Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Телеком: мобилизация замедляется

2015
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Замедляя темпы роста, петербургский рынок телекоммуникаций движется в русле мировых тенденций. И дело здесь не столько в кризисе, сколько в отсутствии того драйвера, который смог бы вывести отрасль из ступора

Рынок телекоммуникаций не исчерпывается одной мобильной связью, но именно этот сегмент задает тон развитию всей отрасли. Не будет преувеличением сказать, что динамика на данном рынке описывается формулой: куда будет двигаться сфера мобильной связи, туда пойдет и телеком в целом. Как только сегмент мобильной связи в 2014 году снизил темпы роста с 5 до 3% по отношению к предыдущему году, рынок телекоммуникаций отреагировал без промедлений – его темпы роста за тот же период оказались ниже 3%, следует из отчета «ТМТ Консалтинг». Зато в 2015 году, несмотря на падение экономики, аналитики консалтингового агентства предрекают телекоммуникационному рынку рост на уровне 1%. Фокус в том, что снижение покупательной способности населения и вероятное уменьшение сетевого строительства может быть смягчено расширением покрытия сетей 3G и 4G и последующим ростом потребления услуг мобильного Интернета и пакетных приложений. При ARPU (средней выручки в расчете на одного абонента) в районе 334 рублей сотовая связь не станет приоритетной статьей для экономии, подытоживают в «ТМТ Консалтинг».

Замедление темпов роста на рынке мобильной связи – глобальная тенденция. Мировой рынок сотовой связи практически достиг насыщения. Остался условный «последний миллиард» жителей Африки, Южной Азии и Индии, которые не удовлетворили спрос на такие базовые услуги, как голосовая связь и СМС-сообщения. В остальных странах выручка от голосовых звонков и СМС-сообщений падает. Зарубежные эксперты в этом контексте говорят об эффекте каннибализации, имея в виду ситуацию, когда недавно выведенный на рынок продукт начинает отнимать долю рынка у существующего вместо того, чтобы работать на новую нишу. Так и происходит – мессенджеры вроде WhatsApp и Viber начинают «отъедать» долю у традиционных услуг, предоставляемых мобильными операторами. По прогнозам позиции операторов будут «подтачиваться» мессенджерами и дальше. В том же WhatsApp сейчас начали тестировать функцию звонков. Пытаясь наверстать упущенное, МТС и ВымпелКом (бренд «Билайн») прошлой весной поделились планами создания собственных мессенджеров.

Генератор выручки

Добавила сложностей сотовым операторам и девальвация рубля. В санкт-петербургском филиале ВымпелКома отметили, что из-за изменений валютного курса произошло повышение цен на абонентские устройства со стороны некоторых поставщиков. Кроме того, колебания на валютном рынке повлияли на роуминговые расчеты оператора с партнерами, которые ведутся в зарубежной валюте, сообщили в пресс-службе компании. В «МТС Северо-Запад» отмечают негативное влияние конъюнктуры на финансовые и капитальные затраты: вслед за ростом банковских ставок растет обслуживание долга, повышаются цены вендоров на оборудование и обслуживание сетей.

Прямым следствием слабого рубля стало повышение цен на мобильную связь. «Мегафон» с 20 февраля поднимает стоимость звонков и Интернета в роуминге, а Tele2 на прошлой неделе повысил цены на междугородние звонки и СМС за пределы региона подключения. Согласно Content-review 57% от цены услуг приходится на расчеты оплату роуминговому партнеру (расчеты между операторами производятся в долларах).

Генератором доходов на рынке телекоммуникаций в кризисные времена будет мобильная передача данных. В этом мобильные операторы единодушны. В санкт-петербургском филиале ВымпелКома пояснили, что ожидают от сегмента мобильного Интернета роста всех ключевых показателей – абонентской базы, трафика, выручки. А в «Tele2 Санкт-Петербург», помимо роста трафика от передачи данных, прогнозируют увеличение популярности сервисов мобильной коммерции. Во главу угла для операторов встают услуги мобильного и фиксированного доступа в Интернет и разнообразные сервисы на их основе – все те же облачные технологии, М2М, разнообразные решения для обеспечения мобильности сотрудников, комментируют в «МТС Северо-Запад». По словам представителя компании, опыт предыдущих лет показывает, что даже в условиях жесткого сокращения расходов потребление услуг связи существенно не снижается ни на розничном, ни на бизнес-рынке, а у корпоративных клиентов усиливается интерес к решениям, позволяющим оптимизировать операционную деятельность и сократить расходы.

Специалисты Cisco предполагают, что к 2019 году мобильный трафик способен вырасти почти в десять раз. В телекоммуникационной компании увязывают этот тренд с увеличением мощности мобильных устройств, расширением доступа к высокоскоростным сетям (3G, 4G) и развитием M2M- коммуникаций или, как их еще называют, межмашинного взаимодействия (обмен информацией между устройствами или передача ее в одностороннем порядке). M2M-решения наиболее востребованы в сфере ЖКХ, промышленности, коммерческом автотранспорте, системах безопасности. Допустим, компании необходимо оптимизировать процесс передачи данных от пожарных сигнализаций. Сделать это можно с помощью установки в сигнализацию сим-карт, что позволит отладить процесс оперативного поступления данных на центральный пульт. Или охрана автотранспорта. В противоугонную систему встраивается сим-карта. По GSM вышкам можно определять местоположение автомобиля в любой момент времени, а при попытке угона диспетчерский центр и владелец получают соответствующее уведомление. МТС в своем аналитическом материале рапортует, что в январе – сентябре 2014 года по отношению к аналогичному периоду 2013 года сегмент M2M вырос на 14% и насчитывает 5,5 млн сим-карт. На долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится 1,02 млн сим-карт.

Вложения в сети

Инвестиционные планы мобильные операторы менять не собираются. И это понятно. Как подсчитали аналитики UBS, темпы роста выручки «большой тройки» на 80% определяются долей доходов, инвестируемой в развитие. Капитальные вложения компаний будут идти на расширение зоны покрытия. ВымпелКом в прошлом году запустил в Санкт-Петербурге в коммерческую эксплуатацию сеть 4G и начал строительство базовых станций четвертого поколения. Количество базовых станций компании в городе за 2014 год выросло на 20%, а доступ к 3G-сети появился на всех станциях петербургского метро. В Tele2 рассказали, что в 2015 году в Санкт-Петербурге компания продолжит расширение зоны покрытия сети третьего поколения, а также введет в эксплуатацию сеть 4G. В МТС рассчитывают расширить число абонентов, пользующихся сетями четвертого поколения, за счет внедрения технологии LTE 1800, а также продолжат увеличение емкости и скоростных характеристик сетей 3G за счет внедрения новых технологий.

Сети стандарта 4G хоть и строятся быстрее, чем сети третьего поколения, но замахнуться на лидерство пока не готовы. Еще несколько лет основные доходы сотовым операторам будут обеспечивать технологии 3G. J'son & Partners Consulting приводят данные, что под конец 2012 года по количеству базовых станций третьего поколения МТС и «Мегафон» шли вровень (28,4 тыс. у МТС, 28,1 тыс. у «Мегафона»). ВымпелКом на тот момент отставал от них примерно на 10 тыс. базовых станций 3G, а сеть Ростелекома состояла их 2,3 тыс. К третьему кварталу 2013 года МТС имел 34 тыс. станций, ВымпелКом свыше 24 тыс., Ростелеком – 5,3 тыс. По «Мегафону» эксперты статистическую информацию не приводят. По количеству базовых станций 4G, согласно J'son & Partners Consulting, впереди всех находится «Мегафон». Вместе с дочкой «Скартел» мобильный оператор развернул в стране 15 тыс. базовых станций четвертого поколения (41%). У МТС – 13,6 тыс. базовых станций 4G (37%), у ВымпелКома – 7 тыс. (19%). Всего в Петербурге сосредоточено 2,7 тыс. базовых станций 4G. Больше только у Москвы – 6,8 тыс.

Четвертый федеральный сотовый оператор – «Т2 РТК Холдинг», созданный как совместное предприятие Ростелекома и Tele2 (работает под брендом Tele2), заметно отстает от «большой тройки». На него и других игроков приходится порядка 3% от общего числа базовых станций 4G. Тем не менее, после закрытия сделки по интеграции мобильных активов Ростелекома и Tele2, он упрочил свое положение. В ходе сделки Tele2 были переданы семь дочерних сотовых компаний Ростелекома: «СкайЛинк», «Нижегородская сотовая связь», Байкалвестком, БИТ, «Волгоград GSM», Енисейтелеком и АКОС. Благодаря этому, оператор сотовой связи увеличил количество регионов присутствия с 34 до 61, а также наконец получил долгожданный доступ к сетям 3G и 4G, лицензии на которые были у Ростелекома.

Подземная жизнь

В Санкт-Петербурге дополнительным полем конкурентной борьбы мобильных операторов стала петербургская подземка. В вестибюлях и станциях метро связь обеспечивают все операторы, тогда как в перегонах покрытие сетей второго и третьего поколения на большей части пути обеспечивает только «Мегафон». Объясняется это тем, что в 2010 году мобильный оператор приобрел ЗАО «Метроком», обладающий волоконно-оптическим кабелем в тоннелях метро, обеспечивающим сигнал в подземке. Другие операторы провести под землей собственный кабель не могли в силу технических причин. В июле на эту тему высказался председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Павлов, который предложил «большой тройке» разработать метод коллективной эксплуатации кабеля. ВымпелКом и МТС тогда выказали желание участвовать в проекте.

Но, похоже, предпосылки для сближения позиций операторов сотовой связи не сложилось. В ноябре МТС обратился с жалобой на необоснованное препятствие доступу к инфраструктуре в управление Федеральной антимонопольной службы России (УФАС) по Санкт-Петербургу. 19 января по заявлению МТС антимонопольщики возбудили уголовное дело против Северо-Западного филиала «Мегафона», СПб ГУП «АТС Смольного» и ГУП «Петербургский метрополитен» по статье 11 закона о защите конкуренции. Согласно данной статье, запрещены соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. В пресс-службе «Мегафона» в январе говорили, что действия компании по допуску к инфраструктуре не нарушают антимонопольного законодательства и выразили готовность к сотрудничеству с другими операторами. 

И все же одного роста мобильных данных может не хватить, чтобы продвинуть телекоммуникационную отрасль вперед, предостерегают консультанты PwC. По их оценкам, облачные технологии смогут принести отрасли 35 млрд долларов, мобильная реклама – 30 млрд, M2M – 13 млрд, что не так уж много для отрасли с выручкой в 2 трлн долларов.

«Эксперт Северо-Запад» №8-9 (697)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама