ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Общество

Вершки и корешки

2014
Фото: Sandro Campardo/EPA

На прошедшем в Швейцарии автосалоне были, как обычно, представлены десятки новинок. Было и шампанское, и улыбки, однако за ними сквозила напряженность: дела в Европе идут не лучшим образом, а тут еще и российско-украинские разборки подоспели

Улетая из запруженной воинственными новостями Москвы, я предполагал, что уж в Женеве-то мне никто о них не напомнит. Но не тут-то было. Газеты в лобби отеля пестрели заголовками про третью мировую, телевизор в номере вещал про аннексию Крыма и российские войска у границ с Украиной. Это бы еще ладно, однако выяснилось, что даже на самом автобиеннале — одном из самых бравурных и показушных шоу планеты — обойтись без этой темы невозможно.

Кризис

В частных беседах и интервью с представителями компаний тема нет-нет да и всплывала. Высказывались ответственные менеджеры всегда осторожно — в том духе, что «хорошего мало, мы пристально следим за ситуацией, надеемся, все разрешится в кратчайшие сроки». Потому что, мол, если не разрешится, то дело дрянь: рухнут не только рубль и гривна, но и продажи в России и Украине. А этого-то никому на салоне не хотелось!

Тревога автопроизводителей понятна. Европе и без того тяжко: в 2012-м было продано всего 11,9 млн авто — худший показатель с 1995 года. А Россия — весьма существенный рынок. В прошлом году продажи новых машин в РФ составили 2,6 млн (для сравнения: в Германии, европейском чемпионе и по этому показателю тоже, в 2012-м продажи составили не сильно больше нашего — 2,9 млн). Да, российский авторынок просел уже и по итогам 2013 года (на 12%), однако он все еще огромен и многие производители явно рассчитывали на его рост в надежде, что он поможет компенсировать плохие продажи в Западной Европе.

Теперь же такая надежда выглядит не просто призрачной, а прямо-таки несбыточной. Рубль падает, рынок тоже, экономическое сотрудничество сворачивается, инвесторы бегут как ошпаренные, а бюджет тем временем тратится на оборонку и помощь братским народам. Понятно, что в таких условиях ожидать хороших потребительских показателей уже не приходится. А ведь помимо российского теперь, очевидно, завалится и украинский рынок (пусть даже он и в десять раз меньше — 240 тыс. машин по итогам 2013 года).

Больше всех, вероятно, беспокоятся в альянсе «Рено-Ниссан»: у них как-никак стратегическое партнерство с АвтоВАЗом. В модернизацию тольяттинских мощностей они вкладывают аж 400 млн евро — наполеоновские планы, глобальные амбиции, — а тут такая засада. В результате даже те топ-менеджеры, которые в большинстве случаев профессионально излучают оптимизм, в Женеве или отказывались от комментариев, или признавали серьезность ситуации.

Так, Гийом Картье, вице-президент «Ниссана» по глобальному сбыту, в одном из интервью сказал: «Конфликт в Украине не меняет нашей стратегии в России, однако уже сейчас очевидно, что события будут иметь негативный эффект, подсчитать убытки от которого пока не представляется возможным».

Ему вторил и Дэн Амман, возглавляющий «Дженерал Моторс». «У нашей компании в России весьма серьезный бизнес. И теперь все видится несколько сложнее, чем пару недель назад», — сказал он репортерам, имея в виду последствия крымского кризиса.

Подозреваю, что в устах сверхсдержанных западных топ-менеджеров подобные высказывания де-факто эквивалентны выражению «дело дрянь».

Праздник

Впрочем, настроения настроениями, а презентации презентациями. Женева, как водится, запоминается премьерами в двух сегментах: люксовом и субкомпактном. Такова уж историческая специфика этого автосалона. С одной стороны, он проходит в самом сердце Европы, где малолитражки пользуются особым спросом. С другой — это все-таки самый престижный салон планеты, да и вообще Швейцария — страна банков, финансистов и больших денег в целом. Значит, без премиума обойтись тоже невозможно. Вот и получается статистический перекос в пользу самых дорогих и самых дешевых авто со средним классом, выступающим «в эпизодах». Эдакая перевернутая кривая Гаусса — в Женеве нормальным распределением не пахнет.

Что касается суперкаров, то здесь их было предостаточно. Шведский Koenigsegg выкатил серийный One:1, разгоняющийся за 20 секунд до 400 км/ч. Несильно отстает от него вырви-глаз-какой-желтый датчанин Zenvo ST1, который оснащается 6,8-литровым 8-цилиндровым двигателем в 1104 «лошади». Разгон ST1 от 0 до 100 км/ч — 3 секунды, цена — под 2 млн долларов. Несмотря на столь внушительные показатели, бедняга ST1 в Женеве оказался мишенью насмешников: в одном из недавних выпусков Top Gear он сгорел прямо на полигоне из-за скопившегося в фарах конденсата.

Блистали здесь и американцы со свеженькими масл-карами Chevrolet Camarro и Ford Mustang, и легендарные итальянцы Ferrari (California T), Lamborghini (Hurracan) и Pagani с неблагозвучной Huayra. Не отстали даже и британцы с их одновременно стремительным и изящным Jaguar F-Type Coupe, профиль которого лично я склонен считать самым красивым силуэтом автосалона.

Что до малолитражек, так этого добра тут и вовсе без счета. Разбросанные по павильонам сити-кары искрились буквально повсюду, словно рассыпавшиеся из огромного кулька конфетки Skittles. Целым выводком таких машин европейцы обязаны сотрудничеству Peugeot-Citroen с Toyota. Благодаря их трудам на подиумах Женевы одномоментно появились сразу три родственника: 108, С1 и Aygo. Разница у них по большому счету во внешности, впрочем, Toyota отличается от французских малышей и конструктивно (например, на нее не ставится коробка-автомат).

Самой запоминающейся микропремьерой, несомненно, стал Renault Twingo, созданный французами совместно с Daimler (такие теперь времена: создавать дешевую малолитражку в одиночку оказывается нерентабельно). Немцы поделились технологиями, и вот перед нами уже Twingo. С виду он на Smart ничуть не похож (в конце концов, тут аж пять дверей), однако стоит открыть багажник, как немецкий вклад становится очевиден: Twingo не только заднеприводный, но и заднемоторный. Двигатель под полом багажника закрыт металлической полочкой, над ним даже и место остается — пару пакетов утрамбовать можно. Капот здесь малюсенький. Под ним, по сути, лишь бачки с техническими жидкостями, так что инженеры решили, что открывать его никому не понадобится, и сделали сдвижной. Странная машинка, но симпатичная.

Приедут ли какие-то из этих крошечных автомобильчиков в Россию, пока неизвестно — спрос на них в отечестве традиционно низкий. Суперкары же наверняка доберутся. Этим-то ни падение рынка не помешает, ни политика.

№11 (339)

Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама



    Самозанятым помогут заявить о себе

    Альфа-Банк первым представил мобильное приложение для самозанятых

    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама