Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

«Мертвая дорога»

2014
Фото: Афанасий Маковнев/GeoPhoto

Чум — Салехард — Игарка

Нам нет преград…

Эта одноколейка вошла в историю не только как самый масштабный проект ГУЛАГа, но и как самый авантюрный. По мысли Сталина, она должна была стать дублером Северного морского пути, помочь создать новый заполярный порт, который заменил бы Мурманск, находившийся в опасной близости к западным границам СССР. Поначалу было решено строить порт в Обской губе, но ее акватория оказалась неподходящей для военных судов, и  объект перенесли восточнее, на Енисей. Прокладка дороги велась с двух концов: со стороны Салехарда (стройка 501) и со стороны Игарки (стройка 503), где, собственно, и намечалась новая морская база. Смычка ожидалась на реке Пур, в районе нынешнего Уренгоя. На этом расчеты заканчивались: грандиозное строительство не имело ни утвержденного плана, ни сметы.
На стройке трудилось до 120 тысяч зеков, дармовую рабочую силу доставляли морем, как и стройматериалы: песок и щебень везли с Урала, лес для шпал из Коми, уголь из Воркуты. Все инженерные задачи решались подручными средствами, об инновациях не было и речи — вождь торопил со сдачей трассы. Даже рельсы использовались дореволюционные, демидовские. А в качестве подвижного состава в дело шла трофейная техника. 

…чтоб сказку сделать пылью

Между тем сама природа противилась рабскому труду: потревоженная вечная мерзлота размывала насыпи, вздымала мосты, скручивала в спирали многотонную демидовскую сталь. К августу 1952-го было открыто движение из Салехарда в Надым. При этом скорость поездов из-за крайне низкого качества полотна не превышала 15 километров в час. Сход составов с рельсов стал обычным делом.
Сталин умер, когда было проложено 800 километров пути из полутора тысяч намеченных. Уже через три недели после похорон вождя правительство приняло решение заморозить строительство: «вдруг» выяснилось, что по магистрали нечего перевозить. Заключенных в спешном порядке переводили на другие объекты. Попавшие под амнистию оставляли проклятые места, бросая технику и бараки.
Эти призраки коммунизма и сегодня навевают ужас. В брежневские времена въезд туристам на территорию «мертвой дороги» (как стали ее называть) был заказан, некоторая информация о Трансполярной магистрали и сегодня держится под грифом «секретно». С началом разработки газовых месторождений высказывались идеи о реконструкции трассы. Но в том-то и штука, что это единственная стройка ГУЛАГа, которую невозможно ни возобновить, ни уничтожить. Незаживающим шрамом она пролегла по западносибирским болотам — как вечная память о темном прошлом страны.

№35 (363)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Лидеры ИТ-отрасли вновь собрались в России

    MERLION IT Solutions Summit собрал около 1500 участников (топ-менеджеров глобальных ИТ-корпораций и российских системных интеграторов)

    Химия - 2018

    Развитие химической промышленности снова в приоритете. Как это отражается на отрасли можно узнать на специализированной выставке с 29.10 - 1.11.18

    Опасные игры с ценами

    К чему приводят закупки, ориентированные на максимально низкие цены

    В октябре АЦ Эксперт представит сразу два рейтинга российских вузов

    Аналитический центр «Эксперт» в октябре представит сразу два рейтинга российских вузов — изобретательской и предпринимательской активности.

    Эффективное управление – ключ к рынку для любого предприятия

    Повышение производительности труда может привести к кардинальному снижению себестоимости продукции и позволит российским компаниям успешно осваивать любые рынки


    Реклама