Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Выбрать верный бизнес-подход

2016
ФОТО: radar-mms.com

Санкт-Петербург и Ленинградская область демонстрируют различные модели взаимодействия между предпринимательским сообществом и законодательной властью, что определяет линию поведения бизнеса во время выборов

Санкт-Петербург и Ленинградская область демонстрируют различные модели взаимодействия между предпринимательским сообществом и законодательной властью, что определяет линию поведения бизнеса во время выборов

Избирательная кампания в регионах Северо-Запада находится в самом разгаре, и, как показывает ее ход, бизнес находится в ней на втором, если не на третьем плане. Пытаясь привлечь симпатии избирателей, партийные функционеры не слишком жалуют представителей предпринимательского класса, при составлении партийных списков отдавая предпочтение профессиональным политикам и представителям социальных слоев. Достаточно обратиться к предвыборному раскладу в Северной столице, где в общегородских списках КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» представителей крупного бизнеса практически не встретишь.

Поскольку ход избирательной кампании определяется социально-экономической повесткой, то участники предвыборной гонки делают попытку дистанцироваться от бизнеса, по крайней мере, в публичном пространстве. Так, в городских списках КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» представителей крупного бизнеса практически не встретишь. Играть на социальной повестке пытается и «Единая Россия». В общегородском списке следом за лидером региональной группы, спикером петербургского Законодательного Собрания Вячеславом Макаровым, идет заведующая детским садом Юлия Мартемьянова, а в Ленинградской области наряду с Александром Дрозденко партийный список возглавляют председатель Общественной палаты Ленобласти Юрий Трусов и врач Ленинградской областной клинической больницы Татьяна Тюрина. Похожая тенденция наблюдается и на федеральном уровне: в предвыборном списке партии власти не нашлось места сразу нескольким депутатам предыдущего созыва, входящим в список Forbes.

 09-02.jpg

Финансируй и властвуй

Несмотря на это, партия власти все равно остается наиболее привлекательной политической силой для петербургского бизнес-сообщества. Такой вывод можно сделать из анализа городского списка «Единой России», который идет в Госдуму под началом губернатора Северной столицы Георгия Полтавченко. Под седьмым номером в нем находится председатель Санкт-Петербургского отделения «Деловой России» Виталий Фатеичев, девятым числится президент Северо-Западной ассоциации промышленников, предпринимателей и сельхозтоваропроизводителей Денис Щебетов. Остальные претенденты от бизнеса и вовсе оказались за пределами первой десятки. Генеральный директор ООО «СПб Электросервис» Валентин Боцвин оставил за собой 11-е место в региональной группе, а вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Михаил Лобин стал 12-м. Две следующие строчки также остались за бизнесом. На них расположились глава компании «Ленполиграфмаш» Кирилл Соловейчик и вице-президент «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Алексеев. Впрочем, несмотря на высокую концентрацию в партийном списке представителей бизнеса, их шансы на прохождение в парламент не слишком высоки, так как они находятся на непроходных местах. «Для предпринимателей, которые находятся в системе получения госзаказов, «Единая Россия» является основной партией, с которой они будут взаимодействовать», – считает политолог Дмитрий Солонников.

Более предпочтительные шансы на попадание в Госдуму имеет другой член партии власти – президент Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга  Владимир Катенев, идущий на выборы по Северо-Западному одномандатному округу города. Правда, чтобы оказаться в нижней палате парламента, ему необходимо будет одержать верх над профессиональным политиком Олегом Ниловым из «Справедливой России», который с 1997 по 2011 год избирался депутатом петербургского ЗС, с 2011 по 2016 год являлся депутатом Госдумы.

Гендерный разрыв 09-03.jpg
Гендерный разрыв

Примеры выдвижения топовых петербургских бизнесменов от других партий можно пересчитать по пальцам одной руки. Даже список «Партии роста» в Санкт-Петербурге, позиционирующей себя в качестве выразителя интересов предприниматель ского сообщества, в основном сформирован из профессиональных политиков под руководством покинувшей «Справедливую Россию» Оксаны Дмитриевой и разбавлен парой-тройкой предпринимателей. Тем неожиданней смотрится приход в политику совладельцев компании Fort Group Максима Левченко и его партнера по бизнесу Бориса Пайкина, которых приняла в свои ряды ЛДПР. Первый претендует на место в городском парламенте, второй метит выше, рассчитывая занять депутатское кресло в Госдуме. Думские амбиции также демонстрирует председатель совета директоров ГК «РосСтройИнвест» Федор Туркин, баллотирующийся в парламент от «Патриотов России».

Председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Виктор Панкевич рассчитывает, что на выборы придет порядка 40% избирателей Северной столицы (при численности избирателей – 3,79 млн человек, на 1.07.2016 09-04.jpg ФОТО: st-petersburg.izbirkom.ru
Председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Виктор Панкевич рассчитывает, что на выборы придет порядка 40% избирателей Северной столицы (при численности избирателей – 3,79 млн человек, на 1.07.2016
ФОТО: st-petersburg.izbirkom.ru

Другой формой участия петербургского бизнеса в предвыборной гонке является финансирование кандидатов. В целом крупный бизнес проявляет здесь себя достаточно осторожно, предпочитая дистанцироваться от политической борьбы. Однако отдельным кандидатам все же удается привлекать денежные средства на избирательную кампанию. Так, Владимир Катенев, благодаря поддержке городских промышленников, пополнил свой избирательный фонд на 8,7 млн рублей. В числе его спонсоров завод «Звезда», ОАО «Ленполиграфмаш», ЗАО «Завод им. Козицкого», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Запад-нефтепродукт», следует из материалов ЦИК. Тем временем Борис Пайкин получил на ведение кампании 8 млн рублей от ООО «СпецГеоСтрой». Примечательно, что фонды многих других кандидатов смотрятся куда скромнее и нередко не превышают планку в 100 тыс. рублей. Впрочем, встречаются и такие кандидаты, которые обходятся всего 600 рублями.

Различия в происхождении

В отличие от Северной столицы, в Ленобласти бизнес обладает большей политической субъектностью, а политическую и бизнес-элиту региона нередко представляют собой одни и те же люди. Так, в работе прошлого созыва ЗС участвовали глава Синявинской птицефабрики Никита Мельников, совладелец девелоперской компании «ПулЭкспресс» Владимир Петров, председатель совета директоров «СВП групп» Денис Жуков, гендиректор «Группы ЛСР» Василий Кострица, а его спикером являлся Сергей Бебенин (считается протеже мажоритарного акционера ЛСР Андрея Молчанова). Были и другие депутаты, которых связывали с представительством тех или иных бизнес-интересов. На этот раз, помимо Владимира Петрова и Сергея Бебенина, на проходные позиции в парламенте региона будут претендовать гендиректор Тихвинского вагоностроительного завода Геннадий Веселов и топ-менеджер ООО «КИНЕФ» Василий Поздяев. Были и другие депутаты, которых связывали с деловыми группами региона. При этом на представительство в Гос думе областной бизнес почти не претендует. Так, единственным кандидатом от бизнеса в нижнюю палату парламента является основатель «СВП групп» и один из крупнейших лендлордов региона Сергей Петров, идущий на выборы как одномандатник.

Директор ООО «Фонд политической культуры» Анна Хмелева объясняет более сильную интеграцию между властью и бизнесом различиями в происхождении элит. «Если Санкт-Петербургом руководят выходцы из силовых структур, то в Ленинградской области существует сращение бизнеса и власти. Чтобы выживать, власть вынуждена взаимодействовать с бизнесом. Так было и при Валерии Сердюкове, так есть и сейчас», – поясняет эксперт.

Месседж от бизнеса

Тем не менее, как мы можем видеть, заведенная в Северной столице практика, когда бизнесмены отстаивали свои интересы непублично, потихоньку начинает меняться. Бизнес начинает осознавать себя не только экономической, но и политической силой, которая может предложить свои компетенции для совершенствования государственной машины. И чем больше будет в политике выходцев из предпринимательской среды, готовых выходить в публичное пространство, тем здоровее будет бизнес-климат региона и выше качество принимаемых решений. В конечном счете именно от выработки прозрачных и формализованных правил игры зависит то, как часто мы будем читать в Интернете и смотреть по телевизору новости об очередном обанкротившемся бизнесмене, который с муляжом бомбы идет захватывать банк, предварительно записав видеообращение к президенту, или кубанских фермерах, пытающихся достучаться до первого лица с помощью тракторного марша.

Санкт-Петербург

«Эксперт Северо-Запад» №31-35 (736)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама