Правая рука вместо левой ноги

Актуально
Москва, 18.08.2011
«Русский репортер» №32 (210)
Преддверие парламентской кампании охарактеризовалось, с одной стороны, появлением при «Единой России» Общероссийского народного фронта и проведением праймериз. С другой стороны, на политическую авансцену вышло обновленное «Правое дело» во главе с Михаилом Прохоровым. «РР» разбирался, что объединяет эти процессы

Фото: Всеволод Инютин

— О какой демократии может идти речь? Когда я, депутат Госдумы, не могу в порядке самовыдвижения выйти на праймериз в Москве, которые я раньше неоднократно выигрывал, а представитель ОНФ — может… Это находится за пределами моего сознания! — жалуется депутат-едино­росс Константин Затулин, которого, как и большинство членов лужковской команды, от «предвыборов» отстранили решением московской партконференции «ЕР». В итоге Затулин был вынужден идти на праймериз в Нижнем Новгороде, где оказался в конце списка. И неудивительно: это в Москве его знают, а для Нижнего он — типичный варяг.

«Единая Россия» и раньше практиковала предварительные голосования, призванные, в теории, выявить наиболее достойных кандидатов. Начало было положено в 2007 году, накануне прошлых выборов в Госдуму. Тогда Вячеслав Володин, секретарь президиума генсовета партии, говорил: «Мы хотим провести партийные праймериз, чтобы сделать отбор кандидатов более прозрачным и демократичным».

Но с самого начала все пошло по незапланированному сценарию. В большинстве случаев результаты праймериз очень слабо учитывались при составлении реальных списков или дело заканчивалось скандалами. Например, во время предварительных выборов единоросс, губернатор Архангельской области Николай Киселев показал крайне низкий результат и… просто не стал официально публиковать итоги праймериз.

Предварительные выборы 2009 года прошли накануне региональных и муниципальных выборов, и у руководящих органов партии и даже просто мэров-единороссов неожиданно появилась привилегия вычеркивать людей из списков, составленных по итогам «предвыборов». Так, мэр Новосибирска Владимир Городецкий изменил списки победителей в трех округах города. А молодой вице-мэр Североуральска Дмитрий Волосняков, дважды побеждавший на праймериз, в итоге так и не стал кандидатом от партии власти на выборах.

— Даже в самой «Единой России» процедуру праймериз как попытку демократизировать партию всерьез не воспринимают. К ней относятся как к формальности или, скорее, как к части аппаратной борьбы, — делится с нами своими соображениями профессор факультета политологии МГУ Ростислав Туровский.

И действительно, когда под флагом расширения социальной базы через ОНФ из списка кандидатов выдавливают ставших не­угодными Затулина и компанию (или Александра Хинштейна, которого из Нижнего Новгорода выбили в Самару), это выглядит именно аппаратным противостоянием разных групп.

В этих условиях оживить подготовку к выборам призвано появление обновленного «Правого дела» под руководством главы группы «ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова. Он предпочитает говорить о своей партии как о новой партии власти. То есть вместо «Справедливой России» — как мы помним, «левой ноги» власти — появилась своего рода «правая рука». Дейст­вительно, крупнейшему бизнесмену странно было бы становиться в решительную оппозицию. Да широкому избирателю и неважно, какая там у «правых» программа. Достаточно будет во время предвыборной агитации упомянуть, что их возглавляет миллиардер, да еще «из Куршевеля».

Поэтому люди Михаила Прохорова просто понемножку делают рутинную, идеологически не слишком выразительную партийную работу. Добавили цвета имперского флага в символику и рекрутировали в партию людей, которые могут понравиться разным группам: борца с наркоторговцами Евгения Ройзмана, соорганизатора первых «русских маршей» Виктора Милитарева (при этом Прохоров у себя в блоге обеими руками отмахивается от национализма) и социального активиста из Калининграда Константина Дорошка, устроившего крупнейший митинг протеста.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №32 (210) 18 августа 2011
    Беспорядки
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Реклама