Москва, 06.12.2016


10 свободных региональных печатных изданий России

2014

Таких изданий намного больше. Наша «десятка» — лишь некоторые из них. Это примеры, которые разрушают миф о том, что региональная пресса просто обязана быть боевым листком при местной администрации или локальной бизнес-группе. Хотя, конечно, за свободу приходится отчаянно сражаться, и далеко не все битвы заканчиваются победой. В нашем списке мы сознательно объединили издания разных «весовых категорий», от крупных и солидных до скромных и небольших

«Якутск вечерний»

Якутск, Республика Саха (Якутия)

Тираж: 50 тыс. экземпляров

Газета появилась в 1994 году как приложение к муниципальному изданию, но впоследствии стала независимой. Распространять газету редакция вынуждена самостоятельно. Государственный распространитель «Сахапечать» не хотел продавать газету и не возвращал деньги за тираж. Газета публикует репортажи и аналитические статьи, поддерживает социальные акции. В числе прочего изданию удалось отменить установку в Якутске памятника Сталину.

Виталий Обедин, заместитель главного редактора: «Установку памятника инициировал совет ветеранов, и власти были готовы его поддержать. Учитывая, что на территории Якутии находилось более 90 отделений ГУЛАГа, это казалось нам вопиющим! Мы решили спросить мнение жителей и провели большой социологический опрос. 75% оказались против. Мэр давал нам слово принять решение, исходя из результатов опроса. В итоге памятник все-таки поставили, но на территории частного предприятия, за забором. И теперь в городе можно посмотреть на Сталина за решеткой».

«К вашим услугам»

Шахты, Ростовская  область

Тираж: 18 тыс. экземпляров

«КВУ» открылась в 1990 году. В первом выпуске была опубликована программа Шаталина и Явлинского «500 дней», а руководители издания лично продавали газету на ступеньках центрального универмага. Газета изначально была частной, отношения с властями складывались по-разному.

Светлана Марченко, заместитель главного редактора: «Чем больше власти мешают получать информацию, тем интереснее нам ее добывать, тем острее получаются статьи. Часто приходится идти на конфликты. Несмотря на противостояние, в прошлом году “КВУ” получила премию губернатора — за освещение темы ремонта дорог. Дело было так: когда Шахтам выделили большую сумму на новый асфальт, газета запросила в местной администрации план работ.  После публикации читатели стали сообщать в редакцию, где ремонт не ведется, а где ведется, но с сомнительным успехом. Власти прислушались и оценили помощь газеты, а по весне, когда в некоторых местах асфальт сошел вместе со снегом, подрядчиков заставили переделывать работу».

«Свободный курс»

Барнаул, Алтайский край

Тираж: 17 тыс. экземпляров

В 1990 году газета стала первым независимым изданием Алтайского края. «Свободный курс» пишет об экономической жизни региона, общественных вопросах, политике. В 2009 году в Кош-Агачском районе Республики Алтай разбился вертолет с московскими и алтайскими чиновниками на борту. В аварии погибли семь человек. Спустя два года трое из четырех выживших предстали перед судом по обвинению в незаконной охоте на алтайских горных баранов, занесенных в Красную книгу России. Журналисты “Свободного курса” подробно расследовали сам факт охоты, причины и последствия аварии.

Владимир Овчинников, главный редактор: «Я и двое моих товарищей  вполне успешно работали в самой крупной региональной газете “Алтайская правда”. Все у нас было хорошо в смысле карьеры, постов. Но было одно плохо — такое настоящее и такое будущее нас не устраивало. Мы хотели свободы, иных перспектив. Реформировать изнутри главную газету региона нам не дали, и мы создали свою. Порой наши публикации становятся известны всей России, как это было, когда во время браконьерской охоты чиновников упал вертолет. Наш сайт altapress.ru вел специальное расследование, у которого даже имя появилось — “Алтайгейт”. Материалы печатались также в газете».

«Эхо недели»

Железногорск, Курская область

Тираж: 13 тыс. экземпляров

До 1990-х это была газета «Ударный фронт» с девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и пятью учредителями, в числе которых была и КПСС. Когда быть коммунистом стало не модно, газета сняла девиз, а потом сменила название.

Анатолий Полозков, акционер: «С мэром города мы решили создать газету “без навоза на первой полосе”: ведь раньше частенько приходилось публиковать сводку вывоза органических удобрений на поля. Единственным учредителем была городская администрация. Но к 2002 году ее пакет акций сократился до 24%, и сегодня городские власти — основной объект критики “Эха недели”. Уже третий год “Эхо” добивается установки памятника железногорцам, погибшим в горячих точках. Изначально городские власти сами были “за” и даже объявили конкурс на лучший проект. Победил местный скульптор, но когда дошло до финансового вопроса, а проект стоил 5 миллионов рублей, скульптуру решили заменить боевой машиной пехоты. Газета и инициативная группа стали собирать деньги сами. “Эхо недели” все это время пишет статьи о погибших, ведет переписку с властями и публикует имена меценатов. Недавно власти наконец-то выделили место под памятник и обещали благоустроить территорию».

«Пензенская правда»

Пенза, Пензенская область

Тираж: 38 тыс. экземпляров

Газете 98 лет, она до сих пор государственная, но публикует и резонансные материалы. Вот один из последних. Весной несколько школьниц из самого большого татарского села в Европе — Средней Юрюзани — пришли на предметные олим-пиады в хиджабах. Но ведь школа — светское учреждение. Газета рассказала о случившемся, обратилась к местному муфтию и областному министру образования. Журналистов заверили, что такого больше не повторится.

Павел Шишкин, главный редактор: «Государственное СМИ совершенно не должно быть бесчеловечным и безликим. Мы стараемся держать информационную и человечную марку. При этом нам чуть легче за счет очень открытого губернатора. У нас бывают резкие материалы, но окриков сверху я не помню. Зато я знаю, как достается министрам после некоторых наших публикаций».

«Егоршинские вести»

Артемовский, Свердловская область

Тираж: 10 500 экземпляров

Издаваемая в Артемовском газета получила свое название от первоначального названия поселения — Егоршино. В 1992 году к корреспонденту бывшей партийной газеты Александру Шарафиеву пришли местные предприниматели. Они только что вернулись из неболь-шого городка в Болгарии, где издавались целые две частные газеты. Бизнесмены предложили создать в Артемовском свое независимое издание и даже вложили в него немаленькую по тем временам сумму. Впрочем, деньги почти тут же «сгорели», учредители ушли, редакция была вынуждена начать работать по подписке. Городская типография отказывалась печатать номера, главред Александр Шарафиев лично ездил в соседний город, чтобы заказать и привезти тираж.

Александр Шарафиев, главный редактор: «Один будущий фермер пришел к нам в редакцию и говорит: хочу разводить зааненских коз. Зааненская коза дает молоко другого качества, да и продуктивность у нее высокая. Мы пошли на эксперимент: наш журналист поехал в Ивановскую область с этим фермером, а потом мы снарядили туда КамАЗ и отправились за зааненскими козами, которые теперь расплодились по району».

«Жуковские вести»

Жуковский, Московская область

Тираж: 13 100 экземпляров

Газета основана в 1991 году. «Жуковские вести» проводят большие экономические и политические расследования на уровне города. Газета пыталась спасти от вырубки Цаговский лес. Когда городские власти объявили, что 5 тысяч жителей Жуковского подписались за, «Вести» потребовали копии подписных листов и стали из номера в номер  публиковать списки подписантов. Увидевшие себя в газете горожане, мягко говоря, удивились — они-то подписывали петицию за честные выборы. В прокуратуру посыпались заявления, заместителя мэра отправили в отставку. Вырубку отложили на год, но в результате через лес все же начали строительство шестиполосной дороги.

Наталья Знаменская, главный редактор: «Первоначально у нас было три учредителя: коллектив редакции, городская администрация и местная коммерческая фирма. Всю реальную деятельность вел коллектив редакции. Администрация не давала денег, но была формальным учредителем в Минюсте. Все, на что могли повлиять чиновники, — сменить издателя и разогнать журналистов к чертовой матери. Они много раз хотели это сделать, но второй учредитель, дружественный нам, всегда голосовала “против”. В итоге администрация вышла из состава учредителей».

«Зареченская ярмарка»

Заречный, Свердловская область

Тираж: 2500 экземпляров

Первый номер газеты, вышедший в октябре 1997 года, был совсем не похож на нынешнюю «Зареченскую ярмарку». Это была газета объявлений, но со временем издание сделало ставку на освещение социальной и судебной проблематики. Местная администрация вынуждена реагировать на публикации журналистов. Например, в октябре 2013 года в Заречном 27-летний водитель сбил четырех подростков на зебре и скрылся  с места преступления. «Зареченская ярмарка» написала об этом, а кроме того, провела целую общественную дискуссию о безопасности пешеходов и объявила сбор пожертвований на оснащение перекрестка, где погибли дети. В результате там установили рельефный пешеходный переход, оборудованный катафотами.

Татьяна Ладейщикова, главный редактор: «Мы стартовали, когда в стране был тяжелый период. В городе не платили зарплату, не было продуктов и процветал бартер. Газета появилась как площадка для бесплатных объявлений. Мы стали помогать людям менять телевизоры на кур, а кур — на картошку». 

«Змеиногорский вестник»

Змеиногорск, Алтайский край

Тираж: 5600 экземпляров

Издание существует аж с 1930 года, а сегодня слывет «грозой районной власти». Так, в прошлом году газета узнала, что замглавы Змеиногорска переписал свою квартиру на родственника, вступил в программу поддержки молодых семей и получил деньги на покупку этой же квартиры. Расследование опубликовали, дело дошло до суда, чиновника заставили вернуть деньги и уволили. Правда, у газеты после этого едва не отобрали здание. Любопытно, что побудили к такой активности журналистов сами бюрократы.

Людмила Кейбол, главный редактор: «В 1998 году на очередной межрайонной летучке мы всем коллективом получили такую долю критики, которая нас просто убила. Нас ругали за то, что газета скучная, в ней нет иллюстраций, нет фотографий, что печатаются лишь большие доклады — она действительно была никакой. Женщины поплакали, мужчины выпили по рюмке. На следующий день решили “вытаскивать” газету. Журналисты приняли устав автономной некоммерческой организации и добились от городских властей добровольной передачи прав на газету коллек-тиву. Сейчас доля администрации в “Вестнике” сведена к минимуму».

«Городские вести»

Ревда, Свердловская область

Тираж: 8 тыс. экземпляров

«Городские вести» открылись в 1997 году на базе газет «Новый город» и «Вести для вас». Сейчас редакция выпускает два номера в неделю, в которых освещает глобальные вопросы через городские примеры: продуктовые санкции, украинский кризис, федеральные реформы. С местной властью отношения у издания прохладные: чиновники не отвечают на официальные запросы газеты и перекры-вают каналы распространения.

Валентина Пермякова, выпускающий редактор: «Мы публикуем не только трагические истории беженцев, но и письма украинцев, проживающих у себя на родине. Это вызывает шквал негодования. Редакция, по мнению многих, “отклоняется от правды”, “насаждает свое мнение” и ведет “антироссийскую политику”. По поводу публикации писем из Украины в администрации города собирали срочное совещание, куда были приглашены главный  редактор издания, прокурор, начальник полиции и прочие. Правда, дальше просьб “следить за комментариями на своем сайте” дело, к счастью, не зашло».

№37 (365)



    Реклама


    Реклама



    Эксперт Онлайн, последние новости и аналитика

    На совещании в Минпромторге эксперты межведомственной рабочей группы так и не смогли прийти к окончательному решению о том, как именно будет создаваться система обработки информации и хранения данных, которая в соответствие с «законом Яровой» должна быть запущена в эксплуатацию к 1 июля 2018 года


    ТАСС Автор: Рогулин Дмитрий

    #Интернет наш

    Президент РФ подписал «Доктрину информационной безопасности РФ». Направленная на военную и гуманитарную защиту страны от информационных и информационно-психологических угроз в эпоху трансграничной информации, она обращена не только к госорганам, но затрагивает очень широкий круг субъектов - от промышленности электронных компонентов, которой предписано развиваться, до сферы культуры и СМИ. Она предполагает также «развитие национальной системы управления российским сегментом сети «Интернет"»

    Zuma\TASS

    Газовый конфликт с Украиной

    Газ обрастает условиями

    Украина уже готова закупать российский газ, но лишь «при достижении соглашения по ряду вопросов». Однако у «Газпрома» есть все основания оставаться неуступчивым на трехсторонних переговорах в Брюсселе

    Сергей Коньков/ТАСС

    Финансовые инструменты

    Банки остались без депозитов

    По итогам октября темпы прироста средств на депозиты составили 0% в месячном сопоставлении. Сберегательная модель, на которую делают ставку финансовые власти, остается весьма умозрительной в условиях кризиса

    ИТАР-ТАСС Автор: Владимир Смирнов

    Экономический курс

    Патология неравенства

    1 декабря этого года в своем ежегодном послании Президент отнес задачу выхода на темпы роста выше среднемировых на перспективу после 2019 года. Но очевидно, что и до этого времени общество нуждается в осмысленной перспективе социальных трансформаций. В частности, это касается повестки предстоящей кампании по выборам президента. Вряд ли она может строиться по принципу «борьбы хорошего с лучшим». Скорее, она должна быть в определенном смысле мобилизационной – не по отношению к внешним или внутренним врагам, а по отношению к стратегическим вызовам. Вызовам, которые одновременно могут рассматриваться как угроза, и как потенциал для развития. Одним из таких вызовов является исключительно высокий уровень неравенства в российском обществе

    ТАСС

    Это все мое, родное

    Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) после многолетней подготовки наконец запустила торги фьючерсом на нефть марки Urals