Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Вертолет российской истории

2013

История нашего вертолетостроения очень показательна для нашей истории вообще. Последнюю можно так и изучать — «по вертолетам». Их создатель Игорь Сикорский после революции эмигрировал из России. Во время Первой мировой войны он успел добиться здесь выдающихся достижений в создании бомбардировщиков и истребителей. Начинал и те эксперименты, которые много лет спустя завершил в США успешным полетом машины, известной с тех пор всему миру как helicopter. Здесь и тема «России, которую мы потеряли», и показатель возможностей русской инженерной школы. Она смогла поделиться с миром крупными фигурами, но и себе оставить столько, что хватило на победу в войне с фашизмом и потом еще на почти полвека противостояния с самыми развитыми странами мира.

Одна беда — после той, первой «перестройки» 1917–1921 годов мы в области вертолетов стали в мире вторыми. А почти уже были первыми. О других областях говорить сейчас не будем, раз уж в качестве примера выбрали вертолеты.

После перестройки недавней, советско-послесоветской, как бы не стать третьими. Сейчас наши главные конкуренты — это по-прежнему американцы, но очень силен Eurocopter. Следим мы и за Японией.

По вертолетам отлично видно, что происходило после 1991 года. Инициированные новым правительством России экономические перемены, имевшие массовую политическую поддержку, пошли таким образом, что сделали самыми уязвимыми наиболее интеллектуальные части хозяйственной системы. Судьба конструкторских бюро Миля и Камова, пережитые ими огромные проблемы наглядно иллюстрируют то положение, в котором оказались КБ и НИИ. Причем, не преуменьшая трудностей наших героев, надо признать, что судьба многих оказалась хуже. Но мы сейчас только о вертолетах.

Парадоксальность такого результата реформ в том, что само их начало, горбачевское «ускорение», было нацелено именно на преодоление наметившегося технологического отставания от Запада. А уж когда в последовавшую за ним перестройку заговорили о глубоких экономических реформах, и вовсе подразумевался невиданный экономический рывок. На чем он должен был быть основан? Конечно же, на военно-промышленном комплексе.

Популярным стало ныне забытое слово «конверсия» (оборонных предприятий). А, ожидая от ВПК чудес, мы имели в виду прежде всего некие секретные до поры технологии (технологии «Бурана», как тогда говорили: тоже летает, хоть и не вертолет).

Научный потенциал «великой девятки» оборонных министерств включал почти тысячу институтов и конструкторских бюро, многие из которых занимались самыми передовыми разработками. Хотя к тому времени сформировался и раздражавший творческих конструкторов подход административной верхушки: мол, американцы это делают? Нет? Значит, и нам не надо. Ах, а вот это делают? Тогда беритесь!

Вторые… Но далеко не во всем наш ВПК был вторым. А в целом, экономически мы продолжали мечтать стать первыми. Удивительно вспоминать, но по валовым показателям производства в то время впереди в мире были только американцы.

В общем, полезно помнить, что экономический, а тем более технологический спад вовсе не входил в намерения политического руководства СССР и активно поддержавшей его научно-технической интеллигенции. Мы настолько свыклись с выражениями типа «цена реформ», что, может быть, уже забыли, что Горбачев вовсе не призывал всех и сразу затянуть пояса, он обещал куда более захватывающие перспективы.

Мы имеем тут дело с очень крупной неудачей, наследниками которой являемся. И ведь выросло целое поколение реформаторов, которые ничтоже сумняшеся уверяют, что «реформам» непременно надлежит быть непопулярными и приводить к «временным трудностям». Неудача эта недоосмысленная, недопонятая.

Но вернемся к вертолетам, тем более что эта часть истории способна вызвать оптимизм.

Их производство, как мы видим, удалось сохранить, а потом еще завод вложил прибыль в спасение КБ. Это яркий позитивный пример истории капитализма в России, показатель того, как он, собственно, должен работать. Консолидация отрасли, надеемся, поможет этим результатам закрепиться.

Вертолетному производству и КБ удалось сохранить неплохие позиции в мире, поскольку отрасль эта весьма консервативна. Данный пример показывает важность для нашей страны именно таких отраслей, чье технологическое долголетие выходит за рамки коротких инновационных циклов. Только на базе надежного индустриального уклада они смогут развиваться.

№26 (304)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама