ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Новости науки

2015

Солнечная система

Кислород рождает сомнения

На комете Чурюмова-Герасименко был обнаружен кислород. Он составляет 3,8% всей оболочки кометы. Такие данные были получены с помощью масс-спектрального анализа, проведенного зондом «Розетта». Газовые оболочки большинства комет состоят из воды, углекислого газа и оксида углерода, кислород же в их составе был обнаружен впервые — обычно он очень легко вступает в реакцию с другими веществами и исчезает. На комете Чурюмова-Герасименко кислород, связанный с водой, распространен по оболочке равномерно и не подвержен влиянию внешних факторов. Что, по мнению ученых, означает, что он появился в ядре кометы в период ее зарождения. Что самое интересное, это предположение противоречит существующим моделям формирования Солнечной системы. Теперь эти модели, возможно, придется пересмотреть.

Технологии

Бутылка притягивает

В Британии создан односторонний акустический излучатель — устройство, способное с помощью звуковых волн поднять или притянуть материальный объект, двигать его и удерживать на весу. Раньше «левитировать» предметы могли лишь в двусторонних излучателях, когда объект находился посередине между двумя источниками звука. Новая установка представляет собой платформу с динамиками, способными формировать ультразвуковую волну высокой интенсивности. Изменяя выходной сигнал динамиков, физики создают акустические поля различных форм: в виде шипов, вихря и бутылки — каждое поле позволяет по-разному манипулировать объектом. Разработчики планируют адаптировать излучатель для медицинских целей: например, для адресной доставки лекарств, когда с помощью установки можно будет направлять движение частиц лекарства к тому или иному органу.

Гены

Ответ паразитам

Команда исследователей из Лондонской школы гигиены и тропических болезней обнаружила, что распространенные аллергены и опасные для человека паразиты содержат структурно схожие группы белков, вызывающие у человека одинаковый иммунный ответ. Исследователи пришли к выводу, что в свое время иммунитет человека научился реагировать на эти белковые группы, запуская механизм борьбы с паразитами. Но и в отсутствие паразитов организм включает ту же реакцию, когда сталкивается со схожими белковыми группами безопасных растений. Эти данные были подтверждены экспериментально: иммунный ответ человека на белок SmBv1L, выделенный из червя «Шистосома Мансони», оказался абсолютно идентичен реакции человека на пыльцу березы, содержащую схожий белок.

Молекулы

Маршрутный лист метастаза

Ученые наконец поняли, почему опухоль метастазирует в определенные органы и как формируются эти новые образования. Оказывается, раковые клетки выделяют миллионы экзосом — крошечных шариков с жидкостью, содержащих образцы белков и генетическую информацию. Они поступают в новый орган и вызывают реакцию (например, воспаление), необходимую для того, чтобы раковые клетки смогли в будущем разрастись на новом месте. Информация об органе, куда поступят те или иные экзосомы, зашифрована с помощью определенных комбинаций белка интегрина. Изменяя комбинацию интегринов, ученые смогли заставить раковые клетки двигаться к другому органу: например, вместо костей — в легкие. Также удалось определить, что взаимодействие экзосом с пока еще здоровым органом увеличивает количество в нем белков группы S100. Определив количество этих белков в органе и комбинацию интегринов в экзосомах, врачи смогут узнать, куда будет метастазировать опухоль.

Источники: (1) A. Bieler et al // Nature, 29 October 2015; (2) Marzo, A. et al // Nature Communications, 27 October 2015; (3) N. Tyagi et al // PLOS Computational Biology, 29 October 2015; (4) Ayuko Hoshino et al // Nature, 28 October 2015.

«Первую помощь окажет линза»

Мария Резвова, химик-органик, Кемеровский государственный университет

Команда ученых компании «Лиомед» при Кемеровском государственном университете разработала глазную лечебную ионообменную линзу.

При серьезных повреждениях глаза врачи должны промыть его чистой водой, закапать обезболивающее и затем последовательно накладывать абсорбирующий, антибактериальный и другие гели. Часто в экстренных ситуациях у врачей нет возможности либо времени провести все эти процедуры. Мы разработали лечебную линзу, способную одновременно абсорбировать токсические вещества с поверхности, полости и глубоких тканей глаза и предотвращать развитие воспалительного процесса. Линза состоит из сверхчистого биологически инертного гидрогеля. Когда на поверхность линзы попадает кислое вещество, в гидрогеле происходит катионный или анионный обмен: кислота или другие агрессивные вещества преобразуются в воду или обычную соль. Также в гидрогеле происходят электростатические процессы, помогающие «притягивать» бактерии, которые линза иммобилизует, полностью подавляя их рост. Гидрогель нейтрализует все бактерии, включая устойчивые к антибиотикам.

С помощью линзы можно экстренно оказать первую помощь. Ее накладывают на рану, промыв ее водой. Или даже не промывая, если воды нет. За полчаса, пока человек едет в карете скорой помощи, линза успеет выполнить все свои функции, и можно будет приступить к основному лечению. Скорость лечения позволит снизить количество случаев, когда повреждения становятся настолько серьезными, что человек остается инвалидом.

Работа над линзой началась четыре года назад, и сейчас мы завершаем клинические испытания. В России линза уже запатентована. Аналогов за рубежом нет — только гели со схожим эффектом. Так что мы подали заявку и на получение международного патента.

28 млн кв. км

составляет площадь озоновой дыры над Антарктидой на сегодня. Это на четыре миллиона квадратных километров больше, чем в прошлом году, хотя за последнюю четверть века она трижды бывала еще огромнее. Ученые предупреждают, что значительные размеры дыры и ее медленное сокращение существенно увеличивают количество ультрафиолета, который проникает к поверхности Земли в южном полушарии, что повышает возможность развития рака кожи и других болезней в ближайшие месяцы.

Не в службу, а в кайф

В разгар осеннего призыва на воинскую службу ВЦИОМ решил выяснить, как к ней относятся россияне. Оказалось, что по сравнению с началом 1990-х годов граждане гораздо позитивнее оценивают наличие у них этой обязанности. Сходным образом изменились и тенденции в оценке условий быта личного состава: «очень хорошими» или просто «хорошими» их считают 65% участников опроса; в 1990-х годах таковых было всего 19%.

С каким из мнений об армии и ее влиянии на молодежь вы бы скорее согласились? (закрытый вопрос, один ответ, %)

1990 год

2015 год

Именно в армии юноша может получить хорошую нравственную и физическую подготовку

33

64

Служба в нынешней армии калечит юношей морально, а порой и физически

42

25

Затрудняюсь ответить

25

11

Командир 45-й экспедиции на МКС Скотт Келли сделал селфи в открытом космосе. 54.jpg NASA
Командир 45-й экспедиции на МКС Скотт Келли сделал селфи в открытом космосе.
NASA

Командир 45-й экспедиции на МКС Скотт Келли сделал селфи в открытом космосе

№24 (400)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram

«Экспоцентр»: место, где бизнес развивается

В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

ИТС: сферы приложения и условия эффективности

Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

Когда безопасность важнее цены

Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

Армения для малых и средних экспортеров

С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».