ПУБЛИКУЙТЕ НОВОСТИ О ГЛАВНЫХ СОБЫТИЯХ
СВОЕЙ КОМПАНИИ НА EXPERT.RU

Самое интересное за месяц с комментариями шеф-редактора. То, что нельзя пропустить!

Тот еще размерчик

2005

Несмотря на засилье дешевой китайской обуви на рынках Красноярска, местная обувная фабрика "Ионесси" на протяжении нескольких лет не снижает темпы производства. Каждый десятый красноярец носит ее обувь

Объясняя загадочное слово "Ионесси", некоторые пытаются связать его с легендарным лох-несским чудовищем. На самом деле происхождение названия уходит корнями в прошлое - так называли Енисей местные народы до прихода казаков. Свое имя компания получила в 1991 году, после реорганизации и превращения в закрытое акционерное общество красноярской обувной фабрики "Спартак". История предприятия началась в 1923 году. Сначала оно работало в основном для нужд армии и других силовых ведомств - здесь шили сапоги для лагерной охраны, затем для самих заключенных, в годы войны - для солдат.

Когда в конце 1980-х появилась первая возможность работать в условиях капиталистических отношений, руководство фабрики решило: для выпуска сапог, ботинок и туфелек "для людей" нужно глобально перестроить все мощности завода, добиться повышения качества. Тогда обувь советского производства являлась объектом насмешек, и избавиться от старых стереотипов можно было только изменив имидж.

Закупили новое импортное оборудование - появилась возможность выпускать продукцию, соответствующую современным требованиям обувного прет-а-порте и при этом доступную большей части населения. Зарубежные товары в то время превратились в фетиш, но компания не стала "мимикрировать" под импорт, подобно многим российским обувщикам, выбиравшим для своих марок иностранные слова. "Особенность многих современных русских обувных брендов состоит в том, что их большая часть позиционируется как иностранные, - говорит генеральный директор ЗАО "Ионесси" Александр Пальников. - То есть для продвижения на рынке используются названия, похожие на марки стран с традиционно развитой обувной промышленностью - Чехии, Италии, Германии. Часто покупатель даже не догадывается, что под "импортным" лейблом продается товар, произведенный в России".

Судьбоносный дефолт

Реконструировать предприятие в нестабильных макроэкономических условиях - дело достаточно рискованное. На "Ионесси" производство не сворачивали, ежедневно выпускали несколько сотен пар обуви. Тем не менее, к августовскому кризису 1998 года фабрика оказалась в сложном финансовом положении. В то время Красноярский край, как и вся Сибирь, был буквально завален дешевой контрабандной обувью китайского производства.

"После августовской девальвации рубля, когда импортная обувь для большинства сибиряков оказалась не по карману, мы резко активизировали производство, расширили ассортимент, - вспоминает Александр Пальников. - Хорошо понимали, что от кризиса пострадает прежде всего население со средним достатком, поэтому сделали ставку на выпуск продукции, удовлетворяющей потребности именно таких людей. Покупатели стали перемещаться либо в сегмент отечественного производителя, который к тому времени набрался опыта, стал выпускать более качественную и разнообразную обувь, либо к дешевой продукции Юго-Восточной Азии. Дефолт освободил довольно приличную нишу, которую мы сумели занять. Другое важное условие расширения рынка сбыта заключалось в снижении затрат при сохранении высокого качества - цена изделий должна быть максимально конкурентоспособной. Последствия кризиса мы обернули себе на пользу".

Уже в 1999 году объем производства на фабрике вырос на 160%, а обувь начали поставлять на восток до Амурской области. Наращивание темпов продолжалось до 2002 года, в котором фабрика поставила рекорд по объему выпуска в "капиталистический" период своего развития - 200 тыс. пар. Значительно расширилась география сбыта, в большей степени на территории Восточной Сибири - в Иркутской и Читинской областях, Бурятии, а также на Дальнем Востоке. Отрасль уверенно шла на подъем. Но проблемы оставались: неравные условия на рынке, отсутствие честной конкуренции между отечественным производителем, "серым" и "черным" импортом.

Китайский туз и черная шестерка

В начале перестройки вся обувная промышленность России производила около 350 млн пар в год. Через 15 лет объем сократился более чем в семь раз - до 45 млн. Сегодня падение составляет 5% в год. Обуть всю страну даже при большом желании не получается: силы не те, а главное - давит импорт. Причем не столько легальный, сколько "серый" и "черный". В 2004 году, по данным таможенных органов, в Россию официально ввезено около 50 млн пар обуви. При этом Росстат сообщает: ежегодно в стране продается около 220 млн пар обуви, в основном импортной. Получается, что более 120 млн пар производятся в России подпольно либо завозятся контрабандой.

Массовому ввозу импортной дешевой обуви способствует постановление правительства РФ от 10.07.99 783 "О перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации", согласно которому физическое лицо может беспошлинно провозить через границу до 50 кг, с пошлиной 4 евро за 1 кг - до 200 кг груза. Такие относительно либеральные правила позволяют челнокам с минимальными затратами и рисками завозить в страну огромные партии обуви. Новые сложности для обувщиков России связаны с растущим каждый год импортом из Китая. Главные козыри известны: низкая цена и огромные объемы производства (около 5 млрд пар в год). По ценовым и потребительским характеристикам обувь российских производителей приближаются к импортной обуви со средней стоимостью. Хотя местные производители и держат 10% обувного рынка Красноярска, увеличить эту долю в ближайшей перспективе им будет сложно: рентабельность держится на уровне 5-7%.

Изменение ситуации зависит от изменений законодательства в таможенной сфере. Пока они не идут на пользу отечественному производителю. Сейчас Министерство экономического развития и торговли РФ разрабатывает меры по выведению из тени "подпольных" импортеров обуви. Желание благое, но, как считают участники рынка, снижение пошлин на всю импортируемую обувь с 15% до 10% просто приведет к краху российской обувной промышленности. "Мы считаем, что нужно навести элементарный порядок на таможне и на рынке. Какой инвестор будет вкладывать в обувную промышленность, когда больше половины обуви появляется на внутреннем рынке неизвестно откуда?" - задает риторический вопрос Александр Пальников.

Сибирский размер

Что смогла противопоставить "Ионесси" китайскому обувному буму? Сейчас фабрика ежедневно выпускает 600 пар обуви - мужской, женской, молодежной, школьной, а также рабочей и специализированной. Разработанная и уже в основном введенная в производство дамская коллекция сразу нашла отклик у покупательниц разных возрастов и социального статуса. Успешно работает сеть из 15 фирменных магазинов в городах Красноярского края и дилерская сеть в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Особенно важен в производстве обуви подбор оборудования. Высокотехнологичные машины позволяют оптимизировать процесс производства, снизить расходы, повысить производительность труда и качество продукции. С ростом доходов и повышением статуса потребители ищут не просто обувь, а качественную обувь. Ценится удобство, комфорт, экологичность. Хорошую обувь нельзя делать на плохом оборудовании - к такому выводу пришли в "Ионесси", и фирма отказалась от сотрудничества с производителями из Азии, Восточной Европы и Турции.

Турецкая техника, к примеру, дешевле итальянской, но частые поломки приводят к простою производства, и убытки многократно перекрывают сэкономленные на покупке деньги. На фабрике в основном используется австрийское, немецкое и итальянское оборудование. Например, затяжные станки фирмы Schon и швейные машины Pfaff - общепризнанных мировых лидеров на рынке оборудования для обувной промышленности.

"Мы сами не производим сырье и комплектующие, а только собираем готовое изделие, - рассказывает директор по производству Наталья Горностаева. - Материалы закупаем по всей Европе, сотрудничаем с 30-40 фирмами. Клей и кожкартоны для стелек - из Италии, нитки - из Германии, фурнитура - из Турции. А вот кожа - исключительно российская". Во времена государственного заказа кожу на фабрику поставлял Канский кожзавод, и многие жители Красноярска еще вспоминают "дубовость" и жесткость выпускавшейся тогда продукции. Другого сырья в те годы просто не было. Сегодня в России появились достойные производители кожсырья, не уступающего зарубежному. Главные поставщики кожи для обуви "Ионесси" - известнейшие в России кожевенные заводы: ярославская компания " Хром", рязанская " Русская кожа".

Но, как считают на самой "Ионесси", настоящая причина популярности ее продукции кроется все-таки не в материалах. Известно, что российская обувь отличается от заграничной по нескольким параметрам. Важнейший из них - полнота ноги. На Западе средняя женская полнота - 4, в европейской части России - 5, а в Сибири - 7. Европейская шкала полноты совпадает с российской примерно наполовину: у нас ноги шире, чем у европейцев. Удобство и комфортность обуви "Ионесси" объясняется соответствием сибирской полноте ноги. "При моделировании обуви учитываем наши сибирские параметры, - поясняет Наталья Горностаева. - Иначе нельзя".

Эта специфика учитывается и при изготовлении подошвы - важнейшей детали, определяющей функциональные и эстетические свойства обуви. Подошву здесь делают из термоэластопласта - сложного полимера, похожего на резину, и полиуретана - легкого материала для летней обуви (он плохо выдерживает минусовую температуру). Термоэластопласт менее подвержен замерзанию, а значит, ломкости и скольжению.

Каждый год фабрика "Ионесси" выпускает порядка 60 новых моделей обуви. Информацию модельеры собирают с крупных и престижных ярмарок и выставок (" Мосшуз", " Рослегпром"). Нередко заглядывают и в современные магазины и модные бутики. Ежегодная коллекция представлена 130 моделями. Среди них есть "вечные" - это обувь для пенсионеров, внешний вид и потребительские свойства которой всегда будут по нраву людям старшего поколения. Средний срок жизни модели - три года, существуют и такие, которые модны всего один сезон. "Сегодня в моде спортивное направление, поэтому стараемся каждый сезон обновлять коллекцию этого стиля обуви", - говорит Наталья Горностаева. И здесь красноярские обувщики по-прежнему следуют своему главному принципу - качество плюс доступность.

«Эксперт Сибирь» №25 (77)
«Эксперт» в Telegram
Поставить «Нравится» журналу «Эксперт»
Рекомендуют 94 тыс. человек



    Реклама



    «Экспоцентр»: место, где бизнес развивается


    В клинике 3Z стали оперировать возрастную дальнозоркость

    Офтальмохирурги клиники 3Z («Три-З») впервые в стране начали проводить операции пациентам с возрастной дальнозоркостью

    Инновации и цифровые решения в здравоохранении. Новая реальность

    О перспективах российского рынка, инновациях и цифровизации медицины рассказывает глава GE Healthcare в России/СНГ Нина Канделаки.

    ИТС: сферы приложения и условия эффективности

    Камеры, метеостанции, весогабаритный контроль – в Белгородской области уже несколько лет ведутся работы по развитию интеллектуальных транспортных систем.

    Курс на цифровые технологии: 75 лет ЮУрГУ

    15 декабря Южно-Уральский государственный университет отметит юбилей. Позади богатая достижениями история, впереди – цифровые трансформации

    Когда безопасность важнее цены

    Экономия на закупках кабельно-проводниковой продукции и «русский авось» может сделать промобъекты опасными. Проблему необходимо решать уже сейчас, пока модернизация по «списку Белоусова» не набрала обороты.

    Новый взгляд на инвестиции в ИТ: как сэкономить на обслуживании SAP HANA

    Экономика заставляет пристальнее взглянуть на инвестиции в ИТ и причесать раздутые расходы. Начнем с SAP HANA? Рассказываем о возможностях сэкономить.

    Армения для малых и средних экспортеров

    С 22 по 24 октября Ассоциация малых и средних экспортеров организует масштабную бизнес-миссию экспортеров из 7 российских регионов в Армению. В программе – прямые В2В переговоры и участие в «Евразийской неделе».


    Реклама