Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Экономика

У туризма детское лицо

2018

В международной практике «семейный» статус туриста специфичен, но не категорически иной

Мир никогда не будет прежним. «Третий возраст» с азартом проводит пенсионный досуг – зависть берет. Поколение Z играючи живет и зарабатывает онлайн – подчас больше, чем родители. Маркетологи держатся за голову и пытаются поймать профит за хвост, воспитывая лояльность совсем смолоду, создавая предложение для тех, кто не делит жизнь на личное и семейное. Согласно данным международной Ассоциации семейного туризма, мировой объем индустрии семейных турне растет не то чтобы радикально, но стабильно прибавляет по паре процентов в год. Это значит: надо учиться работать со старым-новым сегментом. Старым – потому что путешествуют с детьми давным-давно. Новым – потому что количественный рост вояжей приводит к качественным изменениям.

Перемещаться по миру большой семьей стало нормой. Более того – превратилось в моду. Согласно исследованию Ассоциации, более 70% «семейных» туристов выбирают такой отдых сознательно. Более половины считают своей обязанностью показать ребенку мир. Один из относительно новых факторов мирового роста сегмента семейных путешествий связан со старшим поколением – бабушки и дедушки стремятся создать воспоминания, объединяющие поколения.

Формально к «ребенку» относится путешественник, не достигший 17-18 лет. Тем не менее, чаще всего при упоминании о семейном туризме фантазия рисует умилительную картинку –он, она и один-два добродушных бутуза. Между тем, согласно мировой статистике, средний возраст путешествующего с родителями ребенка – 7-14 лет. И вот здесь – настоящая точка роста. Как удовлетворить сей потребительский запрос (дети похожи только на первый взгляд, разница в пару лет – вселенная)? Диверсифицируйся – составь дорожную карту детского спроса и расти вместе с ней, постоянно внося изменения в продукт.

Кажется, в России стимулирующим фактором для семейного туризма стали скандалы, связанные с организованной перевозкой детей. На их фоне туркомпании начали избегать сложного сегмента – только в сопровождении родителей! Так задача показать ребенку мир вновь легла на родительские плечи. Временно закрытые Турция и Египет заставили вспомнить, что туризм «нулевого километра» отлично подходит для семейных вылазок. Автомобильный вояж выходного дня прививает отпрыскам любовь к малой родине. Но есть и проблемы. Одна из них – отсутствие пеленальных столиков как класса (за исключением редких прогрессивных заправок мировых брендов). Или детское меню с картошкой фри. Или невозможность развести смесь.

Нет, наших родителей на слабо не возьмешь. Из бездонной сумки запасливой матери появляется все, включая складной горшок. Но готовы ли существовать в режиме боевой выкладки мамы-спецназовца иностранные семейные гости? Увы. Вот и нет России на карте «семейных путешествий». Семейный турист рачителен, но комфорт превыше всего – и за него готовы платить. В 2017 году почти 20% квалифицированных «семейных» туристов потратили на путешествие до 10 тыс. долларов. Кроме того, эта категория стабильно лояльна к услугам туркомпаний и привержена «своему» турагенту – во всем мире именно им доверяют планировать семейные путешествия. С учетом сложности и ответственности рассчитывать оптимальный семейный маршрут должен профессионал. Чем не точка роста для нашего турбизнеса, жалующегося на рост самодеятельных путешественников

Семейный туризм интересен профильному бизнесу. Доказательство – бренды, которые прежде мало ассоциировали себя с детским отдыхом, активно осваивают этот сегмент. Например, отели легендарного бренда Hard Rock планомерно отходят от имиджа отдыха, сопровождающегося «уходом в глубокий отрыв». Новые ценности бренда – транслируемые, в частности, одноименным отелем на Тенерифе – возможность разделить свои музыкальные увлечения с детьми. Рок сближает. Освеженное позиционирование выражается в продукте. Тут и пакеты семейного отдыха, где дети живут бесплатно, и возможность быть родителем, оставаясь при этом беспечно отдыхающим человеком. И, пожалуйста, никакого «родительского долга» и стаканов воды на старости лет – отдыхать с детьми при правильной организации процесса приятно и престижно.

Семейный туризм предполагает гибкую схему маршрута и отдыха: вот тут мы все вместе, тут – разбились по интересам и/или возрастам. В европейских ресторанах нет детских комнат, без которых, кажется, не мыслит себя ни один петербургский ресторан, если только он не гастропаб. За рубежом дети везде с родителями, это норма. Да, есть отели, куда с детьми младше шести лет вход запрещен, но никто не борется с ущемлением прав – ретрит требует тишины, самим детям в таком отеле будет некомфортно.

Дьявол в деталях, и большинство путешествующих родителей обращают на них особое внимание. Не нужно позиционировать себя как семейное заведение, чтобы быть kids friendly –ими просто надо быть. Например, не скупиться на специальную детскую косметику и халатики – в итальянских отелях Domina пять звезд по умолчанию распространяются и на детей. Каждый бренд, хотя бы по касательной взаимодействующий с детьми, должен поворотить свою избушку передом. Заметим – к ним, а не к родителям. Особое приветствие в ресторане. Подставка под раковиной, чтобы дотянуться самому. Дети ценят возможность быть самостоятельными и с удовольствием разделяют ценности бренда – если он говорит на понятном языке и держится на равных. Территории тоже строят свое позиционирование с оглядкой на семейный тренд. Согласно исследованиям, главные магниты семейного туризма –тематические парки, пляжный отдых и музейно-культурные марафоны. Открытие в Петербурге сразу нескольких разноплановых проектов – от Angry Birds, «Кидбурга» и «Тачки-Град» до тематических гранд-макетов и исторического парка «Россия – моя история» – правильная почва для развития семейного туризма.

«Эксперт Северо-Запад» №3 (759)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Альфа-банк меняет карты

    Альфа-банк приступил к полному обновлению своей линейки дебетовых карт — новая линейка вступила в силу 25 сентября. Флагманским продуктом в ней станет Альфа-карта

    Российский IT - рынок подошел к триллиону

    И сохраняет огромный потенциал роста. Как его задействовать — решали на самом крупном в России международном IT-форуме MERLION IT Solutions Summit

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама