюте теперь снизилась. И тот, кто хотел нанять персонал подешевле, выиграет, а тот, кто не хочет продавать свой труд дешевле, – нет. При этом слишком фантастическим выглядит сценарий, при котором уже практически не работающие местные станкостроительные предприя-тия начали бы выпускать оборудование для опять же местных заводов, пожелавших создавать импортозамещающую продукцию на волне роста валюты».

Генеральный директор ООО «ГК “Севкабель”« Владимир Бухин отмечает, что снижение курса рубля не приведет к большим выгодам для российских экспортеров, а вот риски того, что многие предприятия притормозят свои программы модернизации, как раз возрастут. «К сожалению, в России практически не производится оборудование, на котором можно было бы выпускать современную продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, – констатирует он. – Все подобное оборудование приходится закупать в той же Европе – за евро. В итоге рост курса европейской валюты поднимает цену на новое оборудование настолько, что позволить его себе смогут далеко не все предприятия».

При этом политическая обстановка вокруг Украины и Крыма (которая, собственно, и спровоцировала падение рубля) вызывает у отечественных предприятий-экспортеров гораздо большее беспокойство из-за перспективы введения экономических санкций в отношении России. Бизнес бизнесом, но крупные корпорации вынуждены будут выполнять требования правительств США и Евросоюза в случае принятия последними каких-либо ограничительных мер по торговле с нашей страной. И в этом направлении тревожных ожиданий гораздо больше, нежели в связи с возможной дальнейшей девальвацией рубля.

«Проблема в том, что чем более высокотехнологично производство, создающее экспортную продукцию, тем выше у него степень кооперации с иностранными партнерами, как по используемому оборудованию, так и по комплектующим, – комментирует генеральный директор ОАО “Светлана” Владимир Попов. – Например, у нас на «Светлане» по прошлому году объем экспорта составил порядка 65 млн долларов, а импортируем мы где-то на 2 млн. Казалось бы, неплохое соотношение при росте валюты. Но здесь надо оценивать и возникающие сейчас политические риски, поскольку из этих 2 млн долларов мы львиную долю комплектующих приобретаем в США и Германии, и в случае каких-либо санкций со стороны этих государств наше предприятие рискует притормозить выпуск продукции уже более чем на 1 млрд рублей. Поэтому говорить, что экспортерам всегда хорошо от обесценивания рубля, некорректно: здесь очень много других факторов, которые нужно принимать во внимание».

Санкт-Петербург

Северо-Западный федеральный округ. Товарная структура экспорта и импорта за январь-декабрь 2013 года, тыс. долларов
Изменение курса валют к доллару, 01.01.2014 – 13.02.2014
Динамика курса рубля и розничного товарооборота

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №12 (659) 17 марта 2014
    Финансовая система России
    Содержание:
    Шанс для экспортера

    Девальвация российского рубля ударит в первую очередь по рынкам, ориентированным на импорт, в частности по потребительскому рынку. По логике, из-за слабого рубля выиграют компании-экспортеры, но ситуация не столь однозначна

    Реклама