Приобрести месячную подписку всего за 350 рублей
Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

С огоньком

2005

Кажущееся анахронизмом производство спичек может успешно развиваться в современных условиях. Об этом говорит опыт молодых менеджеров, с приходом которых томская спичечная фабрика "Сибирь" обрела второе дыхание

Когда в конце 1980-х годов на российский рынок хлынул китайский ширпотреб, а с ним и одноразовые зажигалки, воспринимавшиеся тогда в диковину, ни одна спичечная фабрика не могла представить, сколь грозный конкурент у нее появился. За 10 лет в России из 30 спичечных фабрик осталось лишь 7, причем две сегодня намерены сворачивать производство.

В 2001 году та же участь могла постигнуть томскую спичечную фабрику " Сибирь", только-только отметившую вековой юбилей. Предприятие, основанное представителем известной династии предпринимателей Евграфом Кухтериным, на протяжении десятилетий являлось монополистом по производству спичек в Западной Сибири. В новый век фабрика вступила фактически без оборотных средств, испытывая постоянный сырьевой голод и рассчитываясь с партнерами по бартерным схемам. Максимум, на что хватало внутренних ресурсов, - ежемесячное производство 15-18 млн коробков спичек для Томска, Новосибирска и Кемерова. Предприятие находилось на грани банкротства.

Жив курилка

Чтобы спасти фабрику, старые хозяева пригласили команду молодых менеджеров из томской компании "КД-Восток", которая специализируется на производстве кондитерских изделий. "Мы изучили ситуацию на рынке - на тот период спичка как бизнес-продукт показалась нам интересной. В 2001 году она продавалась хорошо. Тогда в России работало всего 7 фабрик, кроме того, сюда поставляли свою продукцию три белорусских завода. Спрос превышал предложение", - вспоминает директор торгового дома спичечной фабрики "Сибирь" Марс Идрисов.

"Неужели кто-то до сих пор пользуется спичками?" - недоумеваю я. Оказывается, старшее поколение пользуется. Зажигалка, конечно, дешевая, но она неудобна на морозе, на ветру. В сельской местности спичку больше уважают, чем в крупных городах. По словам руководителей фабрики, в Томской области, где живет миллион жителей, "Сибирь" продает 3 млн коробков в месяц, а в Кемеровской области с тремя миллионами жителей - 5-6 млн коробков. Статистика утверждает, что в советские времена на душу населения приходилось 76 коробков спичек в год, сейчас житель России сжигает их в среднем 27-35. Этот неказистый товар образует рынок емкостью, по разным оценкам, 60-200 млн долларов.

Марс Идрисов пришел на фабрику вместе с Антоном Карасевым, который тогда возглавил производство. "Мы выкупили весь имущественный комплекс, оборотные активы, в том числе бывшего леспромхоза "Первомайский", - рассказывает Карасев. - Сразу исключили все бартерные схемы. Изучили сырьевую структуру рынка и напрямую заключили договора с поставщиками. Уже эти шаги позволили снизить себестоимость примерно на 30%. А чтобы наладить стабильный сбыт, на первых порах нам пришлось сознательно пойти на серьезное снижение цен на продукцию, на различные льготы для потребителей. Параллельно шло техническое перевооружение: закупили дополнительную линию упаковки, что дало возможность увеличить объемы выпуска спичек в каждой смене на 30%. Всего за первые полтора года инвестиции в фабричное оборудование составили около 50 млн рублей".

Через три-четыре месяца после прихода нового руководства на фабрику приняли 200 новых сотрудников, началась работа в две смены. К 2003 году объем производства вырос с 6 до 15 вагонов в месяц. Но внезапно спрос на спички стал падать. Рынок оказался перенасыщен: бдительные конкуренты тоже увеличили выработку. Цены на продукцию пошли вниз.

В "Сибири" сочли, что единственный выход из положения - снижать себестоимость спички. Искать более дешевое сырье - бессмысленно. Картон в России производят всего три фабрики и продают его всем по одинаковым ценам. Томичам по качеству больше приглянулся картон питерского предприятия. Главные компоненты зажигательной смеси - бертолетову соль и красный фосфор - спичечные компании покупают в Березняках, парафин - в Перми. Даже собственный леспромхоз не удешевляет производство, так как "древесная" составляющая в себестоимости спички - 10-15%.

Тогда бизнесмены решили применить на практике тезис "количество переходит в качество". Тем более что специфика производства диктует свои законы: чем больше спички производишь, тем ниже ее себестоимость. Несмотря на проблемы со сбытом, запустили третью смену и перевели производство в режим "нон-стоп". В 2004 году с фабрики отгружали уже не менее чем по 25 вагонов в месяц, или по 80 млн коробков. Годовой оборот спичечного производства в прошлом году достиг 200 млн рублей.

Выброс товара на уже перегретый рынок обрушил бы его. Поэтому пришлось завоевывать новые регионы сбыта. За три года из Восточной Сибири и с Дальнего Востока оказались вытеснены практически все крупные игроки - томская серянка заняла 80% рынка. Пятая часть товара уходит за рубеж: в Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмению и Монголию. Фабрика "Сибирь" - единственная за Уралом, и это дает ей конкурентное преимущество по расходам на доставку груза.

На перекур

Несмотря на прочные позиции на рынке, предприниматели сетуют, что от спичечного бизнеса нет большой отдачи. Марс Идрисов поясняет: "Главный "минус" - устаревший технологический процесс. В автоматизацию нужно инвестировать около 10 млн долларов. Мы бы на это пошли, если бы точно убедились, что спрос превышает предложение. Нам сегодня трудно конкурировать с фабриками, у которых есть дополнительные мощности для увеличения производства".

Например, спичечная фабрика " Балабановская" (Калужская область) производит в три раза больше спичек, чем томская "Сибирь". До 1998 года "балабановцы" первыми успели перейти на автоматизированное импортное оборудование. Томичи опоздали: дефолт застал их, когда строительство площадок под новые линии находилось в самом разгаре. Планы рухнули, вернув производство на уровень 1960-1970-х годов. Несмотря на то что на обеих фабриках сегодня занято по 600 человек, себестоимость калужской продукции ниже. "Зарплаты везде одинаковые, а спичек калужцы делают больше, - говорит Идрисов. - Когда они испытывают проблемы со сбытом, они регулируют цену на рынке, как им удобно. Мы не хотим продавать ниже себестоимости".

Падение прибыли из-за кризиса перепроизводства отмечают все игроки спичечного рынка. Несколько раз в год директора крупных предприятий съезжаются в Москву, чтобы за столом переговоров выработать правила цивилизованной торговли. Основные темы обсуждений - раздел территории и сокращение объемов производства на всех предприятиях, чтобы выровнять баланс между спросом и предложением и укрепить падающую цену. На деле же выработанные решения оказываются пустым звуком: вернувшись к родным пенатам, предприниматели забывают обо всех договоренностях по квотам выпуска продукции.

Отсутствие правил игры на рынке приводит к естественному отсеву. Некрупные игроки с трудом выдерживают конкуренцию и вынуждены волей-неволей сокращать производство. По прогнозам аналитиков, спичек в ближайшие год-два будет выпускаться меньше. Значит, ситуация на рынке улучшится, и цены вырастут.

Между тем, томские предприниматели освоили новое, более прибыльное направление - выпуск сувенирной продукции под брендом " Русская спичка". "К нам начали обращаться различные томские клубы, рестораны, казино с просьбой изготовить эксклюзивные спички с их логотипами, - рассказывает Марс Идрисов. - В ресторанах, например, подавать к сигарам спички - особый шик. Мы начали развивать эту тему: делать коробки, похожие на визитки, кредитные карточки, книжки - в общем, любых конфигураций". Сувенирная продукция более рентабельна: сигарные спички в три раза дороже бытовых, а каминные - в пять раз. При минимуме затрат эта ниша считается привлекательной, но чтобы ее развивать, нужно расширять рекламный отдел, который мог бы постоянно выезжать в регионы для продвижения ноу-хау.

Палочка-выручалочка

Томские предприниматели ратуют за оптимизацию производства с целью увеличения прибыли, но не намерены его расширять - фабрика работает на пределе. К тому же, по мнению специалистов, в будущем потребительская способность спички ежегодно будет терять 1%, что объясняется растущей популярностью зажигалок. Спички остаются профильным видом продукции "Сибири", хотя со временем их доля в общем объеме производства, возможно, будет снижаться. Сейчас она составляет 80%.

10% приходится на долю палочек для мороженого, которые раньше считались сопутствующей продукцией. На новое направление сделали ставку два года назад, когда решили диверсифицировать бизнес. Директор торгового дома "Сибири" рассказывает: "В 2002 году мы изучили рынок палочек для эскимо. 70% этой продукции привозили из Китая, где она производится из купленной в России же березы. У китайцев есть крупный заказчик в Москве - компания " Тетра Пак", которая поставляет хладокомбинатам различные ингредиенты и оборудование для выпуска мороженого, в том числе палочку. Мы решили конкурировать с китайцами и купили специальную немецкую технику, которая позволяет изготовлять различные модификации палочек: от обычных форм и размеров до изощренных. И начали выходить с предложениями к мороженщикам".

Многие продовольственные предприятия, хладокомбинаты отказались от закупок дорогих зарубежных палочек и перешли на томские. Сегодня палочку спичечной фабрики покупают практически все сибирские производители мороженого из Красноярска, Кемерова, Новокузнецка, Новосибирска, Барнаула, Омска; на нее обратили внимание уральцы и москвичи. Спичечная фабрика стремится выйти в лидеры среди производителей палочек в России.

В 2003 году "Сибирь" произвела палочек для мороженого на 30 млн рублей. Единственный недостаток, по мнению предпринимателей, - сезонность спроса: эскимо продается в основном летом, а зимой в фаворе весовое мороженое и торты. Поэтому в холодное время года приходится работать про запас, "на склад", тем более что летом не хватает производственных мощностей.

Еще десятую долю производства "Сибири" занимает лесопереработка на базе леспромхоза "Первомайский". Его мощность - 45 тыс. куб. м в год. Первомайцы заготавливают не только "спичечную" осину, но и хвойные породы, пиломатериалы и круглый лес, которые хорошо востребованы и на российском, и на зарубежных рынках. Наибольшим спросом пользуется клееный брус, который требуется для строительства в пригородах жилых домов нового типа - с деревянных верхом и железобетонным основанием и каркасом. По комфорту, экологичности и себестоимости такие здания превосходят кирпичные и железобетонные. В будущем, надеются бизнесмены, в Томске могут появиться целые "деревянные" кварталы с энергосберегающей, экологичной и дешевой системой отопления. К тому времени спичка, скорее всего, станет раритетом и будет представлять интерес только для коллекционеров-филуменистов.

Объем выпускаемой продукции спичечной фабрики "Сибирь"
«Эксперт Сибирь» №15 (67)
Подписаться на «Эксперт» в Telegram



    Реклама




    Дать рынку камамбера

    Рынок сыра в России остается дефицитным. Хотя у нас в стране уже есть всё — сырье, поставщики оборудования и технологии

    Струйная печать возвращается в офис

    Обсуждаем с менеджером компании-лидера в индустрии струйной печати

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Аквапарк на Сахалине: уникальный, всесезонный, олимпийский

    Уникальный водно-оздоровительный комплекс на Сахалине ждет гостей и управляющую компанию

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама