Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Феминистки тоже прячут тело

2007

Одежда — отражение наших взглядов на жизнь. Выбираем мы «сексуальные» вещи или, наоборот, «интел­лектуальные» — в любом случае мы хотим что-то этим сказать миру. Но есть и экстремальные случаи — когда речь идет уже не о личных вкусах, а об идеологии или даже религии. В этом смысле весьма показателен дресс-код мусульманских женщин

Иран начинается с хиджаба. Во всяком случае, для женщин: прикрыть им голову предлагают уже в аэропорту Тегерана. За соблюдением конституции Исламской Республики Иран с 1979 года зорко следят полицейские. И хотя в страну все больше проникает западная культура, «философию хиджаба» разделяет большинство.

Иранской женщине запрещено петь и танцевать. Конечно, иранки поют — но только хором. И танцуют — но только на свадьбах и в кругу близких. Они уверяют, что давно перестали замечать все эти ограничения и часто повторяют популярную в Иране поговорку: «Иранские мужья делятся на два типа: первые боятся своих жен, а вторые — очень боятся своих жен».

«В 1979 году женщины выбрали хиджаб средством борьбы против шахского режима. Тогда хиджаб символизировал для них свободу, — говорит советник по вопросам культуры, руководитель культурного центра при иранском посольстве в Москве Мехди Иманипур. — Но не такую, какой ее видит Запад. Разумеется, всегда есть люди, которые не желают принять общий выбор. Но демократия — это выбор большинства, и его нужно уважать. Хотя мы даем относительную свободу и несогласным». Под «относительной свободой» понимается способ ношения хиджаба. Сегодня в крупных городах: Тегеране и Исфахане — большинство девушек и молодых женщин заменяют хиджабы платками всевозможных расцветок. Многие из них носят платки практически на макушке, открывая чужим взглядам уложенные и выкрашенные по европейской моде волосы. Кроме того, девушки не знают ограничений в косметике. И полицейские — неизменный атрибут общественных мест в Иране — смотрят на такое отступление от норм сквозь пальцы. А вот во времена имама Хомейни, который моментально пресекал любой намек на пренебрежительное отношение к исламским ценностям, такой наряд был недопустим. Тогда широкую огласку получил случай с иранским телевидением. Оно выпустило в эфир передачу, посвященную 1400-летию дочери пророка Мухаммеда Фатимы. Авторы останавливали на улице женщин и спрашивали, хотят ли они быть похожими на Фатиму и насколько преуспели в этом стремлении. И вдруг одна из девушек заявила, что ее героиней является, скорее, современная кинозвезда из японских сериалов, чем дочка пророка, жившая 1400 лет назад. Имам незамедлительно направил в дирекцию иранского радио и телевидения письмо с требованием отдать под суд авторов передачи. После судебного разбирательства их приговорили к 4 годам тюремного заключения и 50 ударам плетью каждого. Правда, отведать плети они не успели: имам простил их за былые заслуги перед отечеством.

А теперь иранское телевидение в избытке транслирует кинокартины американского и европейского производства. Из них женщины узнают, что есть другая жизнь — без хиджабов и строгого исполнения требований религии.

Студентка четвертого курса университета Лейла говорит, что не желает, закутавшись в хиджаб, смотреть на красивую жизнь только по телевизору — ей нравится западный образ жизни, и она была бы не прочь уехать из Ирана. «Но для этого нужно получить разрешение от отца, — вздыхает она. — И надеяться, что прежде он не решит выдать меня замуж. Вот я сейчас говорю с вами, а сама думаю: только бы никто не услышал, что я не хочу носить хиджаб. В нашей стране это позор».

А вот студентка Фахима давно постигла суть хиджаба: сама, без постороннего принуждения начала покрывать голову, когда ей исполнилось пять лет, хотя девочки должны надевать платок только с девяти. «В хиджабе я чувствую себя в безопасности, — говорит она. — Он оберегает женщин от мужчин, от их нескромных взглядов. Но не стоит думать, будто женщина, носящая хиджаб, всю жизнь сидит дома в углу. Наоборот, хиджаб, закрывая все самое красивое, позволяет нам выйти в общество, не остерегаясь мужчин».

Мехди Иманипур предлагает официальное объяснение: в каждом из нас, говорит он, две сущности — человеческая и половая. И так случилось, что в мужчине видят в первую очередь человека, а в женщине — сначала женщину и только потом человека или профессионала. А хиджаб как раз помогает увидеть в ней прежде всего человека и только затем — женщину. «На Западе говорят: хиджаб нужно отменить, чтобы мужчина и женщина были равны. Но нас не устраивает западный пример: там женщине дали свободу, и сразу же появилась сексуальная дискриминация. Женщины вроде получили равноправие, но их по-преж­нему продолжают использовать — редкая реклама обходится без эксплуатации женского образа. Почему феминистки одевают мешковатую одежду? Да потому что понимают: если женщина не будет скрывать свои половые признаки, в ней так и будут видеть только слабый пол».

О сути и достоинствах хиджаба рассказывают в иранских школах. Учат, что хиджаб призван укрепить семью, потому что женщина все самое красивое показывает исключительно своему мужу. А если девушка ходит на работу без хиджаба, кто-нибудь из коллег может соблазниться. «Хиджаб — гарантия прочности барака, — говорит Фахима. — Посмотрите, какой высокий процент разводов на Западе — гораздо выше, чем в Иране. Конечно, у нас в стране тоже, бывает, разводятся, но распадаются преимущественно те семьи, где женщины сдвигают платок на макушку». Правда, те, кто пользуется косметикой и сдвигает платок на макушку, как, например, Лейла, сомневаются, что хиджаб сможет удержать от развода, если «муж будет плохо обращаться».

Таких, как Лейла, в Иране немало. Сегодня общество иранских женщин разделилось на два лагеря: одни выступают за раскрытие хиджаба, другие — за его сохранение. Глядя на толпу иранок, шествующую по улицам больших городов, сразу видно, кто к какому лагерю принадлежит. Но девушек с платками на макушках становится все больше, и, возможно, настанет день, когда они снимут их совсем и выйдут на митинги, требуя отмены хиджаба. «Если такое произойдет и если несогласных с хиджабом будет большинство, нам останется только смириться, — говорит Мехди Иманипур. — Но лично я не думаю, что наш народ, в частности женщины, захочет отказаться от своей культуры и истории».

Многие просто не могут это сделать. Шахрияр, сотрудник иранских авиалиний в Москве, сам родом из Таджикистана, женат на иранке. Он постоянно предлагает жене снять хиджаб — хотя бы ради собственного удобства, ведь живут-то они в России. Но та отказывается. Говорит: «Любовь к хиджабу я впитала с молоком матери. Постигла его философию и приняла суть. Он возвышает меня если не в глазах окружающих, то в моих собственных. Я впустила хиджаб в свое сердце».

№7 (7)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама