Фильмы

Афиша
Москва, 07.02.2013
«Русский репортер» №5 (283)

Иллюстрация: Эксперт Online

Мастер

Пол Томас Андерсон

Мнение

Мастер мастера боится

В прокат выходит «Мастер» Пола Томаса Андерсона — эпическое произведение, претендующее на статус главного американского фильма года и «мгновенной классики».

Послевоенная Америка. Молодой одиночка, контуженый ветеран Второй мировой, мается от наступившего мира и не находит себе места среди окружающего благолепия, пока не встречает харизматичного парня постарше, который только что изобрел новое и крайне модное учение, впоследствии ставшее известным как сайентология. Этот прагматик берет психически неуравновешенного морпеха под свою опеку и проверяет на нем, как на подопытном кролике, свои сомнительные идеи и свою способность к различным манипуляциям.

Пол Томас Андерсон — очень хороший режиссер. Мастер вообще и мастер большой формы в частности. Чем дальше, тем более амбициозными становятся его картины, разрастаясь по форме, но не особенно прибавляя в содержании. И если форма становится все более отчетливой, скульптурной, то содержание, наоборот, тяготеет к абстрактности и едва не  становится клише.

Уже «Нефть» казалась высокопарной в своем стремлении поведать историю взлета и (грехо)падения пионера капитализма как откровение со всеми вытекающими: пафосом, перфекционизмом (свойственным скорее отличникам, чем гениям) и безошибочностью в правописании прописных истин.

«Мастер» идет еще дальше. Это, безусловно, визуальный шедевр, вернее — аудиовизуальный. Снятый частично на редкую пленку 65 мм в системе Panavision, которая придает изображению особую пластичность и глубину, он еще и озвучен отличной минималистской музыкой Джонни Гринвуда (гитариста Radiohead). Но общий эффект как от написанной главным героем книги по сайентологии — учения, которое, собственно, и разоблачает Андерсон.

Ирония в том, что стилистически он сближается со своим антигероем. Труды обоих хорошо и хитро написаны, только читать там, в общем-то, нечего.

Неудержимый

Уолтер Хилл

Киллер со стажем объединяется с детективом, чтобы найти и отомстить убийце своих друзей. Очередная реанимация жанра боевика и возвращение Сильвестра Сталлоне, который оказался живее всех живых еще в «Неудержимых». Уолтер Хилл — режиссер тоже старой закалки и ветеран американского кино, автор классических боевиков с человеческими лицами — «48 часов» и «Другие 48 часов».

Киллер Джо

Уильям Фридкин

Брат и сестра замышляют убийство матери, чтобы получить деньги по страховке. Для этого они нанимают Джо Купера — копа и профессионального киллера. Экранизация одноименной пьесы американца Трейси Леттса — ироничное и едкое кино об абсурде судьбы, которая превращает жизнь в кровавую воронку, засасывающую в себя всех вокруг. Режиссер — мастер «умного жанра» Фридкин («Изгоняющий дьявола», «Французский связной»).

В первый раз

Джон Каздан

Застенчивый Дэйв безнадежно влюблен в первую школьную красавицу, но однажды встречает очаровательную Обри, которая, в свою очередь, мечтает лишиться девственности с самодовольным мачо — «первым парнем на деревне», хотя он ей совершенно не подходит. Романтическая комедия о вечных проблемах подростков, фильм-участник последнего кинофестиваля «Сандэнс».

Калейдоскоп любви

Фернанду Мейреллиш

Несколько историй о людях из разных уголков света сплетены в единое повествование о природе секса и любви. Начинаясь в Вене, действие переносится в Париж, Лондон, Братиславу, Рио-де-Жанейро, Денвер и Феникс. Кинематографическая мозаика о состоянии современного мира, где все пересекаются со всеми — если не физически, то хотя бы виртуально.

У партнеров

    Реклама