Прорыв на южном направлении

Тема недели
Москва, 26.05.2014
«Эксперт Северо-Запад» №22 (669)

Реализация ряда крупных девелоперских проектов в южной части Петербурга заставляет задуматься над развитием транспортной инфраструктуры этих территорий. Причем изрядная часть «больных мест» требует срочного лечения – в течение двух, трех, пяти лет. Через десять лет, по прогнозам экспертов, население некоторых южных окраин чуть ли не удвоится. Юг города поневоле является важным логистическим узлом, связывающим Петербург и Москву. В будущем он может взять на себя задачу и посерьезнее – стать мощной транспортно-логистической площадкой и точкой роста для развития деловых связей между Петербургом и Европой. Во многом именно география определяет путь развития данной агломерации, а порты на Финском заливе и воздушные ворота – «Пулково» – дополнительно способствуют превращению юга города в деловой квартал (близ «Пулково» реализованы такие проекты, как «Технополис», «Аэроплаза», Crown Plaza, «Цеппелин», «Пулково Скай», деловая зона «Пулково-3», в октябре откроется конгрессно-выставочный центр «Экспофорум»).

Стоит отметить, что еще в 30-е годы прошлого века власть вынашивала планы переноса административного центра города именно на юг, о чем сегодня нам напоминает архитектурный ансамбль Московской площади.

Кроме того, в настоящее время южные окраины города успешно «штурмуются» девелоперами, реализующими масштабные проекты комплексного развития территорий.

Помимо наиболее амбициозного проекта – города-спутника Южный на 4,3 млн кв. м жилья – на юге Санкт-Петербурга реализуются еще как минимум четыре проекта, немногим уступающие ему по численности населения в будущем.

По прогнозам некоторых экспертов, в Пушкинском, Колпинском и Красносельском районах к 2025 году численность населения может вырасти с 600 тыс. до 1 млн человек.

Юг начинает и выигрывает

Глава петербургского офиса Knight Frank Николай Пашков полагает, что проблема развития северных и южных окраин города примерно одинакова: социальная инфраструктура, транспортная доступность, места приложения труда.

«Но у юга, с моей точки зрения, есть некоторые преимущества, потому что он более развит в смысле инфраструктуры, в том числе наличия мест приложения труда», – заявил Николай Пашков, выступая на форуме «Новый Петербург. Перспективы формирования современной агломерации на юге города».

«Например, наш проект востребован, пустых квартир не будет. Примерно 15% людей, купивших у нас квартиры, либо жили здесь всегда, то есть привязаны к этому месту, либо работают в зоне “Пулково”, в аэропорту. У нас много авиаперсонала, стюардесс и т.д.», – поделилась директор по маркетингу компании Mirland Development Corp. (проект «Триумф Парк») Елена Валуева.

Однако, по признанию экспертов, острых углов в вопросах инфраструктуры на юге города остается немало, хотя немало уже и сделано.

Узелок развяжется

Как полагает генеральный директор компании «БКН Девелопмент» (проект «Город цветов») Леван Харазов, юг за последние десять лет продвинулся в дорожном направлении наилучшим образом: «Мы действительно имеем решения с 2006-го по 2010 год, которые были успешно реализованы. Это полностью реконструированное Пулковское шоссе, которое превратили в шесть полос. Оно получило статус непрерывного движения, построены все развязки. Мы имеем реконструкцию Московского шоссе, строятся Скоростной диаметр и Южная магистраль, которая соединит Волхонское шоссе с Московским. Тем самым мы фактически получим второе кольцо, которое будет являться транзитным».

Генеральный директор Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга Рубен Тертерян уверен, что после пробивки ряда магистралей и расширения Киевского шоссе юг перестал быть самой проблемной зоной на дорожной карте города. Однако некоторые узкие места сохранились. Поэтому администрация города планирует также реконструкцию Московского шоссе и завершение строительства широтной связи от Софийской улицы до Петрозаводского шоссе. На перекрестке Московского и Колпинского шоссе к маю 2015 года должна появиться развязка.

В более отдаленных планах – создание Южной широтной магистрали, которая протянется от Красного Села через северную часть Пушкинского района до Петрозаводского шоссе, на значительном протяжении дублируя КАД.

«На мой взгляд, ресурсы реконструкции Киевского шоссе почти полностью использованы, поэтому крайне важна развязка… Возможно, нужно вернуться к взаимодействию с РЖД, как бы сложно это ни было», – полагает директор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов.

Я жду трамвая

Легкий рельсовый трамвай предложен в качестве одного из решений проблемы транспортировки пассажиров. АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти» разработала схему развития легкого рельсового транспорта (ЛРТ), которая может связать развивающиеся в южной планировочной зоне жилые и общественно-деловые кварталы с линиями метро и между собой.

Заместитель генерального директора АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти» Валентин Енокаев заявил, что схема развития ЛРТ одобрена на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области.

По его словам, в южной планировочной зоне Петербурга планируется построить пять линий ЛРТ:

  • станция метро «Южная» – Колпино;
  • Колпино – аэропорт «Пулково»;
  • аэропорт «Пулково» – станция метро «Купчино»;
  • станция метро «Юго-Западная» – Красное Село;
  • станция метро «Купчино» – город-спутник Южный (пройдет через “Экспофорум”).

Проектирование первой линии («Пулково» – станция метро «Купчино») начнется в текущем году. Общая протяженность линий составит более 90 км, из которых более 10 км будет проложено по искусственным сооружениям. Объем инвестиций в проект оценивается более чем в 40 млрд рублей. При этом предполагается, что строительство линий ЛРТ будет реализовано с применением схем государственно-частного партнерства.

Ориентировочный срок окупаемости проектов линий ЛРТ составляет 16 лет, а пропускная способность каждой линии – в среднем 40-50 тыс. пассажиров в сутки.

«Строительство линии ЛРТ, которая свяжет Южный и «Экспофорум» с сетью метрополитена, может стать очень эффективным шагом по развитию транспортной инфраструктуры юга Петербурга. Этот проект позволит соединить жилые районы юга города с рабочими местами в южной агломерации и продолжить развитие города по полицентричной модели», – отмечают в компании «СТАРТ Девелопмент» (проект города-спутника Южный).

«Сейчас мы уже достигли таких объемов, что стало очевидно: обслуживать эту зону только автомобилями невозможно. Поэтому крайне важно, чтобы город наконец определился с ЛРТ и началась четкая проектная фаза. И крайне важно, чтобы трассировка заканчивалась не только в аэропорту, но и чтобы была учтена проблем Шушар, жилых районов вокруг Пушкина, а также “Экспофорума”, “Города цветов”, Южного и т.д.», – уверен Антон Финогенов.

При этом генеральный директор компании «Экспофорум-Интернэшнл» Сергей Воронков отметил, что, по его мнению, целесообразнее не строительство сети легкорельсового транспорта, а продление метро до Шушар, «Экспоцентра» и города-спутника Южный.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №22 (669) 26 мая 2014
    Городская среда
    Содержание:
    Петербург: итоги и перспективы

    В апреле Георгий Полтавченко отрапортовал депутатам городского Законодательного собрания о росте социально-экономических показателей и поиронизировал над значением санкций Запада для Петербурга. Однако эксперты более сдержанны в оценках итогов и перспектив развития Северной столицы

    Реклама