Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Госзакупки: новая реальность

2015
ФОТО: ardexpert.ru

В России продолжается становление контрактной системы государственных закупок. Помимо использования ее потенциала по повышению конкуренции и противодействию коррупции, в Санкт-Петербурге собираются использовать госзакупки для поддержки отечественного производителя

Уже полтора года Санкт-Петербург живет по новой системе государственных закупок, которая регламентируется ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Она пришла на смену прежней модели госзакупок в рамках ФЗ № 94.

Несмотря на то, что закон о контрактной системе выступил в силу в 2014 году, говорить о том, что окончательный переход от старой системы госзаказа к новой свершился, было бы преждевременно. На данный момент ФЗ № 44 скорее выступает каркасом, который задает общие рамки функционирования системы закупок и нуждается в дальнейшей детализации, посредством нормативно-правовых актов.

Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) полагают, что положительных результатов от внедрения контрактной системы стоит ждать не раньше 2017 года, когда будут сформированы основные институты новой системы государственных и муниципальных закупок. Потенциал экономии бюджетных средств от внедрения контрактной системы по их оценке может составить 700 млрд в год.

Переходный период

Некоторое представление об промежуточных итогах перехода к контрактной системе госзакупок в Северной столице дают статистические данные. Прежде всего обращает на себя внимание заметно возросший удельный вес электронных аукционов в общем количестве закупок при сокращении доли открытых конкурсов. При этом экономия бюджетных средств несколько снизилась (с 7,4 млрд рублей в первой половине 2014 года до 5,4 млрд в первой половине 2015-го), а количество закупок у единого поставщика, напротив, выросла (с 7 тыс. в первом полугодии 2014 года до 16,7% за аналогичный период нынешнего года).

Общий объем закупок в Северной столице за первые шесть месяцев нынешнего года составил 89,7 млрд рублей (рост на 17,2%). Из них порядка 50 млрд обеспечили пять распорядителей: Комитет по здравоохранению (17,8 млрд рублей), Комитет по госзаказу (9,3 млрд), Комитет по транспортной инфраструктуре (8,5 млрд), Комитет по строительству (8,4 млрд) и Комитет по транспорту (5,7 млрд).

Тем временем количество заключенных контрактов в первые шесть месяцев 2015 года увеличилось в два с половиной раза (152,3 тыс. против 78 в первом полугодии 2014 года).

Антикоррупционная составляющая

Одной из причин для перехода к контрактной системе закупок стала необходимость более эффективного противодействия коррупции и прочим злоупотреблениям при закупках. Коррупция и мошенничество в закупках за годы действия ФЗ № 94 переместились на этапы размещения заказа, на которых отсутствовало нормативное регулирование: планирование закупок и исполнение контрактов, пишут в своем докладе эксперты ВШЭ.

В отличие от своего «предшественника» новый закон устанавливает процедуру изменения и расторжения контракта, расширяет способы определения исполнителя и предусматривает аудит результатов его исполнения, вводит общественный контроль за закупками. Общественным организациям дана возможность осуществлять мониторинг закупок, направлять заказчикам запросы о ходе закупок, готовить предложения по улучшению законодательства. 

Вдобавок ко всему в законе появилось понятие личной заинтересованности заказчика. Если будет установлено, что он получил выгоду от заключения и исполнения тендера, то контракт может быть признан недействительным в суде.

Кроме того, закон расширяет открытость процесса закупок – теперь в единой информационной системе должны размещаться не только данные о проведении закупок, но и планы закупок, а также результаты аудита контрактов, что должно повысить ее прозрачность.

По мнению председателя Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Дмитрия Сачкова, в связи с усилением контроля за осуществлением закупок, риск возникновения коррупционных проявлений значительно уменьшился.

Чтобы реформа системы закупок не оказалась формальной, необходим независимый мониторинг ее становления, полагают сотрудники ВШЭ.

 018.jpg Фото: Николай Малышев
Фото: Николай Малышев

Закупка закупке рознь

Впрочем, с соблюдением норм законодательства о закупках существуют проблемы. Лишним доказательством этого стал прошлогодний мониторинг Контрольно-счетной палаты (КСП) Санкт-Петербурга, являющейся аудитором в сфере закупок. Проверка ведомства затронула Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга, два муниципальных округа (ВМО «Комендантский аэродром», ВМО «Колпино») и ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы». По ее результатам сотрудники КСП признали необоснованными закупки на сумму более 60 млн, не найдя удовлетворительного объяснения их целесообразности. При заключении и исполнении контрактов на сумму более 20 млн рублей аудиторы обнаружили несоблюдение заказчиками принципа эффективности расходования бюджетных средств, по контрактам на 15 млн – неполную и недостаточную обоснованность цен. Необъективное описание предмета закупки привело к необоснованному отклонению заявок на сумму 5 млн рублей. Также сотрудники КСП выявили несоблюдения некоторых 44-ФЗ, касающихся процесса осуществления закупки и размещения информации на официальном сайте для госзакупок.

Также нарекания КСП вызвала работа региональной автоматизированной системы по размещению закупок (АИС ГЗ), находящейся в ведении городского Комитета по госзаказу. Аудиторы КСП отмечали, что АИС ГЗ обладает необходимыми средствами для выполнения процедур закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ, а также интегрирована с официальным порталом госзакупок, однако не имеет удобных средств для мониторинга процесса закупок на различных этапах. Крупные государственные заказчики, осуществляющие сотни процедур закупок в течение года, испытывают трудности в работе с автоматизированными системами (региональной АИС ГЗ и общероссийским официальным сайт www.zakupki.gov.ru) по причине частой нестабильной работы этих систем и недостаточного их быстродействия, подчеркивали сотрудники КСП. Тем не менее, в целом контрактная система в городе работает в рамках законодательства, заключило ведомство.

Ножницы импортозамещения

В свете неблагоприятной конъюнктуры городскую систему госзаказа собираются переориентировать на поддержку петербургской промышленности. На данный момент Комитет по госзаказу занимается составлением реестра товаров отечественных производителей, который призван совместить информацию о предложениях от городских производителей с данными о спросе со стороны госзаказчиков. Туда вошли различные группы товаров, начиная от грунта для томатов и заканчивая светофором. Однако активность предпринимательского сообщества не слишком высока – в последней версии документа насчитывается около 20,9 тыс. товаров, предлагаемых к закупке 262 производителями.

Органом, на базе которого представители промышленности имеют возможность вести диалог с чиновниками по вопросу госзакупок, является Координационный совет по конкурентной политике. Его председателем является вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов, сопредседателем – президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Турчак. Среди членов Координационного совета руководители таких предприятий города, как ОАО «Климов», ЗАО «Завод имени Козицкого», ОАО «Звезда», ОАО «Ленполиграфмаш», ЗАО «Диаконт», компании «Транзас».

В этом же ряду подписанное в марте текущего года соглашение о сотрудничестве между Комитетом по госзаказу, Комитетом по промышленной политике и инновациям и общественной организацией «Центр общественного контроля». Волонтеры Центра общественного контроля будут отслеживать госзакупки на предмет их соответствия политике импортозамещения, анализируя, учитывают ли технические задания городскую или отечественную продукцию по тем направлениям, где она может конкурировать с иностранной. Собранную информацию общественные активисты будут передавать чиновникам, которые в свою очередь проведут профилактическую работу с заказчиками. «Информацию о злостных заказчиках, которые не будут реагировать на наши сигналы, мы будем докладывать лично губернатору», – пообещал председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин.

«Мы за здоровый протекционизм. Там, где адекватная цена и качество, целесообразно закупать российскую продукцию. Например, в Санкт-Петербурге есть несколько производителей ножниц, продукция которых дешевле по цене. Но заказчик заранее пишет, что ему нужны ножницы длиной 195 мм, тогда как у нас в городе выпускаются ножницы длиной 180 и 200 мм. При формировании технического задания необходимо учитывать интересы отечественных производителей. Мы можем определить диапазон от 180 до 200 мм, чтобы внести другие виды ножниц в перечень того, что требует заказчик. Таких механизмов очень много: от маленьких ножниц до больших крупных закупок, где речь идет о миллиарде рублей», – добавил он.

Чиновники считают, что данная мера может стать весомым вкладом в импортозамещение. «Если к цифре размещенного в прошлом году госзаказа прибавить закупки унитарных предприятий и организаций с государственным участием, то мы получим 600 млрд рублей. Это серьезный объем, порядка четверти ВРП», – отметил Дмитрий Сачков.

Госзаказ для Петербурга

 017_1.jpg
Алексей Васильев, заместитель председателя Комитета по промышленной политике и инновациям:

Одним из ключевых элементов во взаимодействии государственных заказчиков и петербургских поставщиков станет Центр импортозамещения, который откроется в сентябре в 4-м павильоне «Ленэкспо». Это площадка, которая будет действовать не менее одного года. У государственных и муниципальных заказчиков появится возможность презентовать потребности в закупках, а у петербургских предприятий – продемонстрировать свои компетенции. Кроме того, мы уже направили в Комитет по государственному заказу перечень потребностей госзаказчиков в продукции промышленных предприятий.
Многие производители, кстати, в последнее время активизировались в направлении импортозамещения. Например, в рамках Петербургского международного экономического форума состоялось подписание целого ряда соответствующих соглашений.

Равные условия для всех

 019.jpg
Дмитрий Сачков, председатель Комитета по госзаказу Санкт-Петербурга:

– В законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обозначены основные принципы контрактной системы – это принципы открытости, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, обязательным общественным обсуждением закупок.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок и устанавливает персональную дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность должностных лиц заказчиков за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Кроме того, в случае если при осуществлении закупок нарушаются права и законные интересы участника закупок, он вправе обжаловать действия заказчика, уполномоченного органа, контрактной службы в порядке, предусмотренном законом, либо в судебном порядке.

Таким образом, сформирована целостная структура государственных закупок, которая позволяет проводить планирование закупок, обоснование установления начальной (максимальной) цены контрактов, контролировать порядок исполнения контрактов, проводить анализ эффективности результатов.

Хочется отметить, если раньше конфликт интересов в сфере государственного заказа был довольно распространенным явлением, то в рамках нового закона о контрактной системе законодателям удалось если не исключить, то свести к минимуму возникновения конфликта интересов, теперь аффилированные с заказчиком лица и подконтрольные им компании не могут принимать участие в торгах.

Вследствие этого я считаю новое законодательство о закупках более эффективным в плане противодействия коррупции и развития конкуренции.

Доля конкурентных способов определения поставщиков в 2014 году составила 85%, что значительно выше по сравнению с размещением заказов за 2011-2013 годы, где доля конкурентных торгов существенно меньше.

Если говорить об экономии, образовавшейся при осуществлении закупок, то провести сравнительный анализ такого показателя на сегодняшний день затруднительно в связи с тем, что 2015 год еще не завершился и итоги по ряду социально значимых закупок не подведены.

Тем не менее, показатель экономии на сегодняшний день по сравнению с аналогичным периодом 2014 года не стал хуже и составляет порядка 4%.

Заметим: одно из ключевых нарушений, допускаемых заказчиками при осуществлении закупок – это неправомерный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Следующее нарушение, на которое я хочу обратить внимание, – это включение в состав одного предмета закупки (одного лота) работ, услуг, товаров, требующих наличие различных лицензий, что может привести к ограничению конкуренции.

Встречаются нарушения и при установлении порядка оценки заявок участников закупки. Некоторые заказчики для оценки заявок устанавливают значения показателей, которые не основаны на принципе добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок.

Кроме того, в описание объекта закупки некоторые заказчики включают такие требования к товарам, работам, услугам, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников.

За счет чего можно избежать подобных злоупотреблений? Закон имеет все механизмы борьбы с недобросовестными заказчиками.

Любой участник закупки в случае нарушения прав и законных интересов такого участника вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, контрактной службы в порядке, предусмотренном законом, в контрольном органе в сфере закупок либо в судебном порядке.

Отметим еще один факт: законом № 44-ФЗ на 2014-2016 годы вводятся правила планирования закупок переходного периода. При этом качество планирования закупок в переходный период не меняется, городские заказчики планомерно готовятся к переходу на новый порядок планирования закупок.

Комитетом, в целях контроля за правильностью формирования заказчиками Санкт-Петербурга планов размещения государственного заказа на 2014 год, проведены выборочные мониторинги утвержденных планов размещения.

Также следует отметить, что переход к контрактной системе закупок расширил нормативные возможности участия в них субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО). Закон о контрактной системе в целом направлен на поддержку субъектов малого предпринимательства. Согласно статье 30 закона, заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок при начальной (максимальной) цене контракта, не превышающей 20 млн рублей. В отличие от 94-го закона предельная граница объема закупок не установлена, это дает право заказчику каждую процедуру закупки, не превышающую 20 млн рублей, объявлять с условием, что участвовать в ней смогут только СМП и НКО. Кроме того, закон дает право заказчику установить в извещении и контракте обязанность о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и НКО. Такое условие включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Таким образом, нормы направлены и приводят к более активному участию данных субъектов в государственном заказе.

«Эксперт Северо-Запад» №26-27 (709)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки

    Рынок новостроек станет чище, а дольщики заплатят за свои гарантии

    Девелоперы предлагают поторопиться с покупкой квартир, поскольку ввиду новых правил долевого строительства новостройки могут подорожать уже к началу будущего года


    Реклама