Работа с портфелем

Русский бизнес
Москва, 01.12.2014
«Эксперт Северо-Запад» №48 (689)
Светлана Золотарева: «В среднесрочной перспективе банки будут уделять особое внимание сохранению качества существующего бизнеса, а не наращиванию объемов кредитного портфеля»

Своим взглядом на развитие регионального банковского сектора, а также о кластерном подходе к кредитованию бизнеса с «Экспертом Северо-Запад» поделилась директор департамента корпоративных клиентов (регионы) «ЮниКредит Банка» Светлана Золотарева.

– Какова стратегия банка в Санкт-Петербурге и Ленинградской области? Какие компании, на ваш взгляд, по-прежнему имеют здесь наибольший потенциал для развития?

– Санкт-Петербург для нас – особый город, здесь открылся первый филиал банка. С первого дня открытия наша стратегия не менялась – это поступательное развитие, наращивание портфеля и клиентской базы с традиционным умеренным «аппетитом» к риску. Сегодня филиал в Санкт-Петербурге – один из лидирующих в региональном рейтинге «ЮниКредит Банка». А по такому важному для банков показателю, как качество доходов (соотношение кредитного и комиссионного дохода) даже опережает Москву. Еще рано подводить итоги 2014 года, но уже на сегодняшний день можно прогнозировать, что свои позиции в регионе филиал сохранит.

Региональный портфель банка очень хорошо диверсифицирован. С точки зрения дальнейшей работы перспективные для нас отрасли: пищевая индустрия, химия и фармацевтика, торговля и производство потребительских товаров, малая энергетика и транспорт.

– В связи с санкциями изменился подход к кредитованию, финансированию ряда отраслей с точки зрения риска?

– В части риск-менеджмента мы всегда достаточно осторожно относились к кредитованию строительных компаний, сейчас более внимательно анализируем предприятия, занимающиеся торговлей автомобилями. В остальном подход не менялся.

Если говорить о перспективах регионального бизнеса в целом, то в среднесрочной перспективе банки будут уделять особое внимание сохранению качества существующего бизнеса, а не наращиванию объемов кредитного портфеля. Очевидно, что в ближайшее время кредитование приостановит в первую очередь активное развитие, потому что сами предприятия постараются минимизировать свои потребности во внешнем финансировании. При этом взаимодействие с банками перейдет в другие области – транзакционный бизнес, некредитные продукты и т.д.  

– А что, на ваш взгляд, будет со ставками?

– Как минимум с начала осени мы наблюдаем тенденцию роста ставок и, со своей стороны, не можем не реагировать на этот тренд. Однако мы по-прежнему на рынке, предлагаем продукты по ставкам, сопоставимым с предложениями других игроков.

– Чем, кроме ставок, сегодня можно «заманить» клиента?

– Качеством обслуживания. Мы считаем, что у «ЮниКредит Банка» одна из лучших систем CRM на рынке. Банк работает с корпоративным бизнесом уже 25 лет, первые четыре года обеспечивая внешнеторговую деятельность российских предприятий, а с 1994 года – комплексное обслуживание юридических лиц. Такой опыт, а также технологии ведущей международной финансовой группы UniCredit дают свои преимущества не только с точки зрения ставки. Например, в этом году мы внедрили новую, можно сказать, инновационную модель работы с корпоративными клиентами.

– В чем же заключается инновация?

– В основу методологии положена кластеризация предприятий – клиентов банка по ряду критериев (индустрия, рейтинг, размер компании). Внутри кластера мы составили определенный ренкинг, на основании которого выявили «идеального» клиента – изучили, какими банковскими продуктами он наиболее активно пользуется и с какой эффективностью. Эти данные выступают в качестве референтных показателей и позволяют менеджерам определять новые возможности направления работы с клиентами. Такой индивидуальный проактивный подход, при котором клиенты получают не просто предложение финансовой услуги, но и определенную консультацию на основании системного анализа их деятельности. Это общегрупповой проект UniCredit, который в России сфокусирован именно на среднем сегменте корпоративных клиентов. На первом этапе такая модель обслуживания была внедрена в шести регионах присутствия «ЮниКредит Банка», в дальнейшем мы планируем запуск проекта по всей региональный сети.

– Вопрос о региональной экспансии: планирует ли банк выходить в новые регионы или вы достаточно хорошо представлены на рынке?

– На сегодняшний день «ЮниКредит Банк» представлен в ключевых регионах страны, в которых формируется большая часть российского ВВП. Всего 108 точек в 36 регионах. Но в части работы с корпоративным бизнесом банк представлен в намного большем количестве городов, во многом благодаря современным технологиям, которые позволят проводить большинство операций дистанционно. Представительства «ЮниКредит Банка» плодотворно сотрудничают с компаниями из близлежащих городов, притом что их клиенты имеют дистанционный доступ практически ко всему комплексу услуг, предлагаемых банком.

– Как ваши клиенты переживают кризис?

– Ни для кого не секрет, что в малом и среднем бизнесе проблемы проявляются традиционно раньше и чувствительнее, чем в сегменте крупных корпоративных клиентов. И хотя по цифрам официальной отчетности этого еще не видно, ранние сигналы системы риск-менеджмента показывают, что позиция по ликвидности некоторых предприятий становится хуже. При этом сразу хочу отметить, что мы как банк не откажемся от работы с этим сегментом. Системный подход и долгосрочные отношения – основы нашей стратегии взаимодействия с клиентами, которой мы продолжаем следовать вне зависимости от ситуации на рынке.

Санкт-Петербург

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    Реклама