Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Политика

Противодействие и профилактика

2015
ФОТО: gov.spb.ru

Антикоррупционная политика в Санкт-Петербурге активизируется. Среди рабочих инструментов – мониторинг коррупционных рисков, жесткий контроль доходов и расходов должностных лиц, пропаганда, специальные образовательные программы в школах и вузах, для работников госучреждений. Цель городских властей – заставить полноценно и эффективно работать существующие антикоррупционные механизмы, многие из которых показали свою эффективность в предыдущие годы, а также разработать новые

В январе 2015 года в СМИ разошлась новость о том, что губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко обязал городских чиновников ставить его в известность о любых попытках склонить их к получению взятки, а тех подчиненных, которые не сообщат о таких инцидентах, глава города намерен увольнять. В том числе сообщалось об утверждении порядка и формы доклада чиновников об попытках дать им взятку – это необходимо делать в письменном виде, с подробным изложением ситуации. На самом деле подобная обязанность была возложена на государственных служащих в Северной столице, начиная еще с 2009 года. Постановление губернатора Санкт-Петербурга, о котором сообщали СМИ в январе, лишь систематизировало, уточнило эту практику для руководителей органов исполнительной власти города. Эта реакция журналистов на вполне рядовое постановление губернатора показывает, что в целом общество не слишком осведомлено об основных принципах и механизмах антикоррупционной политики, осуществляемой в Санкт-Петербурге.

Но прежде всего для понимания этой темы нужно четко разграничивать такие понятия, как борьба с коррупцией и противодействие коррупции. Городские исполнительные органы государственной власти  (ИОГВ) участвуют в борьбе с коррупцией в основном в части выявления коррупционных правонарушений. Пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений – это дело правоохранительных органов. Главная задача правительства Санкт-Петербурга – профилактика правонарушений, связанных с коррупцией, выявление и последующее устранение ее причин. Например – ситуаций, провоцирующих граждан на дачу взятки госслужащему, или полномочий, позволяющих чиновнику принимать решения бесконтрольно, и т.п.

Антикоррупционную работу в городе координирует Межведомственный совет по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга во главе с губернатором. Заседания Межведомственного совета проводятся не реже четырех раз в год. На них обсуждается реализация антикоррупционной политики, в том числе комитетами и районными администрациями, противодействие коррупции в сфере экономики и предоставления государственных услуг, результаты контрольных мероприятий по государственным закупкам, рассмотрения обращений граждан о коррупции и антикоррупционной экспертизы. Отметим, что в состав совета входят не только председатели ведущих комитетов, руководители городских правоохранительных органов, но и представители двух авторитетных региональных общественных организаций: президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга и председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга.

Основным уполномоченным органом Смольного по реализации антикоррупционной политики является Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Комитет организует взаимодействие ИОГВ, ведет системную разработку антикоррупционных методических рекомендаций для ИОГВ и их подведомственных учреждений, осуществляет антикоррупционный мониторинг и анализ хода реализации мероприятий по противодействию коррупции, проверяет организацию антикоррупционной работы в ИОГВ, организует прием обращений граждан посредством специальной телефонной линии и электронной почты. Уже привычным элементом городской среды стали плакаты, напоминающие горожанам о печальных последствиях взяточничества как для берущих, так и для дающих, с указанием номера телефона и электронного адреса линии «Нет коррупции!». В марте 2015-го такие плакаты были размещены более чем на 100 различных рекламных конструкциях.

Помимо упомянутого комитета, уполномоченными органами по реализации антикоррупционной политики в своих сферах являются: администрация губернатора Санкт-Петербурга (противодействие коррупции при прохождении государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов), Комитет по образованию и Комитет по науке и высшей школе (антикоррупционное образование), Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (антикоррупционная пропаганда). Следует также отметить, что во всех ИОГВ назначены должностные лица кадровых служб, ответственные за работу по профилактике коррупционных (и иных) правонарушений. Они ведут профилактическую работу с гражданскими служащими, а также проводят проверки в тех случаях, когда поступает информация о совершении чиновниками коррупционных правонарушений (естественно, не уголовного характера – иначе это уже дело следственных органов).

Основным программным документом, в соответствии с которым сегодня в городе ведется антикоррупционная работа, является План противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2014-2015 годы, утвержденный Постановлением городского правительства от 29 октября 2013 года.

И, что интересно, в отличие от многих других субъектов РФ, вся деятельность в сфере противодействия коррупции в Санкт-Петербурге осуществляется в пределах текущего финансирования, без специального выделения дополнительных средств.

Школа антикоррупции

Чтобы победить коррупцию, нужно не только решать сиюминутные, пусть и крайне важные, задачи, но и думать о завтрашнем дне. О тех, кто через несколько лет будет жить в этом городе, время от времени обращаясь в государственные структуры и учреждения для решения своих насущных проблем. Принято считать, что наиболее глубокие, коренные изменения в менталитете общества происходят при смене поколений. В полной мере это относится и к борьбе с коррупцией.

Именно поэтому городские власти уделяют столь пристальное внимание антикоррупционному образованию. Сегодня школьники средних и старших классов изучают специальные темы и модульные курсы, направленные на формирование антикоррупционного мировоззрения, повышение уровня правосознания и правовой культуры, знакомятся с действующим законодательством о противодействии коррупции. В настоящее время тема антикоррупционной направленности внедрена в учебный процесс 100% петербургских школ, а модульная система практикуется более чем в 60% городских общеобразовательных организаций. Широко развернута внеклассная работа. Для учеников проводятся встречи с депутатами, сотрудниками правоохранительных органов, представителями федеральной налоговой службы, органов прокуратуры. В зависимости от возраста учащихся, проводятся классные часы, диспуты, ролевые игры, конкурсы плакатов и рисунков, сочинений по антикоррупционной проблематике.

Интересно, что Санкт-Петербург был пионером среди российских регионов в этой области. Мало того: не так давно городской опыт работы по организации антикоррупционного образования был рекомендован Минобрнауки России для распространения в других субъектах РФ. Впрочем, антикоррупционные курсы не являются обязательными для учебных заведений – Комитет по образованию только рекомендует школам вводить в учебную программу «антикоррупционные уроки». В помощь школам специалистами Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования разработан сборник методических рекомендаций к урокам истории, обществознания, правоведения под названием «Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников» и учебная программа «Противодействие коррупции: исторический опыт, проблемы и пути реализации» (к началу нового учебного года она существенно обновлена). Программа может быть частью различных учебных дисциплин, а образовательные учреждения могут использовать ее в качестве курса или факультатива по своему выбору.

Антикоррупционная пропаганда и формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции – одно из ключевых направлений работы властей Санкт-Петербурга 005.jpg Фото: Николай Малышев
Антикоррупционная пропаганда и формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции – одно из ключевых направлений работы властей Санкт-Петербурга
Фото: Николай Малышев

«Помимо антикоррупционного образования, следует развивать и усиливать антикоррупционную пропаганду, – подчеркивает советник председателя Комитета по законности Иван Краснов. – Взаимно дополняя друг друга, эти профилактические антикоррупционные инструменты работают более эффективно». Осознает это и городской Комитет по печати и взаимодействию со СМИ: только в этом году по итогам состоявшихся конкурсов на проекты, направленные на предупреждение коррупции, будет выделено три, пусть и небольших по размеру средств, гранта Санкт-Петербурга в сфере средств массовой информации.

Мониторинг, контроль, экспертиза

Один из важнейших инструментов борьбы «за чистые руки» – механизм изучения антикоррупционной деятельности органов исполнительной власти. Это антикоррупционный мониторинг, проводимый в Санкт-Петербурге Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности с участием ряда других исполнительных органов. Этот мониторинг, направленный на поиск «болевых точек» в деятельности ИОГВ и других требующих внимания проблем, позволяет оценить и спрогнозировать антикоррупционную работу в городе, откорректировать программные документы. Как рассказал начальник сектора по вопросам противодействия коррупции Комитета по законности Дмитрий Никонов, за 2014 год и первое полугодие 2015 года по результатам мониторинга дважды вносились изменения в План противодействия коррупции в Санкт-Петербурге, было принято более десяти различных правовых актов и рекомендаций.

В свое время немало дискуссий вызывала процедура декларирования доходов государственных служащих, но сегодня эта схема работает, и ее профилактическая эффективность очевидна. По мнению экспертов, более или менее «по-настоящему» этот механизм заработал в последние два года. Во-первых, когда к декларированию доходов добавилось и представление сведений о расходах. И, во-вторых, когда должностные лица кадровых служб получили полномочия по анализу сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданскими служащими. Если раньше все ограничивалось публикацией цифр доходов и сведений об имуществе чиновников, то теперь специалисты сопоставляют эти данные и тщательно анализируют их. В случае необходимости кадровыми службами по решению руководителей ИОГВ проводятся проверки. Так, в первом квартале 2015 года было проведено семь проверок, по их результатам к дисциплинарной ответственности привлечен один гражданский служащий. Напомним, что в декларациях также указываются сведения о доходах, расходах имуществе и обязательствах имущественного характера не только самих чиновников, но и их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, а, начиная с 2015 года, все государственные служащие представляют декларации по единой форме, установленной президентом России. В дальнейшем этот контрольный механизм, очевидно, будет развиваться. Например, член Совета Федерации РФ Алексей Александров предлагает ввести декларирование наличных средств чиновников, антиквариата и других ценностей.

В настоящее время в Северной столице сведения о доходах и расходах обязаны представлять около 58% государственных гражданских служащих исполнительных органов. Перечни конкретных должностей ИОГВ, предусматривающих обязательное декларирование, составляются с учетом коррупционных рисков (подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, осуществление государственных закупок, контрольных функций и т.п.).

Вместе с тем здесь присутствует одна проблема, о которой говорят и специалисты, и сами чиновники. Служащий, находящийся на коррупционно-опасной должности и включенный в соответствующий перечень, оказывается в несколько ущемленном положении по сравнению с теми чиновниками, которые, получая ту же зарплату, о доходах, расходах и имуществе отчитываться не обязаны. Приходится выкладывать на всеобщее обозрение персональные данные, испытывать определенный психологический дискомфорт, тратить время на заполнение деклараций, в которых любая, даже самая мелкая и незаметная неточность может стать поводом для разбирательств и взысканий. Безусловно, эта повышенная ответственность создает для служащего дополнительную нагрузку, и он вправе рассчитывать на какую-то компенсацию (например, денежную) от государства за это. Однако пока данная проблема на уровне Российской Федерации и, как следствие, в регионах никак не решается.

Отдельным направлением антикоррупционной работы для городских органов власти является предотвращение появления «коррупционных лазеек» в законодательстве. Для этого существует антикоррупционная экспертиза. Нормативные акты изучаются юридическими службами ИОГВ, Юридическим комитетом администрации губернатора Санкт-Петербурга и Юридическим управлением аппарата Законодательного собрания на наличие коррупциогенных факторов, причем – как на стадии подготовки проектов, так и по итогам правоприменительной практики. Так, из 2519 проектов нормативных правовых актов, подготовленных органами исполнительной и законодательной власти в 2014 году, в 623 были выявлены коррупциогенные факторы (основная масса – в проектах, подготовленных депутатами закса). Кстати, это на 13% меньше показателя за аналогичный период предыдущего года. Подавляющее большинство недочетов устранено (в том числе, исполнительными органами устранены все коррупциогенные факторы), часть законодательных инициатив отозвана или отклонена.

Вопросы экономики

Традиционно наиболее остро коррупционные вопросы стоят в сфере государственного заказа, и Смольный направляет значительные усилия на решение именно этой проблемы. Активизирована контрольная работа, которая с 1 июня этого года сосредоточена «в одних руках» – в Комитете государственного финансового контроля Санкт-Петербурга (ранее контрольные функции в сфере госзаказа выполнялись также Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга). Комитетом по вопросам законности организована деятельность рабочей группы по координации работы по противодействию правонарушениям в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Налаживается взаимодействие с правоохранительными органами. На последнем заседании Межведомственного совета состоялся серьезный разговор о проблемах повышения эффективности в Санкт-Петербурге контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд. В том числе речь шла об определении начальной (максимальной) цены контрактов, о выборе способов размещения государственного заказа, предотвращении конфликта интересов, обжаловании результатов конкурсных процедур, привлечении к участию в конкурсах городских производителей. Будем надеяться, что решения, принятые советом, помогут снизить коррупционную составляющую и оптимизировать работу ИОГВ в сфере госзакупок.

Не менее важная тема – контроль использования городского имущества государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями. В этой сфере специалисты Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (ранее – КУГИ) находят, к сожалению, немалое количество нарушений. Не в каждом таком случае налицо коррупция, однако сама ситуация, когда городское имущество сдается в аренду по бросовой цене, арендуется с нарушением требований КГИОП или когда ответственные лица не принимают мер к выдворению с городского объекта незаконно обосновавшийся там бизнесменов, невольно вызывает вопрос, кому это выгодно. 

Сервисом – по взяткам

Не секрет, что большое количество взяток всегда давалось (и бралось) при обращении граждан за теми или иными государственными услугами, а справка или согласование нередко становятся предметом торга между чиновником (или даже простым исполнителем) и гражданином. В значительной мере искоренить этот скверный обычай в городе помогает создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Главная антикоррупционная составляющая работы МФЦ заключается в создании принципиально новых условий предоставления государственных услуг. Многофункциональные центры снимают с исполнительных органов необходимость вести прием заявителей, а работники МФЦ не являются государственными служащими и, что самое главное, не принимают лично решений, например, о выдаче или невыдаче необходимого человеку документа, о назначении или отказе в назначении той или иной выплаты. Следовательно, принцип «одного окна» не только избавляет гражданина от необходимости утомительного хождения по различным инстанциям, но и отделяет его от того должностного лица, которое будет выносить решение по его обращению. Взятку в такой ситуации давать просто некому (либо это крайне затруднительно).

Сегодня во всех районах Санкт-Петербурга работает 55 многофункциональных центров на 1010 окон приема-выдачи документов и четыре мобильных центра на 11 окон, которые по специальному графику выезжают в микрорайоны, удаленные от стационарных МФЦ. В 2014 году открылись 18 новых центров. В МФЦ города можно по принципу «одного окна» оформить 319 государственных и муниципальных услуг как для граждан, так и для юридических лиц. Все услуги оказываются бесплатно, за исключением тех, оплата которых предусмотрена законодательно (например, в виде государственной пошлины). Среднее время ожидания приема в многофункциональных центрах Санкт-Петербурга не превышает 20 минут. По результатам мониторинга, проведенного администрацией губернатора, качеством предоставления услуг довольны 95% заявителей.

В ближайшее время стоит ожидать 100%-ю выдачу результатов предоставления услуг по лицензированию через структурные подразделения МФЦ – такая задача была поставлена Межведомственным советом. Естественно, в плановом порядке будет расти и количество самих структурных подразделений, куда гражданин может обратиться за услугой. Наверное, стоит подумать и о расширении перечня услуг, оказываемых в электронном виде, и о внедрении универсальной электронной карты, о которой много говорилось в предыдущие годы. 

Обратная связь

Ни один антикоррупционный инструмент не сможет работать без актуальных данных и обратной связи. Для получения информации о фактах коррупционных нарушений в 2009 году правительством Санкт-Петербурга запущена специальная линия «Нет коррупции!», за работу которой отвечает Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности.

Городские власти рассчитывают на поддержку населения в вопросах борьбы с коррупцией 008.jpg Фото: Николай Малышев
Городские власти рассчитывают на поддержку населения в вопросах борьбы с коррупцией
Фото: Николай Малышев

Рассказать о фактах взяточничества, о неисполнении (недобросовестном исполнении) служебных обязанностей государственными, муниципальными служащими и работниками государственных организаций, о превышении служебных полномочий, нарушениях прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, фактах вымогательства со стороны должностных лиц, необоснованных запретах и ограничениях граждане могут через электронный почтовый ящик или выделенную телефонную линию.

За первый квартал текущего года на специальную линию «Нет коррупции!» поступило 138 (за первый квартал 2014 года – 143; 2013-го – 187; 2012-го – 308; 2011-го – 233) обращений. Сокращение числа обращений, очевидно, можно объяснить, с одной стороны, некоторым снижением общественного ажиотажа вокруг реального и мнимого воровства в чиновничьей среде, а с другой – более осмысленным отношением граждан к понятию «коррупция». И сейчас значительная часть обращений на специальную линию касается то незаконной торговли, то неправильного начисления оплаты за коммунальные услуги, то нарушений трудового законодательства, однако доля сообщений, указывающих на реальные коррупционные проявления, неуклонно растет. В первом квартале 2015 года поступило 44 подобных сообщения (31,9%), за аналогичный период в 2014 году – 31 (21,7%), в 2013 году – 27 (14,4%), в 2012 году – 44 (12,2%), в 2011 году – 19 (7,3%).

Опросы экспертов, проводимые Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности, а также социологические опросы, организуемые на регулярной основе Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, говорят, что о работе специальной линии «Нет коррупции!» знают от 40 до 60% жителей Санкт-Петербурга.

Признаки коррупционных проявлений, указанные в обращениях, в первую очередь относились к деятельности правоохранительных органов, сфер образования и здравоохранения. В 2015 году чаще, чем годом ранее, жители жалуются на деятельность жилищно-коммунального хозяйства и судебную систему. По итогам обратной связи были сделаны определенные выводы, например, по ситуации с предоставлением платных услуг учреждениям образования (и особенно по фактам сбора средств с родителей учеников).

Поступающие на специальную линию сообщения, не содержащие сведений о коррупции, иногда касаются реальных нарушений и недочетов. В таких случаях компетентными государственными органами принимаются меры по устранению выявленных нарушений, наказанию виновных в дисциплинарном порядке; заявителям оказывается содействие либо даются необходимые разъяснения. 

Результаты рассмотрения обращений, содержащих признаки коррупции (2014 год)

При этом специальная линия «Нет коррупции!» имеет не одну, а несколько функций.

«Во-первых, – объясняет Дмитрий Никонов, – это еще один канал, по которому гражданин может обратиться в органы власти. Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, даже направляя полученное обращение для рассмотрения в другой орган, держит его на контроле (анализ хода рассмотрения обращений проводится ежеквартально). Во-вторых, не всегда гражданину необходимо обращаться напрямую в силовые структуры. О фактах неисполнения или недобросовестного исполнения служебных обязанностей со стороны гражданских служащих, превышении служебных полномочий, нарушении ими требований к служебному поведению, необоснованных запретах и ограничениях – если состав преступления отсутствует – предпочтительнее обращаться именно в исполнительный орган, где работает тот или иной сотрудник. Специальная линия как раз и призвана аккумулировать подобные обращения и по возможности качественно организовать решение возникших проблем. И в-третьих, обращения на специальную линию являются своего рода «голосом народа», индикатором общественного сознания, без учета которого невозможно построение реального взаимодействия общества и власти. Специальная линия позволяет выявить «болевые точки», где необходимо приложить соответствующие усилия».

В целом опыт работы специальной линии можно признать вполне успешным. Работа линии, возможно, требует совершенствования, большей «специализации» именно на коррупционной составляющей. Но если гражданин на нее обратился, и его вопрос был решен – значит, что она работала и работает не вхолостую.

Добавим, что организация специальной линии «Нет коррупции!» не потребовала дополнительных затрат из бюджета Санкт-Петербурга: ее работа обеспечивается исключительно в рамках текущего финансирования за счет средств, выделяемых на содержание Комитета по вопросам законности.

Законы ждут поправок

По результатам применения действующих в стране и в городе антикоррупционных механизмов ученые Санкт-Петербургского университета МВД России составили рейтинг эффективности данных инструментов. Эксперты сочли наиболее эффективным усиление мер контроля госзакупок, применение аудио- и видеофиксации деятельности работников при предоставлении государственных услуг, совершенствование кадровой работы и антикоррупционную экспертизу.

Вместе с тем, как показал антикоррупционный мониторинг, определенным образом работу затрудняет отсутствие на федеральном уровне правовых актов и методических документов по отдельным направлениям профилактики коррупции.

В частности, в Трудовой кодекс Российской Федерации не внесены изменения (например, связанные с понятием конфликта интересов работника), обеспечивающие проведение эффективной работы по противодействию коррупции в организациях, в том числе находящихся в ведении субъектов РФ. Сотрудники Комитета государственной службы и кадровой политики считают, что не определены критерии достаточности информации для осуществления должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, проверки достоверности и полноты сведений о доходах и проверки соблюдения требований к служебному поведению. Не выработан механизм решения проблем, связанных с невозможностью для гражданина, претендующего на замещение должности гражданской (муниципальной) службы, а также для руководителя государственного (муниципального) учреждения по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Отсутствуют методические рекомендации об осуществлении комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению государственными служащими ограничений и запретов, а также по исполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, по привлечению к дисциплинарной ответственности гражданских (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении и об урегулировании конфликта интересов.

Для дальнейшего развития антикоррупционной системы предлагается внести изменения в Федеральный закон «О противодействии коррупции», касающиеся полномочий субъектов РФ в этой сфере. Кроме того, должны быть разработаны конкретные критерии определения признаков заведомого предоставления служащими недостоверных и неполных сведений при заполнении деклараций; необходимо подробно описать все ситуации, в которых госслужащий имеет или не имеет права принимать подарки; требуется введение общепринятых запретов и рамок поведения чиновников при общении как с гражданами, так и с коллегами или подчиненными…

«И, естественно, хотелось бы, – добавляет Дмитрий Никонов, – чтобы при разработке федеральных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ, учитывались особенности системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге и других городах федерального значения».

Многому, считают опрошенные Комитетом по законности специалисты, можно поучиться у зарубежных коллег, в том числе – в странах Северной Европы, где уже давно разработаны и стали частью повседневной жизни действенные алгоритмы предотвращения конфликта интересов на государственной или муниципальной службе, детальнейшие кодексы этики и служебного поведения. Важную роль в профилактике коррупции может сыграть более широкое распространение электронного документооборота при предоставлении государственных услуг. Хотя в ряде европейских стран срок рассмотрения обращения граждан может составлять три месяца и больше (в России, как известно, – один месяц), гражданин в любой может, набрав свой код, узнать, на какой стадии рассмотрения находится обращение. Это делает ситуацию понятной, управляемой, позволяет человеку строить и корректировать свои планы независимо от личных взаимоотношений с представляющим государство исполнителем.

Среди механизмов противодействия коррупции, которые следует внедрять по примеру зарубежных стран, в последнее время все чаще называют введение уголовной ответственности юридических лиц. Но многие эксперты в области антикоррупционной политики, в том числе работающие в городской администрации, необходимости в этом не видят, справедливо полагая, что этот механизм не соответствует нашей правовой системе, в которой заложен принцип презумпции невиновности. По их мнению, более эффективным было бы возвращение к конфискации имущества.

Впрочем, для успешного противодействия коррупции, помимо изменений в законодательстве, необходимо изменить прежде всего отношение общества к самому явлению коррупции. Сейчас это отношение в значительной мере сводится к априорному сведению всей деятельности органов государственной власти к известному литературному выражению «воруют!». Из этого в свою очередь проистекают привычное безразличие и невеселая «усталость» от коррупционных разоблачений. И что главное, – готовность в случае чего воспользоваться взяткой как способом решить какую-то свою проблему: для получения справки, за рулем автомобиля, в медицинском учреждении, в вузе, в бизнесе… Этот, в сущности, недальновидный и беспринципный взгляд должен смениться стойким неприятием и отвращением. И когда это изменение менталитета примет массовый характер, поступить правильно будет легче и проще, чем попытаться схитрить. Ну а власть со своей стороны должна отрезать потенциальным коррупционерам любые возможности для маневра. Это – вопрос формирования качественно новых общественных отношений в стране, охватывающих все сферы гражданской жизни.

Справка

План противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2014-2015 годы  содержит комплекс мероприятий, реализуемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в рамках своей компетенции по следующим направлениям антикоррупционной политики:

  • организационная деятельность;
  • противодействие коррупции при прохождении государственной гражданской службы Санкт-Петербурга;
  • организация работы по противодействию коррупции в государственных учреждениях Санкт-Петербурга и государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга;
  • антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
  • противодействие коррупционным проявлениям в сфере экономики, использования государственного имущества Санкт-Петербурга, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
  • антикоррупционный мониторинг;
  • привлечение граждан и институтов гражданского общества к реализации антикоррупционной политики в Санкт-Петербурге;
  • антикоррупционная пропаганда, формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции и информационное обеспечение реализации антикоррупционной политики;
  • антикоррупционное образование;
  • оказание содействия органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в реализации антикоррупционной политики.

Барьеры порождают коррупцию

 009.jpg
Андрей Тетыш, президент группы компаний «Агентство развития и исследований в недвижимости», член Клуба лидеров при Президенте РФ:

– Избыточное регулирование всегда является благоприятной почвой для возникновения коррупционных проявлений. Именно проблемой «зарегулированности», а в частности, мониторингом административных барьеров в Санкт-Петербурге занимается Клуб лидеров. В своей работе представители организации используют метод «тайного покупателя». Так, в рамках проекта «контрольные закупки» они на собственном опыте проверяют качество работы регулятивного законодательства в различных сферах, после чего направляют свои предложения по их совершенствованию в адрес президента.

– Как можно оценить различные сферы мониторинга в Санкт-Петербурге с точки зрения количества процедур, число запрашиваемых документов, время прохождения процедур, финансовых затрат?

– Ситуация по двум дорожным картам отличается друг от друга. При регистрации предприятий мы имеем дело с единичными процедурами, которые целесообразно объединить в одну. Реальный срок регистрации на сегодняшний день составляет порядка пяти-семи дней. Все процессы можно перевести в электронный вид. Это самая позитивная, простая и короткая по срокам карта.

Стройка – совершенно иная история, более затратная по времени. На сегодня по методике мирового банка в Петербурге она включает в себя 17 процедур, в Москве – 19, время прохождения процедур занимает 260-270 дней. Так что объем финансовых затрат по этим дорожным картам несопоставим. При регистрации предприятия он маленький, при согласовании строительных процессов – существенно выше.

По своему личному опыту участия в проекте могу отметить отличающееся отношение органов власти к нашим проектам. По регистрации собственности мы находимся на относительно неплохом месте во всех мировых рейтингах. На первый взгляд, административный процесс в этой сфере устроен довольно просто. Здесь не слишком сложные процедуры, их не очень много, и декларируемый срок регистрации у нас по закону 30 дней. Требуется принять у человека документы, проверить их, собрать необходимые данные от всех остальных органов власти, зарегистрировать и выдать ему свидетельство о праве собственности. Срок 30 дней более чем достаточен.

Но контрольная закупка показала, что в этом процессе постоянно происходят срывы, сроки нарушаются, просят дополнительные документы, которые не имею права требовать. Кроме того, сама работа поставлена из рук вон плохо, и руководство управления Росреестра Санкт-Петербурга ничего не делает для того, чтобы изменить ситуацию. Обратной реакции на контрольную закупку не было вообще. Такое ощущение, что Росреестр существует сам по себе.

В строительстве ситуация диаметрально противоположная. И это притом что процедур в этой области больше, и они значительно хуже алгоритмизированы. Тем не менее, при Комитете по строительству Санкт-Петербурга существует и реально работает рабочая группа, регулярно проходят встречи руководства комитета с приглашенными экспертами. 20 апреля, когда в Петербург впервые приезжала делегация Всемирного банка, комитет принимал в ней активное участие.

– Где вы видите возможность для упрощения и ускорения административных процедур? Что необходимо сделать для ликвидации условий появления административных барьеров?

– На недавней встрече с делегацией Всемирного банка я как эксперт пытался донести до представителей банка позицию по трем из 17 процедур, которые являются избыточными. И, по крайней мере, о дополнительном получении кадастрового паспорта мы договорились. Это избыточная процедура, занимающая 30 дополнительных дней. Более того, согласно нововведениям об электронном документообороте, с бизнеса даже не имеют права требовать кадастровый паспорт, потому что документ есть в Кадастровой палате и власти должны запросить его сами.

В числе избыточных процедур мной были также названы получение топографических данных и согласование архитектурного облика. Последняя процедура существует в Петербурге, но для строений площадью более 1 тыс. кв. м.

Что касается получения топографических данных, то такой процесс действительно существует, но не является административной процедурой. Застройщик имеет право использовать любую информацию для получения градостроительных ограничений. Более того, на что мной было обращено внимание экспертов: эта процедура хоть и занесена в список, но далее она нигде не используется.

– Влияет ли степень административных барьеров на частоту и размер взяток? В каких сферах Санкт-Петербурга коррупционные риски выше?

– Влияет напрямую, особенно на низовом уровне. Больше именно бытового вымогательства. Документы можно выдать сегодня, а можно наводить тень на плетень четыре недели или все восемь¸ рассказывая гражданину историю о том, что его документы где-то в пути. И тем самым провоцируя проявления коррупционного поведения. В системе, которая работает четко, ясно, слажено и предсказуемо, возможностей для коррупционноемкости на несколько порядков меньше.

Стоит выделить сферу, на которую в этом вопросе стоит равняться. Я сейчас имею в виду налоговую сферу. Мы все прекрасно помним, что из себя представляло общение с налоговой инспекцией еще десять лет назад. Это был тихий кошмар. Сейчас стало на порядок быстрее, лучше, удобнее, прозрачнее и более предсказуемо, в результате чего пропала основа для коррупционных проявлений.

«Эксперт Северо-Запад» №26-27 (709)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама