Кто боится овербукинга?

Актуально
Москва, 15.11.2007
«Русский репортер» №24 (24)
Отдых в Египте — дело рискованное. Мечтая о море и хорошем сервисе, покупатели путевок могут неожиданно для себя нарваться на проблему овербукинга, когда отели принимают больше заказов, чем реально могут выполнить

Овербукинг случается каждый сезон, и отдыхающих, не успевших занять места согласно купленным путевкам, переселяют в отель похуже — как правило, дальше от моря. В этом году ситуация приобрела черты скандала. Санкт-петербургские туристические компании пожаловались в Российский союз туриндустрии (РСТ) на египетские гостиницы и агентства, которые не селят российских туристов в забронированные номера и даже оставляют их ночевать в холлах, предпочитая размещать европейцев. РСТ начал кампанию: опубликовал список гостиниц, нарушающих права туристов, сделал заявление для прессы о «гостиничном кризисе» в Египте и написал письмо египетскому министру туризма Зухейру Гарана с просьбой разобраться. Министерство туризма Египта создало специальную комиссию, а в минувшую субботу министр уже выступил с заявлением о том, что «любые нарушения со стороны гостиниц или туристических компаний будут караться строгими санкциями». При этом, признавая наличие кризиса, министерство отвергает вероятность намеренного оскорбления россиян.

Звоним в египетскую гостиницу Steigenberger Al Dau Club, упомянутую в списке нарушителей. Менеджер отеля Ясер Хасан говорит: «Да, был кризис в октябре. Все испугались ехать в Турцию в этом году и поехали в Египет. Но проблема уже решена. Наш отель никогда не оставлял туристов без комнат — их заселяли в такую же гостиницу или классом выше».

Еще один обвиняемый — турфирма TEZ Tour, крупнейший оператор по Египту и Турции. Пиар-директор фирмы Марина Макаркова поясняет ситуацию: «Овербукинг в Египте действительно бывает. Практика перепродаж существует и в отелях, и в авиакомпаниях: 3–5% мест продается дважды с тем, чтобы они не пустовали, если кто-то в последний момент откажется от поездки. Но процессом нужно уметь управлять. В Египте пока не получается это делать так, как в Швейцарии. Непростая ситуация с расселением российских туристов произошла из-за активности европейцев. Традиционно они бронируют места за 6–8 месяцев, их квота составляет примерно 30%. Но в этом году немцев и англичан стало больше — они забронировали в отелях примерно 80% мест. Параллельно отели подтверждали заказы и российскому рынку — на случай если не сложится с Европой. Но западные компании оплатили свои места. По этой причине российские операторы отказывают агентствам в бронировании популярных отелей или переселяют их клиентов уже в Египте».

У крупных туроператоров есть деньги не только на заказ, но и на выкуп номера в гостинице. У агентств второго эшелона таких средств нет

Примерно то же самое говорит представитель туристической фирмы «Инком-Пресс», также работающей по египетскому направлению: у крупных тур­агентств есть деньги не только на заказ, но и на выкуп номера в  гостинице. У агентств второго эшелона таких средств нет — они только заказывают. И в этом случае действительно можно пасть жертвой овербукинга: гостиница всегда предпочитает тех, кто уже заплатил.

Выходит, риски появляются в тех случаях, когда номера не выкуплены, а лишь забронированы. Причем, европейские фирмы всегда их выкупают, а среди российских это могут себе позволить только самые крупные. Следует ли из этого, что египтяне нанесли нам национальное оскорбление, предпочтя европейцев? По логике турфирм, чьи клиенты стали жертвой кризиса, — безусловно: мол, наших бьют! По логике туриста, которому хочется теплого моря и хорошего сервиса, виноват тот, кому он заплатил деньги.

Наши турфирмы все как одна утверждают, что Египет был и останется самым востребованным зимним направлением: альтернативы ему по соотношению цена-качество нет, говорят они. А значит, кризисы будут случаться и дальше. Просто на этот раз благодаря неожиданному притоку туристов из других стран застарелая проблема вызвала громкий скандал, и государственные органы Египта были вынуждены реагировать.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №24 (24) 15 ноября 2007
    Конфликт
    Содержание:
    О Грузии — без злорадства

    Редакционная статья

    Афиша
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Репортаж
    Путешествие
    Реклама