Основные проекты развития железнодорожной инфраструктры Забайкалья

Край бездорожья

Чуть больше месяца осталось до появления на карте Российской Федерации нового субъекта — Забайкальского края. История Сибири и в технологический век повторяет мотивы столетнего прошлого — поселения создаются и укрупняются там, где прокладывается железная дорога

Проект Местоположение Протяженность,
км
Цель Сроки реализации,
гг.
Объем инвестиций,
млрд руб.
Основные инвесторы, структура финансирования Описание
Строительство грузообразующей линии ст. Нарын–Лукоган Читинская область 375 Освоение забайкальских месторождений полезных ископаемых: Быстринского, Култуминского, Лугоканского медно-сульфидных месторождений, Солонеченского сурьмяно-золотого месторождения и Бугдаинского золото-молибден-порфирового месторождения 2008–2015 59,3 ОАО «ГМК «Норильский никель» — 31%, бюджет РФ — 69% Сегодня реализуется первый, инфраструктурный этап комплексного проекта. Заканчивается разработка проектно-сметной документации. Строительство первой очереди — 200 км линии от ст. Нарын до ст. Газимуровский завод пройдет в 2008–2010 гг.
Строительство грузообразующей линии ст. Приаргунск–Березовское Читинская область 125 Освоение Березовского железорудного месторождения 2008–2015 12, 5 ООО «Горнопромышленная компания «Лунэн» (учреждена китайской корпорацией «Лунэн») — 50%, бюджет РФ — 50% Китайская компания выиграла аукцион на право разработки Березовского месторождения 30 мая 2005 года, заплатив 315 млн рублей. Сегодня «Норникель» рассматиривает возможность выкупа лицензии у «Лунэн»
Строительство грузообразующей линии ст. Шимановская–Февральск Амурская область 277 Освоение Гаринского железорудного месторождения до 2030 28 Бюджет РФ – 50%, частные инвесторы (состав не определен)– 50% Осуществление данного проекта возможно при реализации максимального варианта Стратегии-2030
Строительство ветки ст. Могзон – Новый Уоян Читинская область, Республика Бурятия 700 Соединение Транссиба и БАМа по территории Читинской области и Республики Бурятия, освоение Назаровского месторождения золото-сульфидно-цинковых руд и Озерного месторождения полиметаллов до 2030 года 135 Бюджет РФ, бюджеты субъектов РФ (Читинской области, Республики Бурятия), ОАО «РЖД» и другие частные инвесторы (инвестиционно-финансовая компания «Метрополь»). Структура не определена В 2006 году начато возведение ветки ст. Могзон–Озерное (160 км), которая ведет к месту строительства ГОК «Озерный»
Комплексная реконструкция участка Карымская–Забайкальск Читинская область 365 Усиление пропускной способности южного направления Забайкальской железной дороги 2007–2009 24 ОАО «РЖД»— 100% В данный момент на участке завершены работы первого этапа: укладка двухпутных вставок, реконструкция станций с удлинением станционных путей, строительство водонапорных труб и мостов. Начата электрификация участка Карымская–Борзя
Строительство социально-значимой линии ст. Тыгда–Зея Амурская область 105 Создание железнодорожного сообщения между городом Зея и Транссибирской магистралью 2016–2030 11 Бюджет РФ — 50%, бюджет Амурской области — 50% У развивающегося города Зея в данный момент с другими населенными пунктами есть только автомобильное сообщение
Строительство железнодорожного транзитного обхода читинского узла Читинская область 27 Организация транзитного потока в обход Читы, разгрузка мощностей Забайкальской железной дороги 2008–2010 4,3 ОАО "РЖД" - 100% В настоящее время весь транзитный поездопоток следует через Читу
 
Источник: Забайкальская железная дорога, «Эксперт-Сибирь»