Мобильное рабство отменяется

Среда обитания
Москва, 21.11.2013
«Русский репортер» №46 (324)
Вы пользуетесь мобильным номером уже полгода или больше? Значит, как говорят социологи, вы в зависимости от сотового оператора: ему вместе с вашим номером принадлежит и прочность ваших личных связей. Почти десять лет решался вопрос об «освобождении» пользователей мобильных сетей, и вот наконец с 1 декабря каждый «раб», недовольный своим оператором, сможет уйти к его конкуренту, захватив с собой номер

Фото: Михаил Почуев/ИТАР-ТАСС

— Люди в городах находятся в постоянном движении — автомобили, электрички, самолеты, поезда… Они похожи на плавучие острова, которые связаны друг с другом мостами телефонных звонков, — говорит социолог Дарья Немцова. — В результате мобильный номер становится твоим адресом — самой короткой и прямой дорогой к тебе. Того, кто постоянно живет по одному адресу, найти легче. Так и с телефоном: у человека, который годами пользуется одним и тем же номером, дружеские и особенно деловые контакты оказываются крепче. И мы попадаем в зависимость от простого набора цифр, а значит, и от мобильного оператора, которому этот номер принадлежит. Или, правильнее будет сказать, принадлежал.

Код 926 — это московский «Мегафон», 963 — «Билайн» в Хабаровске… По первым циф-рам мы привыкли определять, к какой сети относится номер, высвечивающийся на экране мобильного, но не пройдет и месяца, как все смешается.

Под вопросом окажется одна из популярных услуг — бесплатный звонок внутри сети. Не будешь ведь каждый раз спрашивать друга: ты еще со мной в «Мегафоне» или уже сбежал? Первое, о чем предупреждают операторы, — счета за разговоры могут вырасти, особенно у тех, кому комфортно находиться в одной сети с друзьями и знакомыми.

 — Свобода — это в любом случае хорошо, но она приносит проблемы, о которых лучше узнать заранее, — говорит менеджер компании «Евросеть» Андрей Сафронов. — Думаю, людей, которые захотят сменить оператора, будет очень много, и уверен, что операторы к введению услуги в массовых масштабах не готовы. Поначалу неизбежны сбои, на то, чтобы технически отладить новую систему, уйдут месяцы. Так что советовал бы со сменой оператора не спешить. Особенно тем, кто в новогодние праздники собирается отдыхать далеко от дома, а значит, нуждается в надежной мобильной связи. Если что-то не устраивает в обслуживании — например, тариф, — лучше внимательно изучить предложения твоего оператора и выбрать самый выгодный. О смене базы не поздно будет подумать и весной, когда ажиотаж вокруг этой темы спадет.

Внутреннее чувство не обманывает Андрея. Социологический опрос, проведенный по заказу Министерства связи и массовых коммуникаций, показал: сменить оператора хотела бы почти половина пользователей сотовой связи; около трех миллионов абонентов поменяют оператора в течение следующего года.

Хотя закон о введении услуги сохранения номера при смене оператора (Mobile number portability, MNP) был утвержден еще в декабре 2012 года, крупнейшие операторы и к концу нынешнего к переменам оказались не готовы.

Сколько стоит вольная

Если верить представителям «большой тройки» — МТС, «Билайн», «Мегафон», — желающих сохранить номер и поменять оператора ждут временные проблемы. Плюс придется немного заплатить. Но вместе с тем из-за грядущей неразберихи у абонентов появляется и возможность заработать бонусы.

 — К нововведению не готов ни один из участников рынка, — считает руководитель департамента по связям с общественностью компании МТС Дмитрий Солодовников. — Причина в том, что не проработаны законодательные и технические вопросы. До сих пор нет основного документа, который определил бы организационно-техническое взаимодействие участников, хотя до запуска осталось менее двух недель. Ни операторы мобильной и фиксированной связи, ни представители платежных систем и базы данных перенесенных номеров не провели полноценные тестирования.

 — Нужно было заранее согласовать бизнес-процессы разных операторских компаний. Как будут строиться взаимоотношения теперь, непонятно, — говорит представитель «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн») Анна Айбашева. — Но самая большая проблема — нерешенность технических задач. Для всех нас, операторов, MNP — это перестройка информационных систем, внедрение новых принципов взаимодействия с базой перенесенных номеров, инвестиции в технические настройки стоимостью в миллионы долларов. Мало просто расторгнуть один договор и  заключить другой, нужно обеспечить связь, чтобы вызов или SMS, направленные «перенесенному» абоненту, нашел своего адресата, а это не такая уж простая задача даже с учетом возможностей современной техники. Изменения маршрутизации затрагивают не только сотовые сети, но и сети стационарной телефонии. Сейчас все ресурсы «Вымпелкома» брошены на то, чтобы реализовать новую услугу для наших абонентов, и надеемся, мы в этом не одиноки: если будет готова только «большая тройка», это не даст нужного эффекта. Не хотелось бы поставить абонентов в затруднительное положение, да еще в период отпусков и новогодних праздников, поэтому призываем власть дать операторам дополнительное время на полноценные тесты.

Власть, а именно Госдума, демонстрирует несгибаемую решимость и грозит операторам проблемами, если те попытаются затянуть вопрос об отмене мобильного «рабства». 12 ноября нижняя палата приняла в первом чтении законопроект, устанавливающий ответственность за такие попытки. Автор инициативы, вице-спикер Сергей Железняк, считает, что владельцы сотовых компаний намеренно тормозят процесс, не желая лишаться дополнительных доходов.

Если законопроект примут, операторы, не сумевшие отпустить абонента в другую сеть с прежним номером в установленный законом срок, будут обслуживать его бесплатно, пока не исполнят заявку. За перенос номера клиенту придется заплатить принимающей стороне до 100 рублей, но бесплатные звонки в то время, пока решаются технические и финансовые вопросы, могут с лихвой компенсировать эту сумму.

Цены на связь снизятся

Операторы в ответ на давление и необходимость предоставлять услуги бесплатно обижаются.

 — Гражданский кодекс однозначно определяет услуги связи как возмездные, — заявляет руководитель подразделения по связям с общественностью компании «Мегафон» Юлия Дорохина. — Нужно учитывать, что технические неувязки с введением MNP могут возникнуть не у оператора-донора, а у оператора-реципиента, который должен включить старый номер абонента в свою сеть. Пострадавшей стороной в этой ситуации станет компания, от которой абонент уходит, ведь оператор-реципиент может тянуть с решением вопроса, понимая, что другой оператор в то же время несет убытки из-за его бездействия. А если запросов сотни тысяч? Такой подход способствует развитию недобросовестной конкуренции на рынке.

Зато пока операторы волнуются, нам, их клиентам, можно расслабиться: новая система для абонентов выгодна. Давая возможность свободно перемещаться в «мобильном пространстве», она усиливает конкуренцию, а значит, по идее, способствует повышению качества услуг связи и снижению цен на них.

 — Мы рассматриваем MNP как возможность привлечь новых абонентов в условиях насыщенного рынка, — говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. — Операторы конкурируют друг с другом, предлагают разнообразные услуги, и MNP эту конкуренцию усилит. Будут ли снижаться цены? Думаю, да, хотя в России они и так одни из самых низких в мире.

Вероятно, владельцам сетей придется также пересмотреть стоимость платы за сохранение номера или даже полностью отказаться от нее, чтобы привлекать как можно больше клиентов.

Как не рассыпать мусор по дороге
Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
В ожидании вала банкротств
Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
Очень, очень плохой банк
ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать

У партнеров

    «Русский репортер»
    №46 (324) 21 ноября 2013
    Продуктовая мафия
    Содержание:
    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Как не рассыпать мусор по дороге
    Возможности для построения эффективной системы обращения с отходами в стране есть. Но нам придется преодолеть давление групп лоббистов, преследующих противоположные цели, снять растущие протестные настроения в обществе и выстроить на всех уровнях четкое понимание, куда и как мы идем
    В ожидании вала банкротств
    Банкротства девелоперов и обманутые дольщики еще не один год будут определять повестку дня рынка жилищного строительства. После запрета долевого строительства проблем станет еще больше
    Очень, очень плохой банк
    ЦБ собрал все токсичные активы из «Открытия», Промсвязьбанка и Бинбанка в одном месте и рассчитывает избавиться от них за пять лет. Однако качество активов таково, что их придется либо продавать буквально за бесценок, либо списывать
    Реклама