Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей

7 вопросов Штефану Кэги, члену творческой команды Rimini Protokoll

2015
Фото: Boris Horvat/AFP/East News

Российская столица стала героем проекта группы Rimini Protokoll и получила свой спектакль-прогулку Remote Moscow: зрителям выдают наушники, и они следуют за электронным голосом, превращающим город в театр и в компьютерную игру, по правилам которой действует зритель-участник. До этого с голосом в наушниках бродили в Берлине, Вене, Лиссабоне… В прошлом году Remote пришел в Санкт-Петербург, а теперь добрался до Москвы. «РР» поговорил с одним из создателей проекта о городах и тиражировании искусства.

1. Remote X везде сохраняет концепцию и некоторые обязательные элементы: во всех городах в спектакле присутствуют, например, крыша и кладбище. Связано ли это с идеей тиражирования искусства?

Нет. Мы не совсем копируем спектакль. У нас путешествует идея, а не спектакль, и идея сама находит, каким образом пустить корни в городе. Были времена, когда из города в город путешествовал текст, написанный драматургом, и его ставили разные режиссеры. Но в данном случае текст очень сильно трансформируется, а идея сохраняется, чуть-чуть видоизменяясь в каждом месте, куда она приходит.

2. Говоря про каждый город проекта «Remote X» как про отдельный спектакль, о чем он получается в разных точках мира?

В каждом городе это спектакль о человеке, о том, как технологии могут предсказать наши желания и действия. Но при этом появляются дополнительные смыслы. Например, когда мы делали Remote в Индии, в Дели, за год до этого там было совершено громкое изнасилование. О нем много говорили и писали, оно было на слуху, и то, что в нашем проекте люди не боятся ходить по городу, само по себе стало актом искусства, это было возвращением на улицы, возвращением к свободе перемещения. А, к примеру, в Авиньоне, маленьком городе во Франции, нет метро. Поэтому там нет сцены в метро. Спектакль был частью Авиньонского фестиваля, и он получился больше про сам театр. 

3. Как вы выбираете точки маршрута в разных городах? Например, обязательный элемент — кладбище. В Москве вы выбрали Миусское.

Я люблю кладбище обычное (отвечает по-русски. — «РР»). Мне понравилось, что это кладбище — рядом с рынком, где продают китайские подделки. Ты проходишь через ворота кладбища и оказываешься в каком-то ином мире. Это соседство показалось мне интересным.

4. А бывает так, что город вас удивляет, добавляя смыслы, которые вы не закладывали изначально?

Бывает, и часто. Например, в спектакле есть эпизод, когда мы останавливаемся и три минуты смотрим в одну точку, как будто находимся в театре. Очень трудно было найти правильное место для этой сцены. Наконец мы решили, что это место, куда люди выходят покурить, там они назначают короткие встречи друг другу. И именно там лучше всего было показать этот эпизод.

5. В Санкт-Петербурге акцент Remote был сделан на взаимоотношениях человека и группы, а в Москве на отношениях человека и механизма. Это связано с самими городами?

Я думаю, что в Петербурге это  была история скорее про исторические фасады, про сам город и его великолепие. Был специальный отрывок, проходивший в музее, на выставке, где продавались картины, подобные тем, которые покупают туристы, когда приезжают в Санкт-Петербург. А в Москве, напротив, есть история про бедность. Району Миусского кладбища, где находится рынок и люди продают что-то с рук, его бедности противопоставляется невероятное богатство в районе ЦУМа, куда мало кто заходит и где мало кто может себе позволить что-то купить, потому что цены там просто безумные.

6. В России есть противостояние между Петербургом и Москвой. Вы почувствовали разницу между этими городами?

Вы хотите узнать, кто победил?

7. Можно и так.

Когда-то давно, во времена Ельцина я прожил в Петербурге два месяца. Потом я останавливался там, когда проходила «Манифеста», это важное событие для современного искусства, и мне понравилось, что оно может проходить в том числе и в Эрмитаже. В Москве я провел всего неделю, но сразу полюбил этот город. Это город сердца. В сравнении с Москвой в Петербурге мне скучновато.

Досье

История

Remote X

Участниками масштабного международного проекта Remote X театральной компании Rimini Protokoll были крупнейшие города мира. Remote стал центральным событием Авиньонского фестиваля — 2013. «Remote Петербург», прошедший в прошлом году в Санкт-Петербурге, был включен в программу Европейской биеннале современного искусства «Манифеста-10».

Авторы проекта Хельгард Хауг, Штефан Кэги и Даниэль Ветцель работают вместе с 2000 года. Каждый из них и драматург, и режиссер. С 2002 года группа носит название Rimini Protokoll; все работы создаются коллективно.  Проекты Rimini Protokoll были отмечены  театральными премиями всего мира, в том числе национальной театральной премией Германии «Фауст», Европейской театральной премией «За новые театральные формы», «Серебряным львом» Венецианской биеннале.

№14 (390)



    Реклама



    Реклама