Расширять горизонты

Русский бизнес
Москва, 27.02.2018
«Эксперт Северо-Запад» №1-2 (758)
Российским компаниям важно обмениваться лучшими практиками в части ответственного развития бизнеса и изучать международный опыт

В конце января в петербургском отеле «Азимут» деловой журнал «Эксперт Северо-Запад» провел круглый стол «КСО: социальные инвестиции в будущее», который открыл цикл тематических бизнес-встреч от делового аналитического издания «Эксперт С-З», где будут обсуждаться новейшие тенденции бизнес-среды. Модератором выступила генеральный директор и главный редактор издания Марина Богомягкова. На конференции, посвященной корпоративной социальной ответственности (КСО), особое внимание уделили двум подходам, лежащим в ее основе, – пользе для общества и пользе для бизнеса. Ключевым вопросом стал феномен мультипликативности КСО и оценка ее эффективности. Главной задачей – создание дорожной карты для компаний, начинающих внедрять КСО у себя на производстве.

«Наша цель – видеть приоритетные цели, применять наработанные технологии, работать на конечный результат, руководствуясь профессиональными компетенциями и личной вовлеченностью», – говорит председатель совета Благотворительного фонда «Место под солнцем» Ирина Дрозденко. «С 2015 года мы утвердили программу «Поддержка социального предпринимательства».Обязательное условие участия: субъекты малого и среднего предпринимательства должны обеспечить занятость инвалидам, одиноким родителям, имеющим детей до 7 лет, родителям многодетных детей, выпускникам детских домов и лицам, освобожденным из мест лишения свободы», – дополняет начальник отдела поддержки МСП Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Татьяна Пахомчик.

Генеральный директор компании «КЕЛЕАНЗ Медикал» Елена Кириленко, рассказывая об опыте внедрения РК-практик, сказала о том, что компания предоставляет сотрудникам расширенные социальные гарантии и поддерживает стремление к личному и профессиональному росту. «В вопросах благотворительности мы помогаем адресно. В рамках компании мы пришли к созданию фонда, в котором смогут принимать посильное участие наши сотрудники, если это им по душе», – объясняет Елена Кириленко. «Большинство компаний заинтересованы быть социально ответственным бизнесом и готовы участвовать в благотворительности. Учитывая сложную экономическую ситуацию, пока эта тенденция радует. С другой стороны, бизнес не знает, как помогать правильно в области благотворительной деятельности. В этом году мы планируем провести два мероприятия на тему грамотной благотворительности в рамках работы Комитета ЛОТПП по социальной защите и благотворительности», – считает вице-президент ЛОТПП Елена Дюкарева.

В компании «Филип Моррис Интернейшнл» – свой подход к социальной ответственности. «Создание благоприятной атмосферы для работы сотрудников, благотворительность и волонтерство – одни из принципов устойчивого развития нашей компании в современных условиях, – говорит управляющий по корпоративным вопросам АО «Филип Моррис Ижора» Марина Камаева. – Аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России недавно выпустили свой первый нефинансовый отчет, кото- рый освещает эти направления, а также усилия в области деловой этики, в борьбе с нелегальной торговлей сигаретами, сохранении окружающей среды, развитии местных сообществ и принципы трансформации бизнеса компании в сторону производства бездымных продуктов».

«Наступает опасный момент, когда КСО грозит превратиться в «то, где все всё понимают». Этого надо избежать – в том числе силами экспертного сообщества. Простота обманчива»,–уверена доцент НИУ ВШЭ, региональный директор по маркетингу DOMINA RUSSIA, партнер Institute of Place Management Наталия Белякова. Следуя целям устойчивого развития, принятым ООН в 2015 году, понятие устойчивого развития включает в себя, но не исчерпывается КСО. «Для становления российской модели необходима точка сборки ответственного бизнеса, нуждающихся в поддержке и профильных медиаресурсов. Стратегировать ответственность и упаковывать потребность надо учиться, а результат экспертизы и лучших практик эффективно транслировать. Поэтому в дорожной карте должна быть и обучающая составляющая, и портал-агрегатор ресурсов. Опыт международных компаний в части ответственного развития востребован особенно в части работы с местными сообществами. Это отлично работает в Европе – и самое время оснастить им российское КСО, традиционно концентрировавшееся на внутренних HR-задачах. Пора расширять горизонты», – уверена Наталия Белякова.

 40-02.jpg

Формула устойчивого развития, по мнению генерального директора книжной сети «Буквоед» Дениса Котова, – это культура плюс грамотность, умноженная на действие. Также важными составляющими являются сознание, качество деятельности, здоровье: психическое, физическое и духовное. «Все, что мы делаем, мы делаем для людей. Нужно осуществлять коммуникацию с теми, кто отвечает за социальную работу. Только так можно добиться приемлемого результата. На сегодняшний день закончилась монополия государства на социальное обеспечение. Мы должны консолидировать наши усилия для успешного результата», – констатирует генеральный директор компаний «Леге» и «Система Забота» Константин Лившиц.

«Главное направление в области КСО в компании Tele2, макрорегион «Северо-Запад» – поддержка социального предпринимательства совместно с фондом «Навстречу переменам». Мы помогаем тем, кто помогает детям, и поддерживаем интересные, новаторские начинания небезразличных людей. Ежегодно при поддержке Tele2 проходит одноименный конкурс «Навстречу переменам», его победители получают грант на развитие своего дела и, что не менее важно, – поддержку в формате бизнес-инкубатора. Сотрудники и топ-менеджеры нашей компании и других партнеров консуль-тируют предпринимателей», – говорит руководитель отдела по связям с общественностью макрорегиона «Северо-Запад» Tele2 Анастасия Фонарева. КСО-проект позволяет вовлечь не только сотрудников Tele2 – в 2016 году запущен сервис SMS-пожертвований в поддержку проектов, направленных на помощь детям. «Абоненты собрали за несколько месяцев более 5 млн рублей, и мы смогли учредить дополнительный грант», – уточняет Анастасия Фонарева. «Есть системные проекты, которые, например, помогают людям с ограниченными возможностями адаптироваться и интегрироваться в общество, а людям старшего поколения – социализироваться и расширять круг общения, – о таких кейсах, проектах и инициативах стоит говорить, а лучшие практики масштабировать. Государство не обязано решать все проблемы, предпринимательскому сообществу стоит активнее подключаться к этой работе», – считает директор по связям с общественностью «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленобласти Анна Митченко.

В ГК «Евразия Холдинг» разделяют подходы к благотворительности и КСО. «Благотворительностью мы занимаемся адресно, – объясняет руководитель отдела PR и спецпроектов и Службы контроля качества ГК «Евразия Холдинг» Яна Горнак. – Что касается КСО, малый бизнес может повлиять с помощью вирусного маркетинга. Как большая площадка, работающая с конечным потребителем, имеющая более миллиона своих активных клиентов, мы анализируем определенные мероприятия благотворительно-социального характера. У нас работает огромное количество людей. Мы привлекаем как гостей, рассказывая им о каких-то городских инициативах, так и своих сотрудников». Интересный социальный кейс и в компании «ЯКОБС ДАУ ЭГБЕРТС». «Как социально ответственная компания, мы уделяем огромное внимание проектам по снижению нагрузки на окружающую среду. Но помимо бизнес целей, связанных с минимизацией расходов воды и энергии, сокращения количества захораниваемых отходов, мы отмечаем рост инициатив от сотрудников. Так, на постоянной основе проводится сбор батареек, раздельный сбор вторсырья на производстве, минимизируется расход бумаги с помощью двусторонней печати. По итогам сбора макулатуры в 2017 году наша компания стала победителем общегородской акции по сбору вторсырья в обмен на саженцы, которые теперь живут на территории завода. Поддержка компанией инициативности и экологически ответственного поведения сотрудников повышает вовлеченность наших людей и способствует, на мой взгляд, продвижению ценностей устойчивого развития», – уверена специалист по корпоративным вопросам «ЯКОБС ДАУ ЭГБЕРТС РУС» Елена Лавина.

«Каждую нашу встречу по КСО в «Эксперте Северо-Запад» отмечаю, как развивается и обогащается практика социальных проектов в компаниях Северо-Запада. И если давать какие-то рекомендации тем, кто сомневается, получится ли внедрить такие практики в свой бизнес, я бы посоветовала начать именно со своих сотрудников и с себя самого. Вовлекайте людей, заражайте их своими идеями, действуйте сами», – говорит директор по корпоративным связям в регионе Запад «Danone в России» Евгения Фалькова. «Развивая экологическое сознание в обществе, в Danone начали со своих сотрудников: стали сортировать мусор в офисах, собирать батарейки, экономить энергоресурсы, отказались от пластиковых стаканчиков в пользу многоразовых бутылок для воды, поддержали сбор и переработку пластиковой упаковки, активно поддержали открытие первого пункта по ресайклингу в Санкт-Петербурге. И со временем 10 тыс. сотрудников становятся носителями экологических принципов жизни. «Хочешь изменить мир – начни с себя, со своей компании, со своих сотрудников. Реализуя социальные проекты изнутри, вы сделаете своих людей чуточку счастливее, повысите их вовлеченность и сформируете амбассадоров своего бренда», – резюмирует Евгения Фалькова.

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    Реклама