Трендовые новости

2015

Комментарий

«Биоинформатика станет золотой жилой для экономики»

Елизавета Чернягина, директор Фонда Биотех, аспирант МФТИ, зам. руководителя ЦКП МФТИ

В апреле в Московском физико-техническом институте прошел первый в России хакатон (соревнование хакеров) по биоинформатике — Genehack.

Россия — родина целой когорты био-информатиков мирового уровня. Возможно, благодаря сильной математической школе, которой мы всегда славились. Одни из самых успешных в мире биоинформатические проекты — GeneGo и Ariadne Genomics — были созданы русскими.

В надвигающийся век персонализированной медицины развитие биоинформатической отрасли в России может стать новой золотой жилой для экономики страны. Кажется невероятным, но если вдуматься — для реализации биоинформатических проектов нет необходимости в дорогостоящем специальном оборудовании, а основным ресурсом является поток талантливой молодежи.

Нам было интересно выяснить, какое оно — биоинформатическое общество в России, и поучаствовать в его формировании. Хакатон — это известный в IT-среде формат: марафон для хакеров по решению программерских кейсов. Мы адаптировали его для биоинформатических задач. Причем задачи брали реальные, приглашая их исследователей в качестве кураторов. В итоге ученые смогли увидеть нестандартные подходы к их решению (в некоторых случаях командам удалось достигнуть того, над чем профессиональные научные группы сидят месяцами), а также найти новых энергичных сотрудников к себе в команду. А молодые участники — биологи, биоинформатики, программисты — получили возможность поработать с настоящими учеными над реальными биоинформатическими задачами.

Не позже осени мы обязательно сделаем новый хакатон — мы хотим масштабировать его сразу на несколько городов, объединив их через телемост.

3 300 000 лет старейшему каменному орудию, которое на прошлой неделе впервые продемонстрировали ученые из Калифорнии. Открытие меняет наше представление о том, что производство орудий труда является отличительным признаком рода homo, — найденные инструменты были произведены задолго до появления человека, во времена австралопитеков.

Схема

Что россияне думают об ученых?

По результатам проведенного Высшей школой экономики опроса, большинство россиян согласны с тем, что наука и техника делают жизнь более комфортной и что ученые — это самоотверженные люди, которые трудятся на благо человечества. Но  мало кто из них считает такой выбор карьеры подходящим для своего ребенка: только 32% были бы рады, если бы их сын или дочь решили посвятить себя науке, а треть респондентов не одобрили бы подобный выбор. По этому показателю мы значительно расходимся с развитыми странами. Например, в США научной карьере своего ребенка обрадовались бы 80% респондентов, а в Израиле — 77%.

Дыра в мироздании

Иштван Сапуди и его коллеги из университета Гавайских островов в Маноа (США) раскрыли секрет загадочного «холодного пятна», обнаруженного в 2004 году на снимках, фиксирующих тепловые волны, долетающие к нам как эхо Большого взрыва, — так называемое реликтовое излучение Вселенной. Анализ данных и фотографий, полученных с телескопов, показал, что пятно отображает гигантскую космическую пустыню — пространство, в котором почти нет галактик, звезд или планет. Пустыня раскинулась на 1,8 млрд световых лет в длину — возможно, это крупнейший объект в нашей Вселенной. Теперь ученым предстоит выяснить, как такая «дыра» во Вселенной могла возникнуть и почему там ничего нет. (1)

Ритуальный каннибализм предков

Изучая человеческие останки из пещеры Гоф в Сомерсете, команда ученых под руководством Сильвии Белло пришла к выводу, что люди, населявшие остров 15 тысяч лет назад, поедали друг друга в ритуальных целях. На сохранившихся костях были найдены следы жевания, отделения от них плоти, извлечения костного мозга и других характерных действий. Об обрядовом характере каннибализма говорит то, что многие кости были особым образом обработаны. Так, черепа обрезали в форме чаши и впоследствии использовали, как полагают ученые, при поедании мяса. Дальнейшие исследования помогут определить, был ли каннибализм свойственен исключительно древним британцам или подобные ритуалы практиковались в мадленский период повсеместно. (2)

Хорошие новости для бросающих курить

Бросить курить скоро станет совсем просто. Ученые научились блокировать процессы в межножковом ядре (части среднего мозга), ответственные за состояние тревоги и перевозбуждения, которые возникают при отказе от никотина. Команда под руководством Пола Гарднера, Оливье Джорджа и Чжао Ши доказала, что стимуляция «зоны тревоги» происходит благодаря выбросам кортиколиберина — белкового нейромедиатора, который мы вырабатываем в ответ на стресс, — и возбуждающего нейромедиатора глютамата. В серии экспериментов ученые сумели полностью блокировать выделение этих веществ в мозговых структурах мышей. На следующем этапе исследователи собираются проверить универсальность описанного метода: если окажется, что таким образом можно снять состояние тревожности и при отказе от других наркотических веществ, это станет настоящим прорывом в лечении зависимостей. (3)

Животворящий вирус

Джоанна Высоцка и Эдвард Гроу из Стэнфордского университета обнаружили в ДНК трехдневного эмбриона человека вирус, предположительно участвующий в генной активности эмбриональных клеток и защищающий их от других вирусов. Речь идет об эндогенном ретровирусе HERVK, встроившемся в геном человека около двухсот тысяч лет назад. Останки подобных древних вирусов передаются по наследству и сейчас составляют около 9% нашего генома. Долгое время считалось, что они бесполезны, поскольку никак не влияют на хозяина. Зафиксированная активность HERVK подвергает этот постулат сомнению и позволяет предположить, что вирусы не только сыграли значительную роль в эволюции человека, но и продолжают участвовать в формировании каждого нового организма. (3)

Источники: (1) Istvan Szapudi et al. // MNRAS, April 19, 2015; (2) Silvia M. Bello et al. // Journal of Human Evolution, April 04, 2015; (3) Zhao-Shea R et al. // Nature Communications, April 21, 2015; (4) Edward J. Grow et al. // Nature, April 20, 2015.

№11 (387)