Президент России 21 июля подписал Федеральный закон № 223-ФЗ, который существенно изменит расстановку сил на рынке ОСАГО. Теперь большинству клиентов придется урегулировать страховые случаи в своей страховой компании

Первые изменения по № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступили в силу 2 августа. Из них самые важные – безальтернативное прямое возмещение убытков (ПВУ), повышение лимита выплат по европротоколу с 25 до 50 тыс. рублей и штрафы за отказ в продаже ОСАГО или навязывание дополнительных услуг.

Серьезнее всего на страховой рынок повлияет безальтернативное ПВУ. Теперь у клиентов  больше не будет выбора, получать ли выплату в своей страховой компании или обратиться к страховщику виновника. От этого выиграют страховые компании, качественно организовавшие урегулирование убытков. По сути, они получают еще одно конкурентное преимущество. Введение безальтернативного ПВУ приведет к более осознанному выбору клиентами страховой компании при покупке полиса ОСАГО. На первых этапах введения ОСАГО, когда ПВУ не существовало, клиентам было безразлично, полис какой компании покупать, так как пользоваться ее услугами предстояло кому-то другому. Теперь возможности выбирать страховую компанию – свою или виновника ДТП – больше нет, и выбор страховой компании станет гораздо более взвешенным. Выиграют в первую очередь компании, с которыми клиентам комфортно взаимодействовать при страховом случае.

Штрафы для сотрудников страховых компаний в размере 50 тыс. рублей за необоснованный отказ в продаже ОСАГО или навязывание дополнительных страховых продуктов – актуальная новость для тех регионов, где ОСАГО имеет повышенную убыточность и с покупкой полиса возникают сложности.

Еще одно дополнительное преимущество у страховых компаний, качественно урегулирующих страховые случаи, появится после начала действия следующего блока изменений, вступающего в силу с 1 сентября. Этот блок включает в себя снижение сроков выплат, возможность получить не денежную компенсацию, а ремонт на станции, а также обязательность досудебных претензий. Наиболее существенным изменением для рынка станет возможность клиента выбрать способ компенсации ущерба в виде ремонта на станции техобслуживания. При этом следует напомнить: речь идет о прямом урегулировании, компания организует ремонт автомобилей собственных клиентов, соответственно, это еще один фактор выхода в число лидеров рынка компаний, качественно организовавших урегулирование убытков.

Срок выплаты (или выдачи направления на ремонт) снижен с 30 до 20 календарных дней. Для ряда страховых компаний это означает серьезные изменения всех бизнес-процессов, связанных с урегулированием убытка. Это еще один фактор, усиливающий позиции страховых компаний, которые активно вкладывались в инфраструктуру урегулирования массовых убытков, информационные системы, автоматизированную обработку выплатных дел и т.д.

Наиболее важные изменения вступают в силу с третьим блоком поправок, с 1 октября. Во-первых, это рост лимита выплаты по имуществу со 120 тыс. рублей на одного потерпевшего, но не более 160 тыс. рублей, до 400 тыс. рублей на каждого потерпевшего. При этом лимита для нескольких потерпевших вообще не предусмотрено. На практике это касается в первую очередь ДТП с несколькими участниками, при которых лимита выплаты раньше часто не хватало.

Во-вторых, снижение максимального возможного значения износа запчастей при расчете возмещения с 80% до 50%. Размер необходимой доплаты при проведении ремонта для подержанных авто теперь значительно сократится.

В-третьих, вводится безлимитный европротокол (без отдельного лимита – сейчас для европротокола действует специальный лимит выплаты, сегодня это 50 тыс. рублей) в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях при условии представления фото- или видеоматериалов и данных навигационных систем.

Из наиболее значительных нововведений следующего года – существенное повышение лимита выплат по жизни и здоровью (со 160 до 500 тыс. рублей), упрощение порядка получения компенсации потерпевшим, электронный полис ОСАГО – очень важное направление, способное поддержать рентабельность рынка ОСАГО. Это снизит издержки для страховых компаний, следовательно, стабильность бизнеса ОСАГО увеличится. Кроме того, клиентский сервис выйдет на качественно новый уровень: обслуживание будет проходить в режиме онлайн и станет более оперативным. Прорыва на рынке смогут добиться страховые компании, традиционно активно работающие в онлайн-продажах. Если установленные законом сроки не будут скорректированы, электронный полис ОСАГО приведет к самым серьезным изменениям на рынке. Со стороны страховых компаний вряд ли возникнут какие-то технические сложности. И каких-то сверхъестественных объемов инвестиций также не потребуется – в данный момент все крупные страховщики уже имеют системы для продажи полисов, соответствуют требованиям регулятора по срокам внесения полиса ОСАГО в единую базу данных после продажи. Но пока невозможно делать какие-то прогнозы, в какие сроки получится оснастить ДПС средствами контроля подлинности полиса. Кроме того, для этого придется отменить требование о специальном бланке Гознака.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №36 (679) 1 сентября 2014
    Точки роста
    Содержание:
    Кто в кластере живет

    Район между Суворовским проспектом и Синопской набережной окончательно расстается со своим промышленным прошлым и превращается в своеобразный административно-деловой кластер

    Реклама