Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Северо-Западный форпост внутреннего туризма

, 2016

Регионы СЗФО уже ощутили со стороны своего родного российского туриста интерес, выразившийся в росте турпотока. Однако, для того чтобы он оказался постоянным, местным властям и бизнесу придется максимально оперативно запускать новые точки притяжения туристов, обеспечивая их качественной и, главное, доступной инфраструктурой

Внутренний туристический поток России и Северо-Запада в частности за последние два года значительно вырос. Среди главных причин – девальвация курса рубля и снижение покупательной способности россиян, а также закрытие двух самых популярных туристических направлений – Египта и Турции. Если в ближайшее время к этим ключевым причинам с полной уверенностью можно будет причислить и всестороннюю господдержку, то даже возобновление авиасообщения с турецкими берегами, да пусть и с египетскими, не сможет остановить развитие внутреннего туризма.

В «досанкционный» период, например, по итогам 2013 года, по данным Федерального агентства по туризму, рейтинг топ-50 стран по посещению российскими туристами возглавляли Турция (3,08 млн человек), Египет (1,91 млн) и Греция (1,18 млн). После воссоединения с Крымом, с началом кризиса и особенно после того, как в ноябре 2015 года было временно прекращено авиасообщение между Россией и Египтом, а затем введен запрет на чартерные перевозки между Россией и Турцией, аналитики прогнозировали резкий рост внутреннего туризма. Да, такой набор внешних козырей сулил успех импортозамещению в туризме даже при нулевых усилиях отраслевого бизнес-сообщества и профильных федеральных и региональных чиновников.

Пик роста внутреннего туризма в России пришелся на 2014 год, составив 30%. При этом в 2015 году он не превысил отметки в 20%, а по некоторым данным не достиг и этих прогнозируемых показателей, оставшись в пределах 10%. Но такая динамика косвенно свидетельствует о том, что увеличение внутреннего турпотока на фоне сложившейся экономико-политической ситуации носит в некотором роде «панический» характер и продлится, возможно, не более нескольких лет, а затем может просто «сойти на нет». При этом порой возникает ощущение, что отечественная туристическая отрасль осознает это не в полной мере. Поскольку вместо того чтобы ловить момент и активно заниматься, к примеру, улучшением условий проживания и сервиса, многие отели и курорты, которые находятся в ожидании того, что туристы «побегут» к ним из-за отсутствия альтернативы, лишь взвинтили цены. В результате стоимость путешествий по России стала сравнима со стоимостью зарубежных поездок.

В приоритете бренды

Внутренний турпоток увеличивается неравномерно, так как большая часть туристов предпочитает «проверенные» пути, особенно если они едут куда-то впервые. Кроме того, маршруты-бренды в каком-то смысле гарантируют более-менее приемлемую инфраструктуру. Поэтому в каждом регионе СЗФО есть объекты-лидеры, которые и показывают устойчивый рост посещаемости. Правда, в целом рост турпотока действительно происходит за счет внутреннего туризма. Так, в музее-заповеднике «Кижи» отмечают, что если в 2014 году соотношение иностранных туристов к российским было на уровне 52 к 48%, то уже в 2015 году наблюдается корреляция в сторону увеличения доли российских туристов с 48 до 63%.

При этом, несмотря на все оптимистические прогнозы, у российской туротрасли есть повод для волнения. Конечно, на то же российское южное побережье туристы будут ездить, даже несмотря на условия. Но если цель отечественной туриндустрии – сделать трендом внутренний туризм в общем, она может оказаться недостижимой по нескольким причинам. Во-первых, не все брендовые маршруты и достопримечательности могут еще больше увеличить поток туристов из- за нехватки финансирования и законодательных препонов, а для развития других направлений во многих случаях камнем преткновения становится некачественная или недостаточная инфраструктура. Выходом из этой ситуации мог бы стать индивидуальный туризм, любителей которого в стране довольно много. Но несовершенство той же инфраструктуры, предназначенной, например, для караванинга (путешествий в домах на колесах), и здесь дает о себе знать. Во-вторых, наш турист, побывавший за границей, уже достаточно требователен к тому, что называется сервисом – транспортному обеспечению, условиям размещения, поведению персонала и т.д. И, чтобы привлечь его к российским регионам, предстоит еще многое сделать. Поскольку в противном случае, поездив по стране и познакомившись с местным сервисом, многие новоявленные внутренние туристы, во-первых, будут тщательнее выбирать свой маршрут, экономя средства, и туда, где им не понравилось, уже не приедут. Во- вторых, те, у кого будут деньги, предпочтут перетерпеть, не ездить чаще по России, но зато позже все же отправиться за рубеж. И, в-третьих, решат дождаться момента, когда все же Турция с Египтом опять полностью откроются для российских туристов или другие страны предложат альтернативные варианты бюджетного отдыха.

Обращение к неизведанному

Стоит отметить, что в России есть регионы, которые на регулярной основе занимаются местным туризмом уже в течение нескольких лет, и как раз такой путь приносит успех. При этом, несмотря на общую тенденцию востребованности брендовых маршрутов, здесь уже отмечают следующее за ней явление устаревания традиционных региональных турпродуктов. Например, в Департаменте культуры и туризма Новгородской области отмечают, что если раньше 70% туристов ехали посмотреть сам город и только 30% посещали другие районы области, то по статистике прошлого года областной центр теперь посещает лишь 54% туристов, а остальные едут в районы. «На самом деле при продуманной системной работе сделать новые объекты теми же брендами вполне реально. Свидетельством этому может стать каньон «Рускеала» в Республике Карелия, про который еще пять лет назад слышали немногие, а теперь он по числу посетителей обогнал легендарные Кижи», – отмечает заместитель директора по коммуникациям и международным проектам Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Павел Румянцев.

В СЗФО масса перспективных направлений, но с ними предстоит еще работать и работать. Поскольку в противном случае, несмотря на заявляемый потенциал, туристов будет трудно туда заманить. Сдерживает же развитие перспективных направлений в первую очередь финансирование, особенно на фоне того, что его нехватка ощущается даже в уже состоявшихся местах туристского интереса. Причем речь идет не только о деньгах на дороги и гостиницы, но и о необходимости информирования и продвижения регионов, поскольку многие туристы просто не знают, почему им стоит посетить тот или иной город. При этом бюджетные траты в нынешних экономических условиях только сокращаются. Так, на финансирование Федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию внутреннего и въездного туризма на 2015 год первоначально предполагалось выделить 11,6 млрд рублей, однако затем эта сумма сократилась до 3,8 млрд. На 2016 год финансирование также уменьшилось до 4 млрд рублей (вместо планируемых 19,5 млрд), на 2017 год – до 4 млрд рублей (вместо 24,6 млрд).

Инфрастуктурный барьер

Из этой проблемы вытекает другая: как модернизировать инфраструктуру, которая пока является сдерживающим фактором развития туризма, в отсутствие госфинансирования. Так, например, основной проблемой развития новых территорий в Ленинградской области остается нехватка коллективных средств размещения, а в Карелии – недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, в том числе автодорог, причалов, водных заправок и т.д., поскольку большинство объектов, в частности религиозного туризма, находится либо на островах, либо на отдаленных территориях и в поселениях, куда обычному туристу сложно добраться. В управлении по туризму Министерства культуры Республики Карелия отмечают, что оценить объем необходимых инвестиций для решения этих проблем сложно, все зависит от месторасположения конкретных объектов. Но если взять за ориентир уже реализуемые кластеры «Южная Карелия» и «Беломорские петроглифы» (по итогам реализации которых будет создано 13 новых туристских доминант), то вложения в инфраструктуру, а конкретно в дорожное строительство, составляет более 600 млн рублей.

При этом привлечь к партнерству бизнес зачастую довольно проблематично. В Северо-Западном региональном отделении Российского союза туриндустрии отмечают, что, например, правительство Ленинградской области, как и федеральное, хочет развивать направление Старой Ладоги. Есть масштабные планы и по постройке новых гостевых домов, по созданию комфортной среды для туристов в поселении и даже по постройке причала, чтобы туда могли приходить суда с туристами. Но на реализацию плана создания туристско-рекреационного кластера в Старой Ладоге требуется 5,4 млрд рублей, из них 64% должно быть профинансировано из внебюджетных источников по условиям ФЦП «Развитие въездного и внутреннего туризма». Но бизнес пока к таким инвестициям в основном не готов.

Кроме того, для успешного развития внутреннего туризма государству предстоит озаботиться и реформами законодательства, и возможностью снижения административной нагрузки на предпринимателей в сфере туризма. «Несовершенство федерального законодательства, например, сильно чувствуется в сфере лицензирования перевозок на маломерных судах. Изменения, вступившие в силу в последние годы, существенно усложнили доступ на рынок пассажирских перевозок для владельцев маломерных судов (физических и юридических лиц). Это особенно актуально для музея-заповедника «Кижи» и других «музеев на воде» (Соловки, Валаам и пр.), где могли бы успешно развиваться такие услуги, как доставка туристов на маломерных судах (быстроходных катерах), прокат исторических лодок и организация водных экскурсий.

Одним из путей решения этой проблемы могла бы стать замена лицензирования на систему страхования гражданской ответственности перевозчика или введение законодательно понятия «водное такси и водные прогулки» и уход от понятия «пассажирские перевозки», – поясняет руководитель службы информации музея-заповедника «Кижи» Дмитрий Дюгай. Руководитель экскурсионного бюро «Независимые гиды» на Соловках Олег Кодола обращает внимание на то, что сегодня для того чтобы, например, предпринимателю просто оформить землю под гостевой дом, требуется два года, что также не способствует увеличению туристического потока.

Бренд «Серебряное ожерелье» был создан в 2012 году и сейчас объединяет участников туристического рынка во всех 11 субъектах СЗФО 07-01.jpg ФОТО: Федеральное агентство по туризму
Бренд «Серебряное ожерелье» был создан в 2012 году и сейчас объединяет участников туристического рынка во всех 11 субъектах СЗФО
ФОТО: Федеральное агентство по туризму

Братство «Серебряного ожерелья»

Одним из главных импульсов для развития внутреннего туризма на Северо-Западе является проект «Серебряное ожерелье России», получивший в последнее время новое звучание. Идея создать северо-западный побратим знаменитого туристического бренда «Золотое кольцо», почти полвека объединяющего регионы Центрального федерального округа, витала в воздухе давно. Некая конкретика была сформулирована в 2012 году Президентом России Владимиром Путиным в поручении Минкульту. А соглашение о создании межрегионального туристического маршрута «Серебряное ожерелье России» между Минкультуры, Ростуризмом и главами субъектов Северо-Западного федерального округа было подписано в марте 2016 года в Санкт-Петербурге. Проект объединяет 11 регионов, каждый из которых сформирует собственные маршруты, а также будет участвовать в глобальных межрегиональных. Отмечается, что в разработке 170 межрегиональных маршрутов приняли участие в том числе эксперты 43 компаний-туроператоров по СЗФО, а также научные специалисты Российского этнографического музея.

Главным координатором проекта стала Вологодская область – один из крупнейших регионов на территории Европейской России, растянувшийся на 350 км с севера на юг и на 650 км с запада на восток, равный по площади Бельгии, Дании, Нидерландам и Швейцарии, вместе взятым. От Вологодской области в «ожерелье» включены восемь туристических территорий. Официальный бренд Вологодской области – «Душа Русского Севера». Наиболее известные туристско- рекреационные зоны области: Дарвинский государственный природный заповедник и один из крупнейших национальных парков страны – «Русский Север». Регион является хранителем более 3,5 тыс. объектов культурного наследия, 762 из них включены в официальные списки памятников, имеют статус федерального значения, 543 относятся к категории регионального значения. Основные центры размещения культурных памятников Вологодской области – Вологда, Кирилло-Белозерская зона, Великоустюгская, Тотемско-Верховажская зоны, города Устюжна и Вытегра. На территории Бабаевского и Вытегорского районов области до сих пор проживают вепсы – коренной малочисленный финно-угорский народ.

Новый креативно-туристический кластер, формирующийся сейчас в Курортном районе СПб вокруг расположенного в поселке Репино музея-усадьбы художника Ильи Репина, также может войти в проект «Серебряное ожерелье России». Подробнее о проектах, представленных в рамках «ожерелья» Санкт- Петербургом, можно узнать из материала на стр. 10-11. А об инициативах Новгородской области – на стр. 12.

Еще в одном регионе – Ленинградской области – более чем из 5 тыс. памятников истории и культуры в десяток маршрутов включили первую столицу Древней Руси Старую Ладогу с возможностью подняться на стены шести неприступных крепостей, а также Выборгский замок – уникальный образец западноевропейского средневекового фортификационного зодчества. Также туристов приглашают посетить древние православные святыни в монастырях Тихвинского, Волховского и Лодейнопольского районов и роскошные усадьбы выдающихся деятелей России. Совершить памятную поездку и поклониться подвигу героических защитников Отечества на Дороге Жизни.

Республика Карелия также обладает целой россыпью туристических жемчужин для украшения «ожерелья», и в первую очередь это природные богатства. Так, более 27 тыс. рек и около 60 тыс. озер создают так называемые бусы – целую водную систему, способную конкурировать с брендом соседней Финляндии – «Страны тысячи озер». Для иллюстрации рукотворных красот Карелии достаточно упомянуть одни только Кижи – уникальный памятник деревянного зодчества, включенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в качестве одного из десяти визуальных символов России.

Впрочем, природу каждого субъекта Российской Федерации СЗФО можно по праву назвать уникальной. Так, Мурманская область полностью входит в состав Арктической зоны и целиком расположена на Кольском полуострове. Тундра здесь граничит с лесными чащами, летом солнце не заходит за горизонт, а зимой небо расцвечивается фантастическими переливами полярного сияния. Арктические особенности территории обеспечивают устойчивый снежный покров с октября по май. В регионе функционирует десять горнолыжных курортов разного уровня сложности, общая протяженность трасс – более 65 км.

Город Архангельск – столица Поморья, первый порт России, раскинулся вдоль широкой и полноводной Северной Двины, здесь берут начало большинство туристских маршрутов. Соединяя прошлое и настоящее, недалеко от центра Архангельска расположился крупнейший музей деревянного зодчества под открытым небом – Малые Карелы. Старинные деревянные постройки, часовни и поклонные кресты сохранились в глубине «святых» рощ в Кенозерском национальном парке, единственном парке в России, под охраной которого находится почти 100 памятников архитектуры.

Любителей экологического туризма ждет также побережье Белого моря, где в 165 км от Полярного круга расположено одно из самых уникальных мест Архангельской области – Соловецкий архипелаг. Комплекс памятников Соловецкого монастыря отнесен к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО. Не меньший интерес представляет посещение национального парка «Русская Арктика», где туристы могут наблюдать птичьи базары и редкие виды животных. Зимний отдых является изюминкой Архангельской области, неудивительно, что здесь родилась Матушка Зима – сказочный персонаж, резиденцию которой можно посетить в любое время года и где проводится зимний фестиваль колокольного искусства «Хрустальные звоны».

Псковская область – одна из древнейших территорий России, расположенная на Северо-Западных рубежах и граничащая сразу с тремя государствами – Эстонией, Латвией и Белоруссией. Это один из центров российской государственности и национальной культуры. Здесь проходил торговый путь «из варяг в греки», в Спасо-Елеазаровском монастыре старцем Филофеем была создана известная государственная теория «Москва – Третий Рим», в этих местах родились святые равноапостольные княгиня Ольга и князь Влади- мир, креститель Руси. На озерном рубеже Псковской земли совершилось судьбоносное Ледовое побоище, остановившее тевтонский «натиск на восток» в XIII веке. Всего более 5 тыс. объектов историко-культурного наследия привлекают в область туристов со всего мира. Здесь сохранились древние церкви и монастыри с уникальной фресковой живописью, представляющие огромный интерес для исследователей и туристов.

Республика Коми расположена к западу от Уральских гор, на крайнем северо-востоке европейской части России. На территории региона находится около полутора тысяч объектов культурного наследия. А также 240 особо охраняемых природных территорий, две из которых – национальный парк «Югыд ва» и Печоро-Илычский природный биосферный заповедник – федерального значения. В 1995 году эти две территории включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО под общим названием «Девственные леса Коми». Один из редчайших природных памятников – столбы выветривания на плато Маньпупунер включены в список «Семь чудес России».

Большой познавательный интерес у гостей республики вызывает посещение этнографического музея под открытым небом в селе Усть-Вымь, архитектурных ансамблей Ульяновского и Кылтовского монастырей. Особой популярностью у туристов пользуются старинные народные праздники «Усть-Цилемская горка» и ижемский «Луд». Рядом со старинным селом Ыб возведен Финно-угорский этнокультурный парк, представляющий культуру 24 финно-угорских народов. Это территория отдыха не только для гостей, но и для жителей республики с возможностью проведения крупных событийных мероприятий, форумов. Республика Коми успешно интегрировала свои уникальные природные ресурсы в активную среду российского и международного рынка экологического туризма, данная идея выражается брендом «Эко-Республика Коми».

Санкт-Петербург

Основные регионы СЗФО, демонстрирующие стабильный рост туристической посещаемости

Карелия: Мраморный каньон «Рускеала» – 172 тыс. туристов (+34% к уровню 2014 года); Музей-заповедник «Кижи» (хотя в этом году турпоток несколько снизился) – 162,5 тыс. туристов (-3,5% к уровню 2014 года).

Вологодская область: Великий Устюг – 36 тыс. туристов только в новогодние праздники 2015-2016 годов, порядка 250 тыс. туристов за 2015 год; Кирилло-Белозерский монастырь – 300 тыс. туристов, из которых 260 тыс. – россияне.

Архангельская область: Архангельск – 25% турпотока в Архангельскую область в 2015 году; Приморский район с Соловками – 30 тыс. туристов и паломников в 2015 году (до 20% всего турпотока).

Мурманская область: Активный туризм в Хибинах – около 150 тыс. туристов (+50% к показателям 2014 года).

Псковская область: Классический маршрут «Псков – Печоры – Изборск – Пушкинские горы»

«Эксперт Северо-Запад» №27-28 (734)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама