Фильмы

Афиша
Москва, 24.10.2013
«Русский репортер» №42 (320)

Иллюстрация: Эксперт Online

Уроки гармонии

Эмир Байгазин

Мнение

Таракан на электрическом стуле

На последнем Берлинском кинофестивале один из призов достался дебютной казахской драме «Уроки гармонии» Эмира Байгазина. Она же получила главный приз недавно завершившегося в Москве кинофестиваля «2morrow/Завтра».

Название картины, естественно, обманчиво и не обещает ничего прекраснодушного. «Уроки гармонии» — жесткий, алгебраически выстроенный фильм о физической и метафизической катастрофе под названием детство. Главный герой Аслан — подросток из казахской глуши, мальчик для битья в местной школе, вселенский «козел отпущения». Затравленный и униженный, в какой-то момент он начинает бить в ответ, и тут уже достается всем, включая посторонних.

Нельзя не отдать должное изобретательности режиссера, медленно ведущего героя от одного акта насилия, совсем бытового, к другому, более значительному. Ритуальное убийство овцы в начальной сцене оказывается прологом к целой серии кровавых инцидентов, постепенно превращающих Аслана из жертвы в монстра пострашнее своих мучителей, который, тем не менее, сохраняет ореол невинности.

Пытки тараканов на миниатюрном электрическом стуле, стравливание двух ящериц в стеклянной банке, изготовление и применение самодельного пистолета, пытки в казахском полицейском участке — все эти «аттракционы» сняты по-восточному бесстрастно (режиссера даже успели сравнить с Такеши Китано) и складываются не только в картину детского сознания, рождающего недетских чудовищ, но и в безжалостный портрет постсоветского пространства.

Режиссер не показывает сами убийства, остающиеся за кадром и отчасти заставляющие гадать, кто же именно их совершил. И это правильный ход для отражения мира, в котором наказание за преступление становится еще большим преступлением, а виновные неотличимы от тех, кто виноват меньше, и даже от тех, кто не виноват вообще.

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Мачете убивает

Роберт Родригес

Мачете прорывается в Мексику, чтобы поймать лидера карательного отряда и эксцентричного миллиардера, торгующего оружием, который, в свою очередь, лелеет мечту начать войну планетарного масштаба и запустить смертельно опасное оружие в космос. Еще один безумный боевик с элементами B-муви от неутомимого Роберта Родригеса, который придумал Мачете давным-давно в качестве второстепенного персонажа, а потом  превратил его в главного героя.

Ведьмы из Сугарра-мурди

Алекс де ла Иглесиа

Трое незадачливых воришек попадают в заколдованный город, находящийся под управлением коварных ведьм. Задача героев проста — унести отсюда ноги как можно скорее и не влюбиться в главную ведьму, успешно соблазняющую всех подряд. Новый феерический хоррор испанца Алекса де ла Иглесиа, знающего толк в «высоких низких жанрах». Безумное и совершенно непредсказуемое зрелище.

Пятая власть

Билл Кондон

Утечка и незаконное использование информации давно стали одной из главных угроз для тех, кому есть что скрывать, и главным оружием тех, кто готов сделать тайное явным. Триллер о WikiLeaks и его создателе Джулиане Ассанже, который навсегда изменил правила игры в современной политике. Основано на реальных событиях, но смотрится так, будто все происходящее выдумали веселые сценаристы c большой фантазией.

Я стану лучше

Стефан Каз

Двадцатилетняя героиня приговорена к трем годам тюрьмы за нападение на полицейского. Оказавшись за решеткой, девушка неожиданно узнает, что беременна. Спустя восемь месяцев у нее рождается мальчик, но по законам Франции она может быть рядом с сыном только первые полтора года. Французская психологическая драма о материнском инстинкте, который побеждает все.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №42 (320) 24 октября 2013
    Скандинавская модель
    Содержание:
    Фотография
    Вехи
    Реклама