Атом. Организм. Общество. Атмосфера. Космос

Тренды
Москва, 17.05.2007
«Русский репортер» №1 (1)

Создана самая длинная нанотрубка

Фото: STONE/Fotobank; Reuters

В Университете Цинциннати синтезировали самые длинные нанотрубки, полые углеродные цилиндры со стенкой толщиной в один атом. Как сообщает пресс-релиз университета, их длина два сантиметра, а диаметр в 900 тысяч раз меньше.

Нанотрубки известны необычайной жесткостью и прочностью. Считается, что именно из таких структур рано или поздно удастся создать тросы для космического лифта — однако пока их длина измерялась микронами, говорить об этом было явно рано.

Расшифрован геном серого опоссума

Южноамериканский серый опоссум — первое сумчатое млекопитающее, чью последовательность ДНК удалось расшифровать, сообщает консорциум ученых из США, Канады, Великобритании и Австралии в свежем номере журнала Nature. Небольшой зверек обитает в джунглях Боливии, Бразилии, Парагвая и во многих лабораториях мира служит модельным объектом для медицинских и физиологических исследований. Считается, что происхождение опоссумов более древнее, чем других животных. Именно из-за древности геном опоссума так интересен — это прекрасный объект для сравнения с другими, более «молодыми» геномами, в том числе и человека.

После расшифровки всех 9 пар хромосом (у человека — 23), стало известно, что у опоссума около 20 тысяч генов, кодирующих белки. Примерно столько же насчитывает и  геном человека. Большинство этих генов идентичны генам других плацентарных млекопитающих. Но исследователи обнаружили множество отличий в некодирующих областях ДНК — там, где расположены элементы, которые регулируют активность всей молекулярной машины клетки. Природа, видимо, нечасто создает новые гены и белки. Вместо этого эволюция изменяет механизмы контроля: одних белков синтезируется меньше, других — больше.

«Мужественных» женщин чаще насилуют

Фото: STONE/Fotobank; Reuters

Женщины с мужскими чертами личности гораздо чаще подвергаются сексуальным домогательствам — такой вывод делает канадский психолог Дженнифер Бердал в недавнем номере Journal of Applied Psychology.

Она обследовала две группы женщин. В одной были те, у кого ярко выражены черты, обычно приписываемые мужчинам, — твердость, лидерские способности и т.д., а в другой — те, чей характер был более женственным (нежность, мягкость, теплота). Испытуемые отвечали, как часто они сталкивались с такими формами домогательства, как сексистские шутки, попытки завязать сексуальные отношения, агрессия в ответ на отказ заниматься сексом. Женщины с выраженными мужскими качествами сталкивались с этим в полтора раза чаще.

Африканские молнии провоцируют ураганы в США

Грозы в Восточной Африке являются одной из причин разрушительных ураганов, атакующих Атлантическое побережье США. К такому выводу пришли ученые из Университета Тель-Авива (их исследование опубликовано в свежем номере Geophysical Research Letters). Они сумели доказать, что между молниями, бьющими на Эфиопском нагорье, и катастрофами типа урагана «Катрина» есть связь. Исследователи утверждают, что две три всех атлантических ураганов начинались после интенсивных гроз в Восточной Африке.

Климатологи любят шутить, что взмах крыла бабочки в Шанхае может вызвать ливень в Париже. Связь между разными событиями в атмосфере бывает очень сложной, и далеко не всегда ее можно предсказать. Но иногда это удается.

На Титане нашли молекулы похожие на белки

Фото: STONE/Fotobank; Reuters

Вдали от Земли могут появляться молекулы сопоставимые с белковыми. Два года назад зонд Huygens совершил посадку на Титане, спутнике Сатурна. Прежде чем сломаться, аппарат успел передать данные о том, что местная атмосфера состоит из сложного «органического коктейля». Оставалось, однако, неизвестным, откуда на холодном (-200 градусов С) Титане такая сложная органика.

Исследователи из Юго-Западного исследовательского института в Сан-Антонио (штат Техас) разрешили эту загадку, обработав данные аппарата Cassini. Результаты этой работы опубликованы в журнале Science. Оказалось, что «коктейль» образуется из простых веществ — метана и азота через цепь химических реакций. В итоге образуются молекулярные комплексы весом до 8000 дальтон, названные «толинами». Вес многих белков в живых организмах — около 6-7 тысяч дальтон. То есть, синтез предшественников живой материи — скорее правило во Вселенной, чем исключение.

№1 (1) 17 мая 2007