Через границу на авто

Русский бизнес
Москва, 07.04.2014
«Эксперт Северо-Запад» №15 (662)
Руководство финской провинции Южная Карелия и представители ЕИСП проинспектировали реконструируемый участок дороги в районе Сювяоро на территории РФ. Старт эксплуатации – один из важнейших шагов к новому статусу пока еще временного автомобильного погранперехода между Россией и Финляндией Сювяоро – Париккала. Восстанавливать железнодорожное сообщение между странами-соседями, похоже, никто не намерен

Югу Финляндии для «раскрутки» еще одного «туристического рая» близ российской границы достаточно и автоперехода. Республика Карелия надеется развить экспорт своих ресурсов. Но ряд экспертов считают, что пока финны куда ближе к своей цели.

Добраться до пункта упрощенного пропуска Сювяоро можно по автодороге регионального значения Ихала – Райвио – госграница, 0 км – 28 км. Она примыкает к строящейся автомобильной трассе федерального значения А-121 «Сортавала».

Дорожная инфраструктура на российской стороне границы в данном районе создается с расчетом на открытие в 2017 году нового международного автомобильного погранперехода (МАПП) на месте временного, действующего по спецпропускам, а также не состоящего на балансе у погранслужбы РФ.

Реконструкция пути протяженностью 28 кмосуществляется в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП). Бюджет ЕИСП складывается из взносов сторон: 50% обеспечивает Евросоюз, по 25% – российская казна и бюджет Финляндии. При этом бюджет ЕИСП – это на четверть российские деньги.

В правительстве Республики Карелия оценивают требуемую пропускную способность будущего МАПП Сювяоро минимум в 2,5 тыс. транспортных средств в сутки.

Железно

Власти Карелии и южных провинций Суоми вместе с представителями железнодорожных ведомств обеих стран не раз проводили совещания по развитию железнодорожного сообщения между странами. Однако пункт Сювяоро в них не фигурировал. При этом еще с 1937 года в Финляндии существовало железнодорожное сообщение между Элисенваарой (ныне – территория РФ) и Иматрой. Со стороны Финляндии эти пути до сих пор существуют, а со стороны России отсутствуют – разобраны в 1990-е годы.

«Мировой опыт уже доказал, что самый дешевый транспорт для бизнеса – водный, затем идет железнодорожный, только потом – автомобильный, а дороже всего обходятся авиаперевозки. Конечно, на “коротком плече” карельские экспортеры что-то выиграют за счет нового МАПП, но возить сырье из отдаленных районов республики или из другой области не получится: невыгодно, да и дорог нет», – говорит директор ООО «Приладожская горная компания» Георгий Галашев.   

Руководство Карелии рассчитывает сделать новый автомобильный переход точкой роста для бизнеса региона. Основными источниками доходов бюджета республики на протяжении десятилетий остаются производство и экспорт леса и нерудных материалов, коими Карелия богата. Но вмешивается ряд факторов: отдаленность производств от мест сбыта и отсталая дорожная инфраструктура.

Строительство одной магистрали и небольшого приграничного участка, по мнению Георгия Галашева, ситуацию не спасет. «Восстановить дороги Карелии смогла бы только Олимпиада в Лахденпохье или Элисенвааре», – иронизирует он.

По данным консалтинговой компании «Решение», транспортная составляющая в цене нерудных материалов колеблется в районе 60% в зависимости от конъюнктуры.

По словам генерального директора

ООО «Метсялиитто Подпорожье» Вячеслава Канатова, при дальней транспортировке леса основную прибыль также «съедает» перевозчик, оставляя заготовителю копейки. Самый выгодный вариант – рубить лес рядом с покупателем. Эксперты полагают, что с открытием автоперехода лесозаготовка сместится к нему и ретивый бизнес вырубит там больше, чем это допустимо. 

«Не думаю, что так произойдет. Вырубки производятся в строго определенных размерах и в рамках закона. Ну, разве что с участием “очень большой коррупции”», – заявил Вячеслав Канатов.

Альтернативный вариант

С другой стороны, Георгий Галашев полагает, что железная дорога через границу в Сювяоро и дала бы рост экспорту в Швецию, и включила бы в эту же цепь другие регионы Северо-Запада России, например Мурманск.  

Финская сторона особой заинтересованности в железнодорожном сообщении не высказывает. «Конечно, это могло бы значительно увеличить объемы перевозок. Но пока речь идет только об автомобильном сообщении», – прокомментировал глава Регионального совета Южной Карелии (Финляндия) Матти Вийалайнен. Он указал, что МАПП значительно увеличит поток туристов и создаст канал для новых инвестиций. 

Для Париккалы, столицы Карелии этот финский уголок может стать чем-то наподобие Лаппеенранты или Иматры для петербуржцев, внося весомый вклад в процветание небольших финских городов.

Республика Карелия

Количество пассажиров в пунктах пересечения границы в Южной Карелии (Финляндия) в 2008-2013 годах

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №15 (662) 7 апреля 2014
    Точки роста
    Содержание:
    Мониторинг устойчивости

    Деловая активность в областях, входящих в Северо-Западный федеральный округ, снижается, однако инвестиционная активность еще видна. И хотя прогноз на 2014 год не слишком радужный, можно надеяться на завершение уже начатых проектов

    Реклама