Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Трендовые новости

2012

Комментарий

«Сельское хозяйство распространялось с помощью миграции»

Известно, что первыми сельское хозяйство освоили жители Средиземноморья и Ближнего Востока. А как научились сажать и сеять остальные народы, например те, кто жил в далекой и холодной Скандинавии? До сих пор среди историков шли дискуссии о том, сами ли северяне додумались до сельского хозяйства или им помогли мигранты с юга. Точку в этом споре поставили генетики

Мы проанализировали большое количество ДНК из останков людей, которые занимались фермерством на территории нынешней Швеции примерно 5000 лет назад. Мы сравнивали ее с ДНК охотников-собирателей, которые жили здесь в то же время, и с ДНК современных людей.

Оказалось, что гены древних земледельцев похожи на гены нынешних жителей Средиземноморья — Кипра и Сардинии. А охотники-собиратели наиболее близки к жителям современной Северной Европы.

Новые исследования ДНК останков помогли доказать, что сельское хозяйство пришло в Европу вместе с древними переселенцами. Они ставят под сомнение альтернативную теорию — что сельское хозяйство было развито жившими в Европе племенами, которые до этого занимались охотой и собирательством, а затем стали делиться новым опытом друг с другом.

Полученные результаты удивили нас: выкопать останки возрастом 5000 лет в Западной Швеции и обнаружить, что их генетический состав очень схож с ДНК современных южных европейцев, — это одно из самых прямых доказательств распространения сельского хозяйства с помощью миграции, какое только можно было надеяться получить.

Понтус Скоглунд, эволюционный генетик и ведущий автор исследования, проведенного в Уппсальском университете (Швеция)

Записала Екатерина Синельщикова

Горячие Юпитеры вышвыривают планеты вон

Американские ученые проанализировали 63 системы экзопланет, в которых присутствуют так называемые горячие Юпитеры, то есть планеты, обладающие массой Юпитера, но находящиеся на очень близком расстоянии от своей Звезды: если в Солнечной системе Юпитер — пятая по счету планета, то «горячий Юпитер» находился бы непосредственно возле Солнца.

Исследователи пришли к выводу, что «горячие Юпитеры» изначально тоже могли находиться на окраине звездной системы, но в какой-то момент стали мигрировать к центру. Сошедший со своей орбиты «Юпитер» раскручивал планеты, которые встречались на его пути, и вышвыривал их во Вселенную. Ученые считают, что в системах с «горячим Юпитером» жизнь зародиться не может: все планеты, на которых могла бы теоретически быть жизнь, давно выброшены горячим гигантом и одиноко летают в межгалактическом пространстве. (1)

Цвет тайно влияет на мозг

Даже небольшое изменение цветового баланса при просмотре кино может повлиять на эмоции человека. Ученые из СПбГУ поставили эксперимент: они показывали испытуемым видеосюжеты и замеряли показатели работы их мозга.

Потом те же самые кадры демонстрировали, чуть изменив баланс синего или красного цвета (это несложно сделать даже на самом простом видеоплеере). Оказалось, что активность коры головного мозга была уже иной. При этом сами испытуемые не заметили манипуляций с цветом. «Полученные результаты указывают на возможность влияния неосознаваемого восприятия цветовых характеристик зрительных стимулов на эмоциональное состояние человека», — пишут авторы работы. (2)

Через кожу можно управлять ногами

Большая группа ученых из Москвы, Санкт-Петербурга и Лос-Анджелеса разработала систему, позволяющую воздействовать на спинной мозг. На здоровых испытуемых показано, что электрическая стимуляция через кожу с частотами 5–40 Гц вызывает шагательные движения ног. Если частоту увеличивали, движения быстрее не становились, зато длина шага возрастала.

В организацию движения были вовлечены и тазобедренный, и коленный, и голеностопный суставы. Предполагается, что такая методика может помочь людям с нарушениями работы спинного мозга. (3)

Хорошие бактерии объявляют войну плохим

Нехватка новых антибиотиков — одна из острых проблем борьбы с инфекциями, поскольку многие микробы уже приспособились к тому, что есть в сегодняшних аптеках. Помощь человеку в борьбе с бактериями могут оказать другие бактерии.

Российские ученые обнаружили, что в обычной почве живет организм под названием Bacillus megaterium. С его помощью удалось создать девять разных антибиотиков, которые способны бороться с инфекциями. Например, они успешно поражают бактерию Staphylococcus aureus, устойчивую к другим лекарствам. (4)

Источники: (1) J. H. Steffen et al. Kepler constraints on planets near hot Jupiters // PNAS. Published online.  2012. 7 May.(2) В. В. Хороших, В. Ю. Иванова, Г. А. Куликов // «Физиология человека», № 2, 2012, С. 14-22  (3) Р. М. Гродничев и др. // «Физиология человека» № 2, 2012, С. 46-56 (4) И. А. Маланичева  и др. // «Микробиология»,  № 2, Март-Апрель 2012, С. 196-204

№19 (248)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram

Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

Инстаграм как бизнес-инструмент

Как увеличивать доходы , используя новые технологии

Армения для малых и средних экспортеров

С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

Российский IT - рынок подошел к триллиону