Свой первый официальный визит в новом качестве Путин совершил в Китай. Почему — становится ясно, если оценить структуру внешней торговли России. Слишком много яиц мы сложили в «корзину» торговли с ЕС, который стоит на пороге кризиса. По сути, развитие торговли с Китаем становится условием экономического роста самой России
В прошлом году Китай вышел на первое место среди российских торговых партнеров, оттеснив традиционных лидеров — Голландию и Германию. Объем российско-китайского товарооборота приблизился к 100 млрд долларов.
Однако если рассматривать не отдельные страны ЕС, а Евросоюз в целом, его позиции в российской внешней торговле по-прежнему очень сильны: товарооборот с 27 странами ЕС почти впятеро превышает российско-китайскую торговлю. Именно на Европу приходится три четверти проданной за рубеж российской нефти, 60% газа, половина каменного угля и треть черных металлов. Доля Китая по этим позициям колеблется в пределах 10%, хотя и начала быстро расти в последние годы по важнейшим для России товарам — нефти и газу.
Впрочем, именно с газом связано и главное разочарование нынешнего визита. Странам уже несколько лет не удается подписать 30-летний контракт на поставки газа примерной стоимостью триллион долларов: «Газпром» и китайские власти не могут сойтись в цене. Не удалось заключить этот контракт и во время нынешнего визита. Ограничились подписанием «дорожной карты» по сотрудничеству в сфере атомной энергетики и соглашением о создании совместного инвестфонда на 2 млрд долларов. 70% этих денег будут инвестированы в проекты на территории России.