Адронный коллайдер анимации

Культура
Москва, 07.04.2014
«Эксперт Северо-Запад» №15 (662)
Светлана Петрова: «Я ухитрилась собрать 50 тысяч зрителей на показ артхаусного анимационного короткого метра»

Фото: архив «Эксперт С-З»

Демонстрация мультфильмов на широком экране, да еще и в открытом городском пространстве, сегодня для Петербурга – вполне понятная и привычная вещь. Увидеть интересную анимационную программу на крыле разведенного Дворцового моста довольно просто. А более десяти лет назад такого проекта вообще не существовало. С идеологом ежегодного фестиваля «Мультивидение» Светланой Петровой мы поговорили об истоках реализации этого масштабного плана.

– Светлана, фестиваль «Мультивидение», президентом которого вы являетесь, – старейший фестиваль анимационного кино в России. Вы занимаетесь этим уже больше десяти лет. Мало это или много для подобных культурных мероприятий?

– И много, и мало. Много, так как уже появились опыт, знания, международные связи, статус, авторитет. И мало, потому что по сравнению с фестивалями, которым по 20 лет, мы еще дети. Вот, например, КРОК – им 20 лет. Хорошо, что это все же украинский фестиваль, и поэтому мы в России самые старые. И это тем более немного, если иметь в виду, что «Мультивидение» – наверное, единственный фестиваль анимации в мире, основанный человеком, не имевшим до фестиваля никакого отношения к анимации.

– А чем ваш фестиваль принципиально отличается от прочих?

– Нам удалось посмотреть на анимационное кино свежим взглядом. Свежий взгляд – это всегда хорошо, поэтому, наверное, и удалось придумать столько нововведений: фестиваль первым предложил показывать короткий анимационный метр для широкой публики, первым предложил ночные показы кино. Он и состоялся впервые как Ночь влюбленных в мультфильмы в 2003 году – сейчас этой идеей широко пользуются многие. Он первым предложил показывать офлайн популярный интернет-контент в том же 2003-м. Мы активно сотрудничали с «Масяней» Олега Куваева, и вообще на первом фестивале была только вирусная интернет-анимация, то есть флеш-анимация, ведь тогда еще не было Youtube. Фестиваль же предложил отмечать в России Международный день анимации 28 октября. Ну и конечно, мы придумали фестивальные показы на разводных мостах в 2007 году.

Эти медиаинсталляции (а на самом деле мультфильмы на разводном мосту – произведение искусства: соединяются две вещи, разводной мост и короткометражные мультфильмы, и возникает нечто новое) распространились из Петербурга в Амстердам, где тоже есть разводные мосты. На Троицком мосту в Питере и на Магере Брюг в Голландии одновременно прошел показ одной и той же фестивальной программы, причем мосты были соединены телемостом, и получился настоящий мультимост. Такого вообще никто никогда не делал. Так что за короткий срок мы успели очень многое.

Блог от Заратустры

– Помимо фестивального проекта у вас много других параллельных дел, например Международный street & public арт-форум graFFFest. Как все успеваете?

– Международный street & public арт-форум graFFFest – это летний проект «Мультивидения». Его развитие идет в направлении стрит- и паблик-арта, поэтому он не мешает основному фестивалю, а, наоборот, его развивает. GraFFFest – живой пример перспективности внедрения цифровых технологий в стрит-арт, с одной стороны, и развития анимационного кино в направлении паблик-арта – с другой.  Что касается второй части вопроса, то я ничего не успеваю в последнее время: у меня в очереди вечно стоят пять-десять проектов, до которых руки не доходят или которые движутся еле-еле. Есть вот, например, такой проект совместного спектакля «Мультивидения» и французского театра «Ле Пассаже» (это очень известный уличный театр, они танцуют на стенах). Проект жив благодаря усилиям и энтузиазму продюсера Жеральда де Друбиньи, а с режиссером театра Филиппом Риу мы все никак не можем встретиться.

– Не могу не спросить про вашего рыжего кота Заратустру и про те проекты, в которых он участвует.

– Кот Заратустра участвует во многих моих проектах, и прежде всего – в своем собственном: FatCatArt.ru. На самом деле это эксперимент по созданию медиавируса классического искусства, маскирующегося под LOLcats, забавные картинки с котами, популярные в интернете. Как я уже говорила, первое «Мультивидение» прошло как фестиваль вирусной анимации, и я все время интересовалась темой интернет-искусства и его языка.

Я заметила, что многие мемы, прямо скажем, не блещут сложностью содержания и красотой в ее классическом понимании: взять хотя бы Rage comics. И меня заинтересовал вопрос: можно ли создать интернет-мем, который бы разносил знания и побуждал к творчеству, будил интерес к изучению истории и теории культуры и, кроме того, сам бы явился произведением искусства в жанре contemporary art?

В некотором роде мне было легко: наша семья много поколений держала кошек. Мой кот Марк Аврелий Вольфганг Амадей выступал у меня в театре и даже ездил на гастроли за рубеж, поэтому тема LOLcats была для меня естественна, плюс я люблю классическую живопись, в детстве вообще ходила с мамой в Эрмитаж каждые выходные. Заратустра – кот моей мамы. Мама умерла, и теперь ее кот водит меня в музеи… Поэтому, я думаю, проект и вышел: в него вложено много того, без чего не может быть никакого искусства, – любви.

Когда я делала первые картинки и создавала блог кота (это было в 2011 году), я не думала, что будет такая популярность. Чтобы мем сработал, человек должен увидеть в нем что-то простое, узнаваемое, а классическая живопись – вещь, популярная далеко не у всех, не говоря уже об искусстве XX века и контемпорари. Плюс кот там фигурирует нехарактерным для кошачьих мемов образом: это не одна и та же фотография – он играет роли, притворяется разными героями. Я была поражена, когда выяснились масштабы распространения, ведь я не прилагала к этому никаких усилий, просто вывесила сайт. Осталось только собрать жатву – попросить крупные узлы распространения поставить ссылку на источник. Никто же не знал, откуда картинки, кто-то даже предположил, что это Бэнкси. До сих пор мой кот много ходит в сети анонимно, особенно на Imgur: кто-то там выложил мой альбом, собрал 4 млн просмотров. Мне стало интересно: а заметит ли кто-нибудь второе дно этой истории – что это такой художественный проект? Заметили. И что самое приятное для меня – заметили молодые искусствоведы и кураторы. Француженка Агата Лихтенштейн даже пишет по нему диссертацию в университете Paris VIII, который основал Делез.

И что самое удивительное, кот Заратустра понимает, что происходит и в каком действе он принимает участие.

Развод мостов, оказывается, может стать не только транспортной проблемой, но и площадкой для зарождения нового искусства 045_expertsz_15.jpg Фото: фестиваль «Мультивидение»
Развод мостов, оказывается, может стать не только транспортной проблемой, но и площадкой для зарождения нового искусства
Фото: фестиваль «Мультивидение»

Философский подход

– Однажды вы процитировали классика: «Для меня невозможного мало». Я так поняла, что это  ваш жизненный девиз. Исходя из того, сколько вашими усилиями сделано для популяризации анимационного, да и современного искусства в целом, любопытно узнать, какими были ваши первые шаги?  Откуда появились такие масштабные мысли об организации вышеупомянутого фестиваля?

– Все началось с философского факультета СПбГУ. Мои научные интересы лежали в области культурной антропологии, тема диплома – «Проблемы мифа и языка в этнофилософии тропической Африки». Я хотела быть ученым, но язык науки и система ее институций меня не устраивали, и я сказала себе: мы пойдем другим путем. И пошла: все, что я делаю, является на самом деле культурологией. Это исследование культуры, искусства, изложенное языком искусства. Сложновато получается, но вот в качестве упрощенного примера: я ухитрилась собрать 50 тыс. зрителей на фестивальный показ артхаусного анимационного короткого метра, когда догадалась спроецировать его на разведенный Дворцовый мост. Сказался подход философа и культурного антрополога: я поставила «кино не для всех» в культурный контекст архитектурной видеопроекции для массового зрителя, и вышло нечто необычное. Чтобы провести исследование, нужен материал, отсюда и фестивали. Таким образом возникает широкая панорама новейших тенденций в изучаемой области, например в анимации, и чем она шире, тем виднее, где эта область соприкасается с другой, например со стрит-артом. Потом я провожу эксперимент, как эти области можно скрестить. Результатом исследований я делюсь со зрителями. Это и есть фестиваль. Недаром у нас помимо сеансов есть еще мастер-классы – это такой адронный коллайдер анимации, эксперимент. Мы приглашаем известного зарубежного режиссера необычных мультфильмов, чей художественный подход отличается от принципов российской школы анимации, и он вместе с молодыми российскими профессионалами создает новое произведение. Были у нас Макс Хаттлер, признанный мастер абстрактной анимации, потом Луис Ньето, мастер остроумных спецэффектов. Мы провели мастер-класс по комбинированию живых съемок и анимации – это очень актуальный тренд, и многим это интересно.

На организации фестиваля сказался и мой опыт работы в сфере моды и театра, поэтому, несмотря на то что в основе лежит исследование, по форме это исследование всегда должно выглядеть как шоу, как что-то, интересное для зрителей.

И вообще, я почему-то не могу заниматься искусством одна, мне надо обязательно собрать и втянуть в это дело как можно больше людей, желательно – как можно более разных. Разница убеждений и творческих методов меня совершенно не смущает. И часто получается, что я начинаю проект в одиночку, для себя любимой, а потом раз – и это уже фестиваль.

Я 12 лет назад всего-то хотела сделать анимированное лицо для костюма «Мобильная девушка», и вот раз – и мультфильмы на разводных мостах в Петербурге и Амстердаме. Так и получилось «Мультивидение».

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №15 (662) 7 апреля 2014
    Точки роста
    Содержание:
    Мониторинг устойчивости

    Деловая активность в областях, входящих в Северо-Западный федеральный округ, снижается, однако инвестиционная активность еще видна. И хотя прогноз на 2014 год не слишком радужный, можно надеяться на завершение уже начатых проектов

    Реклама