Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Трендовые новости

2013

Комментарий

«Можно получить биологические объекты с принципиально новыми свойствами»

Юрий Рамазанов, директор Центра вихревых технологий

Российские ученые рассчитывают выращивать в космосе новые материалы, способные заменить живые ткани или даже органы. Для этого предлагается использовать вихревой биореактор, созданный в Новосибирске. Он будет функционировать благодаря силам, которые хорошо работают, когда не мешает гравитация. Уже сегодня различные микробы, с которыми провели эксперименты на космической станции, приобрели новые качества

На Земле на любой биологический объект воздействует земное притяжение. При отсутствии гравитации — правильнее: в условиях микрогравитации — процессы в живом организме на клеточном уровне идут по-другому. Это уже показали эксперименты, проведенные на космических станциях в пробирках. У биологических объектов появляются новые качества или изменяются имеющиеся.

Если иметь биореакторы, которые позволят вести длительные эксперименты в космосе, то можно получить биологические объекты с принципиально новыми свойствами. Например, бактерии, которые будут разлагать пластмассу.

Если брать химические процессы, то в космосе можно получать материалы с новыми характеристиками и свойствами, которых невозможно добиться на Земле. Задача жизнеобеспечения космонавтов при длительных полетах также намного упрощается, если иметь биореакторы, обеспечивающие перемешивание жидкости в условиях микрогравитации.

Предположение о возможности выращивания тканеподобных структур и, возможно, органов в условиях микрогравитации высказывают ученые США и других стран.

Записала Василиса Бабицкая

1 600 000 кв. км — такова площадь морских заповедников, которые экологи предлагают создать у побережья Антарктиды.

Это немногим меньше территории всей Западной Европы. Правда, окончательное решение пока еще не принято.

Решение присяжных зависит от их тревожности

Психологи из МГППУ решили проверить, от каких личностных качеств зависит решение присяжных. Первое, что выяснилось, — ни пол, ни возраст не оказывают серьезного влияния на выносимый вердикт. Дело в куда более тонких материях. Например, присяжные заседатели с высоким уровнем тревожности и низким уровнем самоконтроля более склонны считать, что подсудимые по уголовным делам о насильственных преступлениях заслуживают снисхождения. (1)

Млекопитающие выбирают пол своего потомства

Животные могут контролировать пол своих детенышей на этапе зачатия. Из-за того что сперматозоиды с двумя X-хромосомами, отвечающими за рождение «девочек», отличаются по форме от сперматозоидов
с X- и Y-хромосомами, формирующими мужской пол, они передвигаются с разной скоростью по репродуктивному каналу самки. И она может управлять их следованием к яйцеклетке.

По версии ученых из Стэнфордского университета, самки млекопитающих способны оценивать уровень своего здоровья и другие признаки, которые передадутся по наследству. Если гены у родителей плохие, животное допускает к своей яйцеклетке преимущественно «женские» сперматозоиды — тогда на свет появляются особи слабого пола. Если же со здоровьем у самца и самки все в порядке, рождаются детеныши- «мальчики». Они пользуются популярностью у противоположного пола и могут произвести больше потомства.

Автор исследования Джозеф Гарнер приводит в пример альфа-самцов в популяции львов, имеющих потомство от 10–15 самок. Ученые изучили родословные более 2300 животных нескольких сотен видов из зоопарка Сан-Диего за 90 лет и выяснили, что самки, рождавшие преимущественно детенышей мужского пола, имели в 2,7 раза больше внуков, чем те, у которых соотношение полов в помете было равным.

Исследователи предполагают, что программировать пол будущего ребенка способен и человеческий организм. По статистике, женщины с высоким социальным статусом чаще рождают сыновей, а в семьях с низким доходом появляются в основном девочки. (2)

Жир на животе провоцирует рак

Люди с абдоминальными (брюшными) жировыми отложениями гораздо больше подвержены риску сердечно-сосудистых и раковых заболеваний, чем люди с накоплениями жира, например, в области бедер. Жир, окружающий внутренние органы, выделяет токсины и провоцирует инфаркты миокарда, а также появление злокачественных опухолей.

Связь между локализацией жира и риском развития болезней ученые из больницы Бригхэма в Бостоне обнаружили при помощи компьютерной томографии. В эксперименте принимали участие 3086 человек. (3)

Террабайты информации спрячутся в стекле

Ученые из Англии и Нидерландов создали 5D-память. Названа она была так потому, что информация на устройство записывается с учетом пяти параметров наноструктур. В ходе эксперимента ученым удалось записать текстовый файл объемом 300 Кб. Сделано это было с помощью фемтосекундного лазера, а в качестве носителя использовалось кварцевое стекло, структура которого менялась на наноуровне. Один такой оптический диск сможет вместить 360 Тб информации, то есть в 7000 раз больше, чем современный Blu-Ray-диск. «Сложно представить, но мы создали первый документ, который сможет пережить человеческий род. (4)

Источники: (1) Калашникова А.С., Левочкина Н.С // Психология и право. 2013, № 2. (2) Joseph Garner et. al. Winning the Genetic Lottery // PLoS ONE Online journal.pone. July, 10, 2013. (3) Kathryn A. Britton et. al. // Journal of the American College of Cardiology. July, 10, 2013. online. (4) Extraordinary anisotropy of ultrafast laser writing in glass, 2013: Mindaugas Gecevic(ius et al.// Optics express, 2013, № 21(4). P. 3959–3968.

№28 (306)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram

Инстаграм как бизнес-инструмент

Как увеличивать доходы , используя новые технологии

Армения для малых и средних экспортеров

С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».

Российский IT - рынок подошел к триллиону