Театр

Афиша
Москва, 25.02.2019
«Русский репортер» №3 (467)

Арифметика любви

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Четыре года назад я написала текст «Арифметика прощения». Начинался он так: «Предпоследняя премьера этого сезона в Театре “Практика” — спектакль Казимира Лиске “Black & Simpson”, поставленный по реальной переписке двоих — убийцы и отца убитой девушки. В Москву эту историю привез актер и режиссер Казимир Лиске. Американец. Лиске услышал эту историю по американскому радио во время одной из поездок домой, нашел героев и решил поставить спектакль по их переписке — свидетельство того, что простить можно все. Без всяких “почти”.

Итак, на сцене двое. Гектор Блэк (Дмитрий Брусникин) — фермер из штата Теннесси и Айван Симпсон (Антон Кузнецов) — пожизненно заключенный».

Дальше шло описание сюжета: Гектору за 80, всю свою праведную жизнь он занимался сельским хозяйством и растил дочерей. Айван — бывший наркоман, изнасиловавший и убивший одну из дочерей Гектора, Патрицию. Между ними — массивная деревянная перегородка и крафтовые конверты — письма. Много писем. Переписка этих людей началась в 2000 году, когда Блэк отправил Симпсону первое письмо. А Симпсон вдруг ответил.

Потом я писала о неких вопросах к режиссеру в финале — на премьере работа казалась небезупречной. Но оказалась безупречной в чем-то ином, что не вписывается в рамки рецензий. В чем-то, что позволило этому спектаклю пережить создателей.

Сначала шагнул в окно режиссер Казимир Лиске — самый русский американец. Он играл и говорил по-русски без акцента, переводил Вырыпаева, любил жену-художницу и маленького сына. Ничто не предвещало и ничего не объяснило.

Обычно в финале постановки режиссер читал письмо реального Гектора Блэка — на премьере Блэк, например, советовал не расстраиваться из-за плохих рецензий. На показе после трагедии в финале на сцену выходила вдова Казимира Лиске, Полина. А реальный Блэк соболезновал.

Но спектакль ждало еще одно испытание, которое, казалось бы, должно было завершить его историю окончательно. Дмитрий Брусникин последний раз сыграл Гектора Блэка в июле 2018-го, а в начале августа — внезапно умер.

Но режиссер Марина Брусникина, нынешний художественный руководитель «Практики» и вдова Брусникина (писать это до сих пор невозможно) решила восстановить спектакль. С февраля 2019 года роль Гектора Блэка играет друг, коллега и однокурсник Дмитрия Брусникина Александр Феклистов. Эта колонка ушла в печать в день второй премьеры спектакля. Но почему-то я уверена, что теперь у Москвы есть контраргумент за любовь — ту самую, которая есть Бог. И которая уж точно сильнее смерти.

Дети ворона

Режиссер Екатерина Корабельник

Москва, Театральный центр им. Вс. Мейерхольда

15/03, 24/03

 

 079_rusrep_03-5.jpg

«Детей ворона» Юлии Яковлевой назвали главным книжным событием выставки NonFiction 2015; книга получила премию In Other Words британской ассоциации чтения и была летом прошлого года переведена на английский. Деньги на спектакль по «Детям ворона» команда постановки собирала краудфандингом. И собрала. История времени, когда родителей увозил черный воронок, а дети представляли, что папу и маму похитил огромный Черный ворон. Режиссер Екатерина Корабельник рассказывает об этом времени современным детям — так, как рассказала бы своему сыну, которому еще нужно дорасти до книги Яковлевой. Да, в марте спектакль включен в программу фестиваля независимых детских театров «Карабас».

Для людей

Мойры Петроградского района

Режиссер Александра Ловянникова

Московский областной театр кукол

09/03, 12/03

 

 079_rusrep_03-1.jpg

Спектакль по пьесе Константина Федорова претендует на пять наград на «Золотой Маске» — 2019, но гораздо интереснее то, что Федоров написал пьесу специально для театра кукол. Для истории о заброшенных во время войны в Ленинград мойрах режиссер и художник Александра Ловянникова придумала перчаточных кукол с лицами из папье-маше. В этом мире хозяйственная перчатка — дворник, лаковая — бизнесмен. Куклы вышагивают по столу пальцами куколоводов, а сказка о нитях судьбы оказывается еще и историей отношений куклы и кукловода.

Для людей

Рождение Сталина

Режиссер Валерий Фокин

Санкт-Петербург, Александринский театр

07/03, 29/03

 

 079_rusrep_03-7.jpg

Валерий Фокин говорит, что еще три года назад решил исследовать механизм исчезновения человека и появления тирана — как рождался Сталин и что стало с Джугашвили. «Он ведь решительно отрицал все, что было связано с его юностью.... Вот эту черную дыру в его биографии я почувствовал, когда стал интересоваться, и мне захотелось исследовать период его молодости — еще до ссылки… Мы не следуем буквально документам, фактам. Театр имеет право домысливать, на то он и театр. Мистика еще и в том, что именно такой человек в итоге и оказался у руля страны», — говорит режиссер. В основе сценической композиции — исторические материалы, фрагменты романа Ф. М. Достоевского «Бесы» и пьесы М. А. Булгакова «Батум», а также тексты современных авторов.

Для людей

Деликатес. Удмуртская история преступлений

Режиссер Павел Зорин

Молодежный театр Les Partisans (Ижевск) на сцене Культурного центра ЗИЛ

08/03

 079_rusrep_03-6.jpg

Спектакль — участник программы «Маска Плюс» «Золотой Маски» — 2019. Драматург Миша Соловьев — реальный криминалист. А веселый спектакль про самую жесть российской повседневности — анамнез профессионального выгорания человека, регулярно сталкивающегося с агрессией без причин и мотивов.

Для людей

У партнеров

    Реклама