Кто хочет стать замминистра?

Актуально
Москва, 30.08.2012
«Русский репортер» №34 (263)
В сентябре в России должна начаться «кадровая революция»: впервые пять заместителей министров будут выбраны методом открытых конкурсных отборов, а не назначены кулуарно. Корреспондент «РР» поучаствовал в разработке критериев отбора кандидатов и самой процедуры конкурса, которая на днях была представлена публике

Фото: Александр Миридонов/Коммерсант

— А почему вообще не отказаться от гражданства России как обязательного критерия участия в конкурсе?

— Закон о госслужбе не разрешает.

— Так давайте поставим условие: выигрываешь конкурс — обязан принять российское гражданство…

Аудитория задумывается. Потом начинаются споры, и в конце концов все соглашаются: идея интересная, но слишком уж радикальная — давайте ее запишем, но оставим на будущее. А то заказчик разработки процедуры конкурсных отборов в лице открытого правительства такой радикализм может и не оценить…

Место действия — теплоход «Ленин», мы плывем где-то между Мышкиным и Костромой. Несколько десятков человек из Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Российского управленческого сообщества, независимые эксперты и примкнувший к ним корреспондент «РР» оккупировали закуток на второй палубе и обсуждают, по сути, революцию в системе подбора управленческих кадров. Через неделю идеи, высказанные на этом собрании, лягут на стол министра по делам открытого правительства Михаила Абызова, а потом будут оглашены публично.

Первые конкурсные отборы пройдут в сентябре, на кону пять должностей — заместителей министров энергетики и транспорта, а также заместителей руководителей Росстата, Роструда и Роспотребнадзора.

Зачем это надо

Впервые о возможности открытых конкурсов на замещение должностей уровня заместителя министра еще весной сказал Дмитрий Медведев. Разработать процедуру поручили экспертам Агентства стратегических инициатив — возможно, потому, что руководство АСИ само попало на свои должности именно в результате открытого конкурса. Смелость идеи оценили даже те, кто относится к ней скорее скептически, как, например, Сергей Воробьев, председатель совета директоров Ward Howell — фирмы, которую привлекают для подбора высших управленческих кадров.

— Сегодня круг компетенций, по которым в России подбирают чиновников, удивительно целостный и начинается с трех качеств: лояльность, лояльность и еще раз лояльность, а уж потом все остальное, — объяснял Сергей Воробьев корреспонденту «РР». — Из-за этого порода управленцев в России, конечно, деградирует. И если экспериментом в виде открытых конкурсов эта практика будет разорвана и вместо лояльности на первый план выйдут другие качества, это будет прорыв! Независимо даже от того, насколько успешными окажутся итоги конкурсов.

Формально у нас и сейчас любой человек может попробовать попасть по конкурсу на государственную службу — эта процедура описана в законе о госслужбе. Однако закон не предусматривает конкурсов на должности министра и замминистра, кроме того, процедура настолько сложна, что человеку не из чиновничьей системы пройти ее нереально.

— Когда год назад я проходил открытый конкурс на замещение должности в АСИ, то узнал много новых слов, — вспоминает в разговоре с «РР» Дмитрий Песков, который сейчас руководит разработкой процедуры конкурсных отборов. — Например, я впервые услышал слово «ФОИВ» и спросил: «Что это такое?» Оказалось, «федеральный орган исполнительной власти». Потом выяснилось, что есть еще всякие ОИВы, РАИВы, 79-й закон, определяющий жутко сложную, несовременную процедуру конкурсов, при которой документы на участие нельзя подать онлайн, нужно собрать кучу бессмысленных справок. Это такой «китайский» бюрократический язык, и если вы его не знаете, то на госслужбу не попадете. За год я основные «иероглифы» как-то выучил и понял, что их незнание не очень мешает работе. И есть предположение, что, позволив приходить на госслужбу без знания бюрократического «китайского», мы значительно увеличим количество адекватных людей, принимающих решения в нашем государстве.

Дмитрий Песков рассказывает, что на этапе, когда они только начинали разрабатывать условия конкурсного отбора, чиновники отказываться от «китайского» не собирались.

— Изначально хотели задать такую высокую планку требований, что, когда мы обсуждали это с руководителем одного из ведомств, я его честно спросил: «Вы на старте конкурса хотите получить двух кандидатов или одного?» Это было абсолютно неприемлемо, — говорит Песков.

Нынешние требования, как надеются представители АСИ, позволят обеспечить конкурс в двести, а то и тысячу человек на место. Все потому, что для кандидатов оставили лишь два главных требования: российское гражданство и семь лет управленческого опыта, причем необязательно на госслужбе (таким образом, организаторы хотят привлечь людей из бизнеса, вузовской среды). Все остальное — профессиональные знания, способность работать в команде и над проектами — определится в ходе трехэтапного конкурса.

Как это будет

Первый этап пройдет в начале сентября — все желающие могут подать заявку на участие в конкурсном отборе на федеральном портале управленческих кадров. Необходимо будет заполнить подробную анкету и описать как все профессиональные достижения, так и неудачи. Здесь же предлагается выполнить тестовое задание: написать эссе на заданную тему и докладную записку о стратегии развития той или иной отрасли.

Эксперты оценят кандидатов, и двадцать человек по каждому ведомству будут допущены до очного конкурса. В его программе полномасштабное тестирование участников и деловая командная игра. После этого этапа останется по три претендента на каждую должность. Окончательный выбор сделает экспертная комиссия из одиннадцати человек, где пять будут представлять министерство, куда кандидат хочет устроиться на работу, а шесть — независимые эксперты. Не исключено, что среди них окажется и Дмитрий Медведев, — в этом случае итоговый отбор пройдет 20–24 сентября на инвестиционном форуме в Сочи.

Дмитрий Песков придумал, как правильно выбирать заместителей министров на открытом конкурсе rep_263_030-2.jpg Фото: Елена Пальм/Интерпресс/ИТАР-ТАСС
Дмитрий Песков придумал, как правильно выбирать заместителей министров на открытом конкурсе
Фото: Елена Пальм/Интерпресс/ИТАР-ТАСС

Конечно, у процедуры публичных выборов чиновников есть не только плюсы. Сергей Воробьев из Ward Howell открыто называет некоторые из проблем:

— Не исключено, что на публичный конкурс не решатся пойти многие достойные кандидаты, потому что, если человек успешно работает и вдруг проиграет, это может отразиться на его карьере. Кроме того, не всегда подходящего человека можно отобрать публично. Вообще, мы как специалисты по поиску руководителей высшего звена привыкли работать, конечно, в закрытом режиме. Так спокойнее: вы же знаете, что тяжело изнасиловать женщину на Красной площади — советами замучают. Но в данном случае попытка важнее результата. Как я понимаю, руководство страны считает, что за счет максимальной открытости будут восстановлены легитимность и доверие народа к принципам формирования власти, а значит, и к самой власти.

Эффективность этой модели подбора кадров должны показать уже первые конкурсы. Тогда же станет ясно, получит ли эта история продолжение.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №34 (263) 30 августа 2012
    Районная школа
    Содержание:
    Реклама