Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Общество

Любовь к змеям обязательна

2013
Фото: Heribert Proepper/AP

Кайтбординг — один из самых перспективных экстремальных видов спорта в мире. Еще несколько лет назад мало кто в России знал об этой дисциплине, а сейчас кайтбординг официально признан Росспортом, и за достижения в дисциплине даже можно получить спортивное звание. Но не это привлекает тысячи любителей экстрима, главное — это полет и свобода

Против инстинкта

— Делай небольшой замах… А теперь вниз и вставай! Поехала! — командует инструктор Женя Фурсова. Я судорожно машу кайтом, и меня действительно выдергивает из воды. Ощущения ни на что не похожи: лечу по воде Таганрогского залива в Ейске, совершенно не понимая как. Но одно неверное движение — кайт переворачивается в воздухе и со стоном падает на воду.

Кайт — это такой парашют, хотя кайтеры очень не любят, когда его так называют. Он управляется стропами, привязанными к специальной перекладине, планке, а вся эта конструкция крепится к поясу на талии, трапеции. Очень похоже на пояс чемпиона по боксу. Воздушный змей при подходящем ветре тянет спортсмена за торс, а тот, задавая руками направление, скользит на доске по воде, снегу или земле. Самый распространенный вариант — первый.

Научиться кайтингу непросто: нужно хоть немного понять ветер. Ты учишься не просто хаотично носиться, а возвращаться в точку старта, то есть ехать против ветра. Азы постигаются на берегу с помощью так называемого пилотажного кайта. Он меньше и легче обычного, и обращаться с ним не составляет труда. Чаще всего новички быстро теряют к нему интерес: подумаешь, ничего сложного.

— Когда я впервые взял в руки пилотажку, то провел с ней часов шесть, пока не понял все нюансы, — говорит основатель одной из крупнейших школ России, KitePiter, Ваня Четвериков. — Мог одним мизинцем как угодно ее закрутить.

Но всем обычно не терпится перейти к большому кайту, хотя управление им дается с трудом, ведь его площадь может достигать 14–17 метров. Здоровая махина упрямо не желает подчиняться, тянет во всех направлениях, выдергивает из воды. Самая распространенная ошибка — прижимать его к себе, когда он вот так сходит с ума.

— Мы по привычке думаем, что если нас несет, то нужно удержать кайт, прижав к груди планку, да еще и держаться за нее, чтобы не потеряться, — объясняет Женя. — На самом деле все наоборот: если отпустить планку, то стропы ослабнут и ветровая тяга пропадет. Руками мы ни за что не держимся, они просто задают направление.

Улететь, но вернуться

— Возвращайся! — кричит мне Женя, и я понимаю: что-то не так. Кайт поднялся и тянет изо всех сил, но он неуправляем: стропы перекрутились. Помня о главном правиле, быстро отпускаю планку, но ничего не меняется — кайт несет, а я бегу за ним, пытаясь тормозить ногами о дно.

— Отстреливайся скорее! — доносится до меня приказ. Дело принимает крутой оборот. В таких случаях у кайтера две возможности спасения: первая — ослабить стропы с помощью специальной системы страховки, вторая — избавиться от крыла совсем, отстегнув его. «Отстрелом» называется первый вариант, вторым можно пользоваться лишь в крайнем случае: слишком дорогое удовольствие.

— Иногда новички со страху отстегивают кайт, — объясняет Женя. — Чуть что не заладилось, раз — и прочь. Поэтому мы всегда предупреждаем, что платить за него придется самим.

Предупреждение работает, но надо помнить об опасности и быть готовым правильно оценить ее.

— Решение отстегнуть его приходит само, когда ты видишь берег, от которого ты удаляешься со скоростью поезда дальнего следования, — рассказывает Ваня. Недавно на Маврикии во время отлива вдруг закончился ветер, и его стало засасывать в океан. Пришлось пожертвовать кайтом, впервые в жизни. К этому нужно быть готовым. Как ни крути, кайтбординг — опасное занятие, для которого нужна холодная голова.

— Однажды в Благовещенской у меня стропа порвалась в воздухе, — присоединяется к разговору совладелец кайт-школы Windy Алексей Арютов. — Остальные как-то обмотались вокруг ног, и «отстреливать» кайт было без толку. Меня тянуло за ноги, я захлебывался. Подъехал приятель и выпустил воздух из кайта, чтобы он потерял жесткость и перестал тащить. После этого всегда ношу с собой стропорез. С опытом с этими страшилками разбираешься четко: главное — не паниковать и правильно распределять свои силы.

Для этого и нужен инструктор. Да, это дорого, при этом большинство нынешних инструкторов учились сами методом проб и ошибок. Они этим гордятся, как первопроходцы, но идти их путем — всегда риск.

— Я почти год потратил на то, чтобы выучить вещи, которые сейчас ученикам объясняю за несколько часов, — отмечает Ваня. — Один раз влетел в гранитную набережную, в другой раз потерял доску и почти раздумал учиться дальше.

Такими историями богата биография любого инструктора. Переломы, вывихи, растяжения, сотрясения — и непременно одна про то, как его «протащило по кустам и швырнуло на крышу вон той пристройки». Все это не должно отпугивать желающих освоить кайт, должно лишь предупреждать.

Что ты получаешь взамен? Безграничную свободу, о которой любой кайтер тоже способен говорить часами. Слияние с океаном, закатом и это удивительное чувство, когда тебе кажется, что ты в силах контролировать ветер. Пусть на самом деле это не так, но иллюзия кажется совершенной реальностью.

Необходимые условия

Для кайтбординга необходим сильный ветер, не менее 6–7 м/сек., желательно ровный и стабильный. Для новичков психологически важно мелководье, к тому же, чтобы поднять упавший на воду кайт, не опираясь ногами в дно, нужна немалая сноровка. Для ветра разной силы используются кайты разной площади: чем сильнее ветер, тем меньше площадь. Ограничений для желающих заняться кайтбордингом практически нет, научиться управлять крылом могут люди любого возраста, комплекции и физической подготовки.

Места для обучения и катания

Сейчас в мире много кайт-станций на пляжах, и почти везде можно найти русского инструктора. Есть и русские кайт-школы, привязанные не к месту, а к сезону. Это команды инструкторов, которые в течение года путешествуют по миру, двигаясь за ветром.

Летом учиться можно в России. Одно из лучших мест недалеко от Москвы — Плещеево озеро в Переславле-Залесском. В Питере дует намного сильнее, новичков учат в водах Финского залива и Ладожского озера. Одно из излюбленных мест российских кайтеров — станица Благовещенская под Анапой в Краснодарском крае. Также можно учиться в Ейске, на городской или Должанской косе. Осенью и весной самое доступное теплое место для кайта — Египет, а именно Хургада и ее пригороды Сафага и Эль-Гуна.

Поздней осенью и зимой, если есть деньги, стоит отправиться на остров Маврикий в Индийском океане. Из-за специфических условий в местечке Леморн на полуострове под одноименной горой ветер дует 300 дней в году. Именно там проводится русский кайт-фестиваль Mauritius Kite Jam, и это отличное место для обучения: на него съезжаются лучшие инструктора. Там же можно попробовать свои силы в первых соревнованиях — они проводятся только среди любителей.

Зимой многие кайтеры отправляются за ветром во вьетнамскую деревушку Муй Не, где с каждым сезоном появляется все больше русских туристов и русских инструкторов. Условия для занятий тут непростые: есть волна. Зато если научиться тут, то проблем не будет нигде.

Цены

Начальный курс занимает часов шесть. Индивидуальное обучение стоит 50–60 евро в час, в группах по два — четыре человека дешевле. Одного часа в день, как правило, хватает: все равно потом от усталости ничего не запоминаешь.

В эту цену входит прокат оборудования. Покупать свое сразу точно не стоит: кайт — вещь недешевая. Один только купол обойдется примерно в 1000 долларов, плюс в такую же сумму в общей сложности выйдут доска, трапеция, гидрокостюм и гидротапки.

Полезные советы

Вода, солнце и ветер — опасный коктейль, обгореть очень легко. Поэтому всегда рекомендуется заниматься в футболке, а лучше в специальной гидромайке из лайкры. Ее можно купить в любом серф-магазине. Лицо мазать самым сильным кремом от солнца. Нелишними будут и гидротапки: кайт тащит так сильно, что очень легко на первых порах, еще без доски, поранить ноги о ракушки или кораллы. Кстати, многие берут даже в жаркие страны и гидрокостюмы: на ветру в воде легко замерзнуть.

№48 (326)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ

    Банк начал продажи кобрендинговой карты AlfaTravel, которая позволяет не только копить мили, но и получать целый комплекс услуг в путешествии. С помощью этой карты Альфа-банк рассчитывает дополнительно привлечь обеспеченных клиентов

    Хорошая крыша не роскошь

    Из тысячи обследованных крыш в построенных зданиях - лишь два процента не нуждаются в ремонте крыши

    Как компании повышают престиж рабочих профессий

    Дефицит рабочих специальностей в регионах – давняя проблема российской промышленности. Сегодня компании сами задают новый тренд в развитии экономики – повышают привлекательность рабочих профессий

    Аддитивное производство перевернет целые отрасли

    Аддитивное производство дает новые возможности для изготовления изделий. Эта технология меняет мир, изменяя способы проектирования и производства

    Современная программа лояльности: трансформация

    Неценовые активности помогают ритейлерам "встряхнуть" рынок. Сеть продуктовых магазинов "Магнит" - запустила новую программу лояльности "С любовью от Роналдиньо"

    Рынок пенсионных фондов идёт по пути укрупнения

    В пенсионном секторе крупные частные игроки, объединившись, смогут повысить основные бизнес-показатели и построить более устойчивую модель


    Реклама