Трендовые новости

Тренды
Москва, 01.12.2011
«Русский репортер» №47 (225)

Фотография

Новосибирские ученые из Института систематики и экологии животных СО РАН установили, что обитатели муравейника не все на одно лицо, а с раннего возраста посвящают себя различным видам деятельности, которые требуют самых разных качеств. Одни муравьи становятся «интеллектуальной элитой» и способны передавать сведения о местонахождении источника пищи, другим уготована участь «живых вагончиков», которые эту пищу транспортируют. И лишь те, кто смолоду обладает способностью пожертвовать собой, становятся профессиональными охранниками. Подобно тому как психологи исследуют раннюю профессиональную ориентацию у подростков, новосибирские исследователи предлагают молодым муравьям батарею тестов, выявляя уровень их интеллекта, проворства, изворотливости и, наконец, способности к самопожертвованию. В экспериментах будущие муравьи-охранники смело нападают на жужелицу, несмотря на неравные силы, тогда как представители других «профессий» скрываются с поля боя.

15 скелетов раскопали палеонтологи в монгольской пустыне Гоби.

Эти скелеты когда-то принадлежали детенышам травоядных динозавров протоцератопсов — они были совсем малютками и жили в гнезде, где их погубила песчаная буря. Взрослые протоцератопсы достигали примерно полуметра в холке и 180 см в длину и были обильно рогаты. Они жили стадами, пока не вымерли 70 млн лет назад. Теперь вот оказывается, что родители заботились о потомстве и, как могли, обустраивали свои гнезда.

Очень устойчивый паук

Большого успеха достиг международный консорциум ученых из Европы и обеих Америк: наконец расшифрован геном паутинного клеща Tetranychus urticae — первый геном пауко­образного. Паутинный клещ известен тем, что невероятно быстро приспосабливается к пестицидам. Чтобы раскрыть загадку живучести, ученые сравнили его гены с генами других животных. Много общего обнаружилось даже с человеком, но главным было сравнение с прочими членистоногими. Методом исключения можно найти гены устойчивости к нашим химикатам.

Телескопы ищут лепестки

Российская обсерватория «Радиоастрон» провела первые наблюдения в режиме интерферометра. Это означает, что десятиметровая антенна, летающая вокруг Земли, работала совместно с несколькими наземными радиотелескопами: российской системой «Квазар», 70-метровой антенной в Евпатории, японским телескопом и двумя 100-метровыми антеннами в Германии и США. Эти устройства направляли на одну и ту же нейтронную звезду, а полученные радиосигналы передавали в центр обработки данных в Москве. Там их по сложной математической программе сводили вместе и получали изображение звезды. Такая процедура в астрономии почему-то называется «поиск лепестков». Первые эксперименты прошли удачно. (1)

Было мало кислорода

В жидком ядре Земли почти нет кислорода — такой вывод сделали китайские ученые после серии сейсмических измерений. Жидкое ядро находится под мантией и над твердым ядром. Раньше считалось, что оно состоит из железа с примесями, главной из которых должен быть кислород. Это вытекало из основных гипотез об образовании нашей планеты. Китайцы теоретизировать не стали, а произвели серию точных измерений сейсмических волн. Оказалось, что в жидком ядре нет ранее предполагавшихся 10% кислорода, — иначе динамика волн была бы другая. Значит, их не было и при рождении Земли. (2)

Биологическую бомбу заложили в криогении

Есть такой термин — кембрийский взрыв. Его используют биологи, говоря о внезапном появлении множества животных в кембрийском периоде, 542–488 млн лет назад. Палеонтологи находят очень немного окаменелых останков многоклеточных, живших в более ранние времна, а то, что находят, невозможно определить. Например, вендскую биоту (635–542 млн лет назад) — все эти плоские «перья» и «мешки» — нельзя причислить ни к какой группе животных. Эта загадка еще со времен Дарвина не давала ученым спать, ведь получается, что разом возникли рот, кишечник, мускулатура и нервная система. И мгновенно — по эволюционным меркам — появилось множество видов со всеми этими инструментами.

Найти объяснение попытались американские ученые: они смоделировали что-то вроде генетических часов, посчитав, с какой скоростью могли идти мутации и сколько времени потребовалось бы для подготовки «взрыва». Сравнив гены множества организмов, они пришли к выводу, что все случилось приблизительно 800 млн лет назад. Именно тогда, в периоде, именуемом криогений, особо продвинутые многоклеточные накопили эволюционные изменения. А широко распространиться им не позволил климат: холодно было очень, ледник до экватора доходил. (3)

Человек заражает животных

Бактерии очень быстро вырабатывают устойчивость к новым антибиотикам, если последние начинают широко применяться. Считается, что широко использовать аналоги этих лекарств нельзя и при лечении животных, потому что тогда микробы эволюционируют на фермах, а затем выходят в люди. Проверить, так ли это, взялись ветеринары из Великобритании и Канады. Они взяли 5200 проб сальмонеллы в одном регионе одновременно у людей и животных. Оказалось, что из двадцати двух общих типов устойчивости к антибиотикам только пять были сначала обнаружены у животных, а затем уже у людей. Остальные находили либо одновременно у тех и других, либо изначально у людей. И вообще, как выяснилось, большая часть типов устойчивости у «животных» и «человеческих» микробов разная. Наиболее вероятно, что как раз люди заражают животных устойчивыми к лекарствам бактериями, а не наоборот, считают ветеринары. (4)

Источники:  (1) http://www.asc.rssi.ru/radioastron/news/news_ru.pdf. (2) Haijun Huang et al. // Nature. 2011. V. 479. P. 513–516. (3) Erwin et al. // Science. 2011. V. 334. P. 1091–1097. (4) Mather A. E. et al. // Proc. R. Soc. B doi: 10.1098/rspb.2011.1975.

№47 (225) 1 декабря 2011