Петербург поддержит своих производителей

Мнение недели
Москва, 13.04.2015
В ежегодном отчете перед Законодательным cобранием губернатор Санкт-Петербурга объявил о запуске масштабной программы импортозамещения, повышенном внимании к инвестпроектам и снижении входной «планки» для потенциальных стратегических инвесторов. А также о борьбе с экономическим саботажем

Этот год принес нам новые вызовы, на которые Петербург ответил оперативно и достойно. Город избавлен от необходимости тушить долговой «пожар». Не теряя времени, мы сразу сосредоточились на разработке и реализации конкретных мер по форсированному развитию экономики. Городу необходимо активизировать обновление производственных фондов, модернизацию старых и запуск новых производств.

 030.jpg

Стратегия-2030 помогла нам окончательно понять и сформулировать суть последовательно проводимой нами политики. Стратегия, с одной стороны, опирается на глубокие трехсотлетние традиции успехов в промышленности и науке, а с другой – содержит творческое начало, «обращение к грядущему, к неведомой дали». Подобное сочетание консервативной глубины и творческой динамики философ Николай Бердяев называл «творческим», или «прогрессивным консерватизмом». Я убежден, что «прогрессивным консерватором» в глубине души является каждый настоящий петербуржец.

Итак, у нас есть долгосрочные ориентиры, заданные Стратегией-2030, есть и принятая правительством города программа первоочередных мероприятий на 2015 год. В соответствии с ней, необходимо в сжатые сроки сконцентрировать ресурсы города и усилия правительства на поддержке стратегически важных отраслей и предприятий.

У отраслей в расчет будут приниматься их стратегический статус, роль в жизнеобеспечении города, способность производить добавленную стоимость, инновационный, кадровый и научный потенциал, а также перспективы по импортозамещению и экспорту. Предприятие для попадания в перечень должно иметь заметную долю в бюджете города – не менее 0,1% от общей суммы зачисленных поступлений. Кроме того, требуется среднесписочная занятость – не менее 500 человек, средняя зарплата – не меньше номинальной начисленной среднемесячной по Санкт-Петербургу за 2014 год и более 1 млрд рублей инвестиций в основной капитал за последние три года.

Ключевая задача – стимулирование внутренних инвестиций. Понимая серьезность ситуации, мы уже к осени прошлого года первыми в России подготовили пакет стабилизационных льгот для крупного и среднего бизнеса – для тех, кто пополняет основные фонды, вкладывает средства в модернизацию производства, покупает новое оборудование, создает высокотехнологичные рабочие места и обеспечивает высокую заработную плату. Что касается инвестиционных проектов, на первый взгляд не имеющих отношения к бюджету, пока из обсуждаемых инвестпредложений к этому ближе всего город-спутник Южный, проект развития территории Большого порта Санкт-Петербурга и портовой зоны Бронка. Два последних способны решать стратегические задачи – выводить грузовые потоки, создавать новые рабочие места, запустить редевелопмент исторических территорий и повысить качество жизни людей вокруг зон развития.

Другой важнейший вопрос – импортозамещение. У Петербурга нет другого пути, кроме как создавать свою нишу в международном разделении труда. Собственными руками, за счет усиления поддержки своих производителей и повышения спроса на их продукцию, инвестирования в высокотехнологичные предприятия и организации, опережающего развития производства инновационных товаров и услуг. Уже к 1 января 2015 года мы сумели на 20 млрд рублей увеличить объем госзакупок на предприятиях Петербурга. Среди замещенных товаров – трубы для «Водоканала» и ТЭКа, трансформаторы для Горэлектротранса и метрополитена, кабельная продукция, лифтовое оборудование, мебель.

 Результат, я считаю, неплохой. Чтобы его добиться, мы, начиная с августа, отрасль за отраслью собирали наших производителей и выясняли, какие позиции они способны закрыть в контрактах государственных предприятий. В сентябре был создан Координационный совет по конкурентной политике в Санкт-Петербурге и учрежден пополняемый Реестр товаров отечественных производителей. Сейчас он интегрирован в электронную систему госзаказа Петербурга и включает базу данных товаров, выпускаемых на территории города.

Утвержден и план импортозамещения до 2017 года. Готовятся проекты нормативно-правовых документов для закрепления преференций петербургских и отечественных предприятий при госзакупках. Органам власти вменено в обязанность не только приглашать местных производителей и поставщиков побороться за госконтракты, но и публиковать копии отчетов по их исполнению.

Уже с начала лета технические задания на все государственные закупки в Петербурге будут анализироваться государственными органами на предмет максимального импортозамещения. Кроме того, участие в конкурсах петербургских производителей с недавних пор стало предметом общественного контроля. Наконец, интересы промышленности, в том числе при размещении госзаказа города, теперь защищают мои заместители. За конкретными вице-губернаторами закреплены по отраслевому принципу 250 наиболее крупных предприятий города.

Еще одна ключевая наша задача – выйти на качественно новый уровень координации с федеральным центром. Пока росла собственная база доходов городского бюджета, мы могли работать спокойно и наблюдать, как другие регионы «встраиваются» в федеральные программы и привлекают федеральные средства. Теперь мы себе такой роскоши позволить не можем.

По моему поручению, Комитет по экономическому развитию и стратегическому планированию уточнил, на какие дополнительные федеральные деньги может претендовать Санкт-Петербург при выполнении определенных условий. С учетом того что Правительство РФ в последние месяцы значительно расширило виды и объемы выплат регионам, речь идет о весьма существенных финансовых ресурсах. В ближайшее время комитеты получат необходимые рекомендации.

Предупреждаю, отказ от участия в соответствующих федеральных конкурсах будет расцениваться как саботаж.

У партнеров

    Реклама