Кронштадтская першпектива

Тема недели
Москва, 09.06.2014
«Эксперт Северо-Запад» №26 (673)
Главная задача администрации Кронштадта – привлечь на остров инвесторов. Для этого сначала нужно пригласить в Кронштадт туристов и новых жителей. Поэтому город стремится развивать амбициозные проекты, но пока ему не слишком везет

Фото: архив «Эксперт С-З»

Главным промышленным объектом Кронштадта сегодня остается Кронштадтский морской завод, основанный в 1858 году. Предприятие специализируется на ремонте и сервисном обслуживании военных и гражданских судов и ремонте газотурбинных установок. В середине прошлого века завод был единственной ремонтной базой для кораблей Балтийского флота, а после реконструкции, произведенной в 1950-х годах, стал крупнейшим судоремонтным предприятием ВМС. Но в 2008-м завод приостановил деятельность. Производство было возобновлено два года спустя, после реализации программы финансового оздоровления. Сегодня руководство предприятия заявляет о разработке программы модернизации и технического перевооружения. Планируется, что в конце 2014 года Кронштадтский морской завод войдет в структуру государственного холдинга «ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»».

Градообразующими предприятиями Кронштадта также являются ФГУП «18 Арсенал Министерства обороны РФ», Кронштадтский хлебозавод, Кронштадтский мясоперерабатывающий завод и портовый комплекс «Моби Дик», открытый 12 лет назад. Терминал осуществляет контейнерную перевалку грузов, его владельцами являются группа Global Ports (входит в группу компаний «Н-Транс») и финская корпорация Container Finance Group. 

Проекты и прожекты

В своей новейшей истории Кронштадт не раз становился площадкой для различного рода инвестиционных проектов, амбициозных и футуристических.

Наглядный пример – военно-морской мегацентр «Кроншдатские паруса» стоимостью 100 млрд рублей. Впервые идея создания военно-морского центра «Кронштадтские паруса» была озвучена в 2007 году. На участок площадью 500 га между дамбой и северным берегом острова Котлин должны были переехать Военно-морская академия, три военно-морских института, Нахимовское училище, флотский колледж и лицей, три научно-исследовательских института ВМФ, а также Институт дополнительного военно-профессионального образования.

Разработкой проекта занялась специально созданная компания «Кронштадтские паруса», на 10% принадлежащая логистической группе «Адмирал – Терминал-СВ» и  на 90% – ЗАО «Империя». Тогда же стало известно, что на площадке кроме структур ВМФ будут размещены и другие объекты: конгресс-центр, офисы крупнейших российских компаний, торговые и жилые объекты. Общий объем инвестиций в проект эксперты оценили в 700 млн долларов, позже военные чиновники заявили, что из бюджета будет выделено 100 млрд рублей.

В 2008 году губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, министр обороны Анатолий Сердюков и президент – председатель правления ВТБ Андрей Костин подписали меморандум о создании центра. Грандиозные планы предполагалось реализовать к 2013-му. Вскоре в военном министерстве была создана дирекция по реализации проекта, которую возглавил экс-сенатор от Ленобласти, в тот момент занимавший пост заместителя министра обороны, Григорий Нагинский.

В 2010 году реализацию проекта решили отодвинуть на 2015-2017 годы.

В 2013-м, уже при губернаторе Петербурга Георгии Полтавченко, постановление о проведении изыскательских работ под строительство учебно-научного центра ВМФ было отменено. Чиновники объяснили: инвесторы так и не подготовили проект.

В 2010 году городские власти объявили о новом масштабном переезде. К 2024-му остров Котлин должен был стать площадкой для новых корпусов Адмиралтейских верфей после вывода судостроительного предприятия из центра Петербурга. Смольный, Адмиралтейские верфи и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) подписали договор о создании Ново-Адмиралтейской верфи. Позже было решено перебазировать в Кронштадт и Балтийский завод. Инвестиции в создание судостроительного кластера оценивались в 40 млрд рублей, под проект город планировал выделить около 150 га. На площадке планировалось разместить заводские корпуса, жилье для сотрудников, а также корпуса Санкт-Петербургского государственного университета.

Кронштадтский морской завод – главное промышленное предприятие района 010_expertsz_24_26_1.jpg Фото: архив «Эксперт С-З»
Кронштадтский морской завод – главное промышленное предприятие района
Фото: архив «Эксперт С-З»

В необходимости переезда верфей усомнились новые власти Петербурга. В 2013 году, почти одновременно с отменой проекта «Кронштадтские паруса», Георгий Полтавченко заявил, что готов вступить в переговоры с ОСК, чтобы предотвратить перебазирование судостроительных заводов. Ранее министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявлял, что перенос мощностей Адмиралтейских верфей в Кронштадт, вероятнее всего, не состоится из экономических соображений. После смены руководства ОСК проект Ново-Адмиралтейской верфи приостановлен.

Были в истории Кронштадта и вовсе футуристические проекты. Так, в посткризисном 2009 году некая компания Coalco (связанная с в прошлом крупной фигурой алюминиевого рынка Василием Анисимовым) презентовала свой проект «Новый Петербург». Главной идеей было создание семи островов в Финском заливе общей длиной около 20 км и площадью 3,5 тыс. га. Работы первой очереди проекта планировалось начать в 2014 году и завершить к 2017-му.

На первом острове планировали построить спортивные объекты, второй – отдать под отели и развлекательные объекты, третий – превратить в парковую зону, еще три – отвести под жилую застройку. О назначении седьмого острова авторы проекта в тот момент умалчивали. Но вскоре в компании Coalco сообщили, что утратили интерес к «Новому Петербургу» после первых приблизительных расчетов.

Светлое будущее

Будущее Кронштадта районные власти связывают с историческим наследием, развитием туризма и использованием бывшего имущества военных.

В прошлом году была начата передача в собственность Петербурга объектов Министерства обороны, которые занимают почти четверть всей территории острова. На баланс города сегодня переведен 51 актив – земельные участки и здания (всего в Кронштадте расположено 52 военных городка и 592 здания Министерства обороны). Большинство передаваемых объектов – памятники истории и культуры федерального значения, входят в состав Кронштадтской морской крепости, с конца 1990-х годов находящейся под охраной ЮНЕСКО.

В администрации района уверены в необходимости комплексного подхода к восстановлению и современному приспособлению этих объектов. Для ряда из них власти уже определили варианты дальнейшего использования. Казармы и военные городки предлагается отдать под жилищное строительство, торговые объекты и гостиницы, а форты сделать площадками для развития водных видов спорта и туристических проектов.

Чиновники признают: главным дефицитом в Кронштадте сегодня является именно туристическая инфраструктура. Городу необходимы гостиницы, пляжи, яхтенные марины, обустроенные рекреационные зоны, кафе и рестораны. Именно в этой сфере власти в первую очередь ждут инвесторов, обещая содействие и сопровождение будущих проектов.

Санкт-Петербург

Справка

Кронштадт – район Петербурга, расположенный на острове Котлин в Финском заливе. Площадь острова – 1 тыс. 584 га. Всего территория Кронштадтского района в существующих утвержденных границах составляет 1 тыс. 935 га.

В районе проживают 43 тыс. 614 человек (данные 2013 года). На территории района находится 329 многоквартирных жилых домов.

На острове расположены более 230 памятников истории и культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

В Кронштадте также расположены Морской кадетский корпус, комплекс непрерывного образования Северо-Западного политехнического университета, филиал Университета водных коммуникаций, филиал Академии сервиса и экономики.

Объекты Минобороны для перспективного развития

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №26 (673) 9 июня 2014
    Точки роста
    Содержание:
    Кронштадтская першпектива

    Главная задача администрации Кронштадта – привлечь на остров инвесторов. Для этого сначала нужно пригласить в Кронштадт туристов и новых жителей. Поэтому город стремится развивать амбициозные проекты, но пока ему не слишком везет

    Реклама